Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:18, курсовая работа
Являясь одним из важнейших этапов уголовно-процессуальной деятельности, досудебное производство создает предпосылки для успешного достижения целей не только судебного разбирательства, но и уголовного процесса в целом. Между тем причины нарастающих негативных тенденций в сфере уголовной юстиции в немалой степени обусловлены пороками именно досудебной стадии уголовного процесса. Поэтому без совершенствования предварительного производства, без поиска наиболее рациональных и эффективных средств и способов раскрытия и расследования преступлений не могут быть успешно решены и задачи судебной реформы.
Введение…………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность стадии возбуждения уголовного дела……………………………….4
I.I. Субъекты стадии возбуждения уголовного дела…………………………………….7
I.II. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела…………………………….12
I.III. Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела…………………17
Глава II. Процессуальный порядок возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела……………………………………………………………………………………………21
II.I Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела……………….26
II.II. Процессуальное значение стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………………………33
Список литературы……………………………………………………….34
Компетенция в данном случае определяется кругом полномочий, предоставляемых УПК РФ конкретному субъекту уголовно-процессуальной деятельности по принятию информации, проведению ее проверки, возбуждению уголовного дела и т.д.
В соответствии с п. 4 ст. 144 УПК РФ заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Статья 144 УПК РФ закрепляет обязанность прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя принимать подобные заявления и сообщения и принимать по ним решения в трехдневный срок, а в исключительных случаях этот срок может быть равен десяти дням, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток. Срок исчисляется с момента принятия и регистрации повода к возбуждению уголовного дела.
Решение органа дознания, дознавателя, следователя или прокурора относительно заявления или сообщения о совершенном или готовящемся преступлении может быть следующим:
1) возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ;
2) отказать в возбуждении уголовного дела;
3) передать заявление или сообщение по подследственности или подсудности в соответствии со ст. 151 УПК РФ или в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ.
О принятом решении обязательно должно быть сообщено заявителю.
При наличии повода и основания для возбуждения уголовного дела дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом, возбуждают уголовное дело.
Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой в соответствии с ч. 2 ст. 146 УПК является постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.
- Вводная часть - указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение.
- Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части.
- Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление.
Часть 4 ст. 146 УПК предписывает немедленно направлять копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст. 149 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:
1) прокурор направляет дело для производства предварительного расследования;
2) следователь приступает к производству предварительного следствия.
3) орган дознания проводит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ производит дознание.
Уголовное дело может возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. В последнем случае уголовное дело возбуждается, когда фактические данные преступления органически связаны с конкретным лицом. Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с момента возбуждения уголовного дела приобретает статус подозреваемого, должно быть допрошено не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела.
Как говорилось выше, до момента возбуждения уголовного дела следователь, дознаватель, прокурор могут производить лишь проверочные действия по сообщению о преступлении и отдельные следственные действия, закрепленные в ч. 4 ст. 146 УПК РФ. Момент возбуждения уголовного дела позволяет следователю, дознавателю, прокурору далее производить предварительное расследование. Проверка поступивших материалов не имеет цели выяснить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию. В частности, нет необходимости связывать решение вопроса о возбуждении уголовного дела с установлением подозреваемого, точных размеров ущерба, отягчающих и смягчающих обстоятельств.
В процессе организации проверки в стадии возбуждения уголовного дела следует обратить особое внимание на процессуальное оформление каждого проверочного действия дознавателя или следователя. При этом не следует забывать, что, несмотря на то, что бремя доказывания факта виновности того или иного лица в совершении преступления на стадии возбуждения уголовного дела не лежит на следователе либо дознавателе, именно в этой стадии наиболее важен момент сбора фактических данных, имеющих значение для дела и их закрепление. Важность данного момента определяется еще и тем фактором, что зачастую наличие доказательственной базы ставится в прямую зависимость от следов преступления.[26]
При рассмотрении данной темы именно с точки зрения теории доказательств следует уделить особое внимание особенностям получения информации о фактах в такой стадии уголовного процесса, как возбуждение уголовного дела. Как показывает современная практика выявления преступлений средств, предусмотренных УПК РФ, явно недостаточно для выполнения задач стадии возбуждения уголовного дела.
