Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:49, дипломная работа
Адвокатская деятельность
Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сторона защиты: история развития и законодательные основы….5
1.1. Философские основы учения о правах, свободах и законных интересах граждан………………………………………………………………5
1.2. Правовые основы участия защитника в уголовном судопроизводстве……………………………………………………………….10
Глава 2. Процессуальное положение защитника в уголовном судопроизводстве и выполняемые им функции………………………………16
2.1.Понятия обвинения и защиты в уголовном процессе………………18
2.2. Процессуальный статус защитника в уголовном процессе………21
2.3. Полномочия защитника по собиранию доказательств……………34
2.4.Обстоятельства, исключающие участие защитника……………….43
2.5. Обязательное участие защитника в уголовном деле……...………45
Глава 3. Специфика участия защитника при производстве следственных действий…………………………………………………………………………49
Заключение……………………………………………………………………….58
Список литературы……………………………………………………………...63
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сторона защиты: история развития и законодательные основы….5
1.1.
Философские основы учения о
правах, свободах и законных интересах
граждан……………………………………………………………
1.2.
Правовые основы участия
Глава 2. Процессуальное
положение защитника в
2.1.Понятия обвинения и защиты в уголовном процессе………………18
2.2. Процессуальный статус защитника в уголовном процессе………21
2.3. Полномочия защитника по собиранию доказательств……………34
2.4.Обстоятельства, исключающие участие защитника……………….43
2.5. Обязательное участие защитника в уголовном деле……...………45
Глава 3. Специфика
участия защитника при производстве
следственных действий…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Понятия обвинения и защиты относятся к числу базовых, фиксирующих знания об основных свойствах и связях (закономерностях) уголовного процесса.
Состязательность сторон - обвинения и защиты - характеризуется наиболее острыми проявлениями