Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:18, курсовая работа
Являясь одним из важнейших этапов уголовно-процессуальной деятельности, досудебное производство создает предпосылки для успешного достижения целей не только судебного разбирательства, но и уголовного процесса в целом. Между тем причины нарастающих негативных тенденций в сфере уголовной юстиции в немалой степени обусловлены пороками именно досудебной стадии уголовного процесса. Поэтому без совершенствования предварительного производства, без поиска наиболее рациональных и эффективных средств и способов раскрытия и расследования преступлений не могут быть успешно решены и задачи судебной реформы.
Введение…………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела……………………………….4
I.I. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела…………………………………….7
I.II. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела…………………………….12
I.III. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела…………………17
Глава II. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………………………………………………………………21
II.I Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела……………….26
II.II. Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………….34
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела……………………………….4
I.I. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела…………………………………….7
I.II. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела…………………………….12
I.III. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела…………………17
Глава II. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………………………………………
II.I Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела……………….26
II.II. Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Являясь одним из важнейших этапов уголовно-процессуальной деятельности, досудебное производство создает предпосылки для успешного достижения целей не только судебного разбирательства, но и уголовного процесса в целом. Между тем причины нарастающих негативных тенденций в сфере уголовной юстиции в немалой степени обусловлены пороками именно досудебной стадии уголовного процесса. Поэтому без совершенствования предварительного производства, без поиска наиболее рациональных и эффективных средств и способов раскрытия и расследования преступлений не могут быть успешно решены и задачи судебной реформы.
Часть 1 статьи 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». [1]
Одним из принципов уголовного процесса является законность, то есть «суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель не вправе применять федеральный закон, противоречащий настоящему УПК РФ». Последовательная реализация этого принципа служит непременным условием построения действительно правового государства.
Законность должна быть, прежде всего, правовой, при которой закон соответствует общепризнанным гуманистическим принципам права. Право должно быть масштабом свободы, а не правилами, которые описывают весь процесс общественной жизни, регламентирующим даже те общественные отношения, которые по своей природе не могут регулироваться правовыми нормами.
По действующему законодательству в уголовном процессе существует стадия возбуждения уголовного дела. Именно в первоначальной стадии - при возбуждении уголовного дела - допускается наибольшее количество нарушений. Одна из проблем стадии возбуждения уголовного дела - нарушение сроков предварительной проверки. Статья 144 действующего УПК РФ устанавливает для предварительной проверки (стадии возбуждения уголовного дела) трехдневный срок и лишь в по ходатайству следователя, дознавателя позволяет увеличить его до 10 суток.[2]Это приводит к тому,что: 76,8% заявлений и сообщений о преступлениях рассматриваются в срок свыше трех суток, хотя по большинству изученных материалов решение могло бы быть принято незамедлительно. Десятидневный срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях фактически превратился в обычный, а отдельные материалы проверяются в течение 50 суток и более. Подобная практика настолько укоренилась в органах дознания, что 87% опрошенных сотрудников считают ее законной.
Длительные проверки отдаляют начало расследования от момента совершения деяния и уже в силу этого затрудняют установление и изобличение виновных.
Кроме того, до возбуждения уголовного дела не могут совершаться следственные действия, кроме осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства
Данное требование обусловлено тем, что производство следствия сопряжено с возможностью применения мер уголовно-процессуального принуждения, существенно ущемляющих и ограничивающих конституционные права и свободы лиц, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства. Граждане вызываются на допросы, причем в случае уклонения они могут быть подвергнуты приводу, производятся обыски, выемки, освидетельствования, осуществляются и другие меры, связанные с вторжением в личную жизнь граждан, и при том не только обвиняемых, но также и других лиц.
Допустимо и оправдано такое ограничение прав человека лишь при определённых обстоятельствах, к которым относится защита гражданина, общества от преступных посягательств. И это далеко не все проблемы, связанные с возбуждением уголовного дела.
Необходимо также отметить необходимую степень профессионализма должностных лиц непосредственно сталкивающихся с возбуждением уголовного дела в своей работе. Одной из важнейших функций, возложенных на правоохранительные органы, является возбуждение, и расследование уголовных дел, что требует от компетентных должностных лиц не только знания уголовного и уголовно-процессуального законодательства, но и способности умело планировать проведение следственных действий, а также организовывать взаимодействие с различными службами, привлекать в необходимых случаях к работе специалистов. Однако очень часто материалы судебно-следственной практики свидетельствуют о низком качестве многих расследований, о значительном количестве допускаемых при этом ошибок и нарушений.
Как это ни печально, правовой нигилизм современного общества проник и в органы предварительного расследования. Даже в том случае, когда работники правоохранительных органов нарушают правовые нормы в, казалось бы, благих целях (для раскрытия преступлений и привлечения к ответственности преступников) последствия наступают крайне нежелательные и непредсказуемые. В результате, снижается воспитательное воздействие правоохранительной деятельности, нарушаются права личности, вовлеченной в орбиту уголовного судопроизводства. Возможны даже такие последствия, как привлечение к уголовной ответственности или осуждение невиновного человека, что вызывает причинение ему незаслуженных физических и моральных страданий, ведет к безнаказанности лица действительно совершившего преступление.
актуальность данной темы курсовой работы определена как процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела. Целью данной курсовой работы является теоретическое обоснование сущности возбуждения уголовного дела как стадии досудебного производства в соответствии с действующим законодательством. Поставленные задачи помогут глубже раскрыть цель данной курсовой работы. Это:
б) изучение процессуального порядка возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела в соответствии с действующим законодательством.
в) выявление роли прокурора в возбуждении уголовного дела.
г) обоснование процессуального значения стадии возбуждения уголовного дела.
Своевременное и процессуально верное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сигнал о совершенном или готовящемся преступлении может привести к утрате доказательств и поэтому серьезно затруднить расследование либо обречь его на неудачу.
Таким образом, задачи уголовного судопроизводства могут быть успешно осуществлены, а права граждан надежно защищены.
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела
Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Однако до сих пор остаются нерешенными многие теоретические проблемы правовой природы и сущности этой стадии.
Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.[3]
Однако, в данной стадии можно принять решение не только о возбуждении, но и об отказе в возбуждении уголовного дела, а также о направлении материалов по подследственности или подсудности. ( ст. 145 УПК РФ) Стадия возбуждения уголовного дела это комплекс уголовно-процессуальных действий и правоотношений, который не может быть сведен только к самому акту возбуждения уголовного дела. Если выносится решение об отказе в возбуждении уголовного дела, это не означает, что стадии возбуждения уголовного дела не было; она была, и ее результатом ее явилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Следовательно, задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела. Органы дознания, следователь и прокурор обязаны, с одной стороны, реагировать на каждый факт обнаружения признаков преступления, а с другой - не допускать необоснованного возбуждения уголовного судопроизводства.[4]
Анализ действующего законодательства свидетельствует, что рассматриваемая стадия по своему содержанию представляет собой деятельность по приему информации о преступлении; ее оформлению и регистрации; рассмотрению этой информации; проведению, в случае необходимости, проверки для уточнения оснований к возбуждению уголовного дела.
Для принятия законного и обоснованного решения в стадии возбуждения уголовного дела должен быть разрешен целый ряд вопросов:
- является ли сообщение о преступлении поводом к возбуждению уголовного дела;
- содержатся ли в поводе сведения о признаках преступления;
- нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу;
- по какой статье Уголовного кодекса может быть квалифицировано преступление;
- какие меры следует принять для сохранения и закрепления следов преступления;
- есть ли необходимость проведения предварительной проверки и какие при этом необходимо произвести действия;
- вправе ли данный орган или должностное лицо разрешить вопрос о возбуждении уголовного дела;
- подлежат ли материалы передаче по подследственности или подсудности.
Возбуждение уголовного дела - самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. При этом осуществляются несколько задач. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:
а) которых в реальности не было;
б) безусловно, не являющихся преступными, то есть, в которых нет хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков).
Законом установлен определенный временной срок для производства действий и разрешения вопросов, предшествующих принятию решения в стадии возбуждения уголовного дела. Согласно ст. 144 УПК РФ, дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Кроме того, по ходатайству следователя, дознавателя, прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе продлить данный срок до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе продлить этот срок до 30 суток.[5]