В связи с принятием ряда законов, в частности, Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» создалась ситуация, когда средства осуществления процессуальной деятельности по проверке сообщений и заявлений о преступлениях и по собиранию доказательств регулируются различными законами. Для выхода из тупика необходимо более четко регламентировать в уголовно-процессуальном законе проверочные действия при возбуждении уголовного дела. Вместе с тем, должен быть расширен перечень средств проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Кроме того, в ст. 11 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” содержатся положения, согласно которым результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а также использоваться в качестве доказывания по уголовным делам в форме предусмотренной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.[27]
На основании вышеизложенного, необходимо отметить, что, несмотря на то, что уголовно-процессуальный закон не содержит прямого указания на результаты административной, оперативно-розыскной и проверочной деятельности как на доказательства, использование таковых в качестве средств доказывания не противоречит действующему законодательству. Тем не менее, необходимо обратить особое внимание, что для использования в дальнейшем доказательств, полученных до возбуждения уголовного дела, необходимо их закрепление в форме предусмотренной уголовно-процессуальным законом. Именно это условие является причиной возникновения многих проблем при использовании вышеуказанных доказательств.[28]
Таким образом, мы рассмотрели общий порядок возбуждения уголовных дел, наряду с этим порядком законодательством установлен особый порядок возбуждения уголовных дел в отношении определенной категории лиц. К ним относятся: члены Совета федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ, член выборного органа местного самоуправления, судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи, судьи конституционного суда субъектов РФ, присяжного или арбитражного заседателя, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы, уполномоченные по правам человека РФ, Президент РФ и кандидаты в Президенты РФ, прокуроры, следователи, адвокаты, члены избирательной комиссии, комиссии референдума.
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц принимается Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии из трех судей Верховного Суда РФ.
Далее, рассмотрим процедуру отказа в возбуждении уголовного дела. В возбуждении уголовного дела может быть отказано на основании ст. 148 УПК РФ. Тогда при отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела
Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела являются:
-) отсутствие события преступления
-) отсутствие в деянии состава преступления
-) истечение сроков давности уголовного преследования
-) смерть подозреваемого или обвиняемого
-) отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению
-) отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела в отношении депутата, члена Совета Федерации, других лиц, либо отсутствие согласия Совета Федерации. Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела по поводу деяния, о котором сообщении или заявлении говорится как о преступлении, но оно таковым не является, должны быть приведены конкретные данные, обосновывающие этот вывод. Постановление должно быть мотивированным, т.е. вывод о наличии основания для отказа в возбуждении уголовного дела должен вытекать из анализа установленных обстоятельств, подтвержденных конкретными данными и аргументами. Копия постановления об отказе в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с обвинением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор, следователь, дознаватель обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении.
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации, подлежит обязательному опубликованию.[29]
Часть 5 ст. 148 УПК предусматривает право на обжалование отказа в возбуждении уголовного дела, о чем должно быть разъяснено заявителю.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя. Прокурор. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменяет постановление об отказе и возбуждает уголовное дело в порядке, установленном гл. 20 УПК РФ, либо возвращает материалы для дополнительной проверки.
Таким образом, исходя из указанного постановления, право на обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела имеет не только заявитель, но и другие заинтересованные в этом лица. Кроме того, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела может быть обжаловано не только прокурору, но и в суд, что является важной гарантией соблюдения ст. 46 Конституции РФ, согласно которой «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд»
В законе не содержится указания, в какой срок может быть обжаловано постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Это означает, что при принесении жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела следует руководствоваться общими сроками давности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренными ст.78 УК РФ.
Статья 145 УПК РФ наделяет следователя, органа дознания, дознавателя и прокурора правом, согласно которому они не возбуждая уголовное дело, могут направить полученное заявление или сообщение по подследственности или подсудности.
Подследственность - это принадлежность компетенции по делу о данном преступлении соответствующему органу дознания или следователю, подследственность может быть родовая, территориальная, персональная и подследственность уголовных дел по их связи.
Подсудность - это принадлежность компетенции суду определенного звена судебной системы на разбирательство уголовных дел о данном преступлении, подсудность может быть родовой, персональной и территориальной.
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что ст. 145 УПК РФ регламентирует, что по итогам проверки сообщения или заявления о преступлении следователь, дознаватель, прокурор обязаны возбудить уголовное дело либо отказать в возбуждении уголовного дела, кроме того, указанная статья УПК РФ устанавливает, что следователь, дознаватель, прокурор не возбуждая уголовное дело могут направить сообщение по подследственности или подсудности. В рамках данной работы неоднократно говорилось о разграничении проверочных действий и следственных действий. Таким образом, момент возбуждении уголовного дела является важной стадией уголовного производства, поскольку проведение следственных действий и получение доказательств до момента возбуждения уголовного дела влечет за собой признание данных доказательств недопустимыми, и, как следствие, они не могут быть положены в основу обвинения.
II.I Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела
Важной гарантией обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел является прокурорский надзор. Прокурор осуществляет надзор за неукоснительным исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Некоторые видные отечественные ученые не без оснований подчеркивают, что уголовное преследование является стержневой функцией прокуратуры.
Предметом прокурорского надзора в соответствии со ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ" является: «…соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно - розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.»[30]