Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:18, курсовая работа
Являясь одним из важнейших этапов уголовно-процессуальной деятельности, досудебное производство создает предпосылки для успешного достижения целей не только судебного разбирательства, но и уголовного процесса в целом. Между тем причины нарастающих негативных тенденций в сфере уголовной юстиции в немалой степени обусловлены пороками именно досудебной стадии уголовного процесса. Поэтому без совершенствования предварительного производства, без поиска наиболее рациональных и эффективных средств и способов раскрытия и расследования преступлений не могут быть успешно решены и задачи судебной реформы.
Введение…………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела……………………………….4
I.I. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела…………………………………….7
I.II. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела…………………………….12
I.III. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела…………………17
Глава II. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………………………………………………………………21
II.I Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела……………….26
II.II. Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………….34
Прокурор – наделенный властными полномочиями участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК РФ определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.( ч. 1 ст. 37 УПК РФ)
Самим термином «прокурор» УПК РФ обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным Законом «О прокуратуре РФ» ( п.31 ст. 5 УПК РФ)
Наиболее широкими полномочиями Закон о прокуратуре и УПК РФ наделяют прокурора в стадии возбуждения уголовного дела. Определяя основные направления деятельности прокурора в указанной сфере, Закон о прокуратуре констатирует, что прокурор осуществляет:
-) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
-) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ
-) координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью (ч.2 ст. 1)
Закон о прокуратуре сформулировал предмет надзора прокурора в стадии возбуждения уголовного дела:
А) соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Б) установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях
В) проведение расследования
Г) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
На стадии возбуждения уголовного дела прокурор наделен широкими полномочиями, включающими:
1) проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п.1 ч.2 ст. 37 УПК РФ)
2) возбуждение уголовного дела и в порядке, установленном УПК РФ, поручение его расследования дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принятие его к своему производству ( п.2 ч.2 ст. 37 УПК РФ)
3) дача согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК РФ (п.4 ч.2 ст. 37 УПК РФ)
Таким образом, в стадии возбуждения уголовного дела прокурор обязан надзирать за соблюдением указанными лицами и органами требований ст. 144 УПК, решительно пресекать отказ под каким-либо предлогом в принятии заявлений и сообщений о преступлении, их несвоевременную регистрацию, а также случаи неосновательных предварительных проверок или применения не предусмотренных законом способов проверки. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания незамедлительно направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела. К постановлению также прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, соответствующие протоколы и постановления. [31]
Закон устанавливает, что при возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геолого-разведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений РФ прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В этих случаях постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
Прокурор также обязан осуществлять надзор за соблюдением требований ст. 146, 147 и 148 УПК. При осуществлении надзора прокурор проверяет документы и материалы, указывающие на признаки преступления, он ставится в известность о возбуждении каждого уголовного дела. Если в ходе проверки возникают сомнения в законности решения следователя или органа дознания, то проверке подвергаются материалы, послужившие основанием к возбуждению уголовного дела. Законность возбуждения уголовного дела проверяется также при осуществлении надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия.
Прокурор обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более пяти суток.
В случае необоснованного отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет это постановление следователя или органа дознания и возбуждает дело или предлагает произвести дополнительную проверку, либо поручает возбудить уголовное дело в этом случае производство следствия может быть поручено другому лицу для обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела.
Отмена постановления о возбуждении уголовного дела и отказ в его возбуждении представляют собой одно процессуальное действие, которое оформляется мотивированным постановлением, и может быть обжаловано вышестоящему прокурору.
При проверке материалов, по которым было отказано в возбуждении уголовного дела, прокурор выясняет следующие обстоятельства:
- достаточно ли полно исследованы обстоятельства, указанные в сообщении;
- соблюдены ли требования закона о передаче в необходимых случаях материалов на разрешение в административном или дисциплинарном порядке;
- уведомлен ли заявитель о принятом решении и разъяснен ли ему порядок обжалования этого решения.
- соответствуют ли мотивы решения нормам материального и процессуального законов и фактическим данным.
При обнаружении неосновательного возбуждения уголовного дела или неосновательного отказа в его возбуждении судьей или судом, прокурор приносит протест в кассационном порядке по правилам ст. 402 УПК.
Если же дело незаконно возбуждено самим прокурором, вышестоящий прокурор отменяет постановление нижестоящего прокурора. Также он поступает и в случае необоснованного отказа в возбуждении дела нижестоящим прокурором. [32]
Надзор за законностью возбуждения уголовных дел прокурор осуществляет также при рассмотрении поступающих к нему жалоб. Прокурор следит за тем, чтобы все поступившие сообщения о преступлениях были рассмотрены.
Прокурор также осуществляет надзор за соблюдением требований закона о подследственности. Он следит за тем, чтобы дела, которые относятся к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, передавались органами дознания следователю немедленно после производства всех неотложных следственных действий, Прокурор следит за тем, чтобы следователи органов милиции, налоговой полиции, органов безопасности и прокуратуры производили расследование по делам, отнесенным к их компетенции, и не допускали нарушения закона о подследственности.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. В случае обнаружения нарушения закона о сроках и порядке проверки заявлений и сообщений, прокурор заслушивает объяснения следователя или лица, ведущего дознание, указывает на совершенные ими ошибки, а в необходимых случаях рассматривает вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.[33]
Таким образом, в целях выполнения задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура в Российской Федерации наряду с другими направлениями своей деятельности осуществляет уголовное преследование в соответствии с задачами, установленными законодательством.
Такая характеристика вытекает из исторического процесса становления и развития прокуратуры как правоохранительного органа государства. Действующий УПК РФ выводит дефиницию уголовного преследования, определяя его как процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). Согласно данной норме от имени государства по уголовным делам частного и частно-публичного обвинения она осуществляется не только прокурором, но также следователем и дознавателем (ч. 1 ст. 21 УПК). Однако основным в числе названных участников уголовного судопроизводства в осуществлении уголовного преследования является конечно же прокурор, в том числе и потому, что на него возложен надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия (ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 37 УПК).
II.II Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела
Возбуждение уголовного дела - начальная стадия уголовного процесса.
Возбуждение уголовного дела как составная часть досудебного производства в российском уголовном процессе представляет собой урегулированную законом деятельность по получению и оформлению информации о преступлении, в необходимых случаях - по проверке наличия в данной информации оснований для начала предварительного расследования, а также по принятию решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.[34]Нынешние законодательные реалии таковы, что именно стадия возбуждения дела приводит механизм уголовного процесса в движение, создает правовую основу для выполнения процессуальных действий в последующих стадиях, то есть служит «точкой отсчета начала действия специфического режима уголовно-процессуального регулирования взаимоотношений государства и человека и определяет пределы правового поля, в рамках которого допускается использование соответствующих полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство», и точкой отсчета сроков данного производства.
Задачей этой первой стадии досудебного производства является установление наличия или отсутствия условий (предпосылок), необходимых для возбуждения уголовного дела.
Значение стадии возбуждения уголовных дел заключается, прежде всего, в том, что законное, обоснованное и своевременное начало производства по уголовному делу — одно из необходимых условий, как быстрого выявления преступлений, так и их полного, всестороннего и объективного расследования. И наоборот, незаконное, необоснованное, несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств содеянного, а нередко — к оставлению безнаказанными лиц, совершивших преступления.
При решении вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел, нежелательна и другая крайность — непродуманное, поспешное принятие такого решения, что влечет за собой нередко незаконные и необоснованные задержания и аресты, обыски и выемки, предъявление обвинений, а порой — и осуждение невиновных.
Случаи необоснованного возбуждения уголовных дел допускались особенно в период 1960-1970 годов, когда раскрытием преступления считался сам по себе факт возбуждения уголовного дела.
Органы дознания и следователи, стремясь быстрее отчитаться перед руководством о раскрытии преступления, допускали нередко незаконное и необоснованное возбуждение дела. Многие из таких решений отменялись прокурорами, но большинство проводилось в жизнь, что, в итоге, приводило к необоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности.
Стадия возбуждения уголовного дела рассматривается некоторыми практиками следственных органов как стадия второстепенная. Утверждению такой позиции в определенной мере способствуют некоторые теоретики права, которые оценивают значение данной стадии ниже, чем иных последующих стадий, в особенности стадии судебного разбирательства.[35]
Между тем, конструкция УПК РФ позволяет сделать вывод: стадия возбуждения уголовного дела является стадией самостоятельной, имеющей такое же важное процессуальное значение, как и все последующие.
Достаточно подробная правовая регламентация возбуждения уголовного дела подчеркивает важное процессуальное и социальное назначение этой стадии. Между тем, некоторые следователи и прокуроры не только не учитывают важного процессуального, но и социального значения этой стадии, хотя она, эта стадия, напрямую связана, с одной стороны, с соблюдением конституционных принципов неприкосновенности личности, презумпции невиновности, а с другой стороны, с обеспечением основополагающего принципа уголовного права — неотвратимости наказания за совершенное преступление.
Возбуждение уголовного дела является начальной стадией уголовного процесса, в ходе которой проверяются поводы к возбуждению уголовного дела, устанавливается наличие (отсутствие) оснований к возбуждению уголовного дела, их предварительная юридическая квалификация, обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дел в соответствии с установленной законом подследственностью и подсудностью и т.п.[36]
Актом возбуждения уголовного дела создаются предпосылки для осуществления уголовного преследования и правовые основания для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия и суда. В соответствии с этим правила о порядке возбуждения дела предваряют регулирование расследования, т.е. той досудебной стадии уголовного процесса, в ходе которой на указанные в законе государственные органы возлагаются обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных, формулированию обвинения и его обоснованию для того, чтобы уголовное дело могло быть передано в суд, разрешающий его по существу и тем самым осуществляющий правосудие.
Таким образом, главная цель первой стадии уголовного процесса – установить, имеются ли правовые основания для того, чтобы начать производство по уголовному делу и осуществить процессуальные действия в полном объеме, включая при необходимости применение мер принуждения. В случае же отсутствия оснований, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.[37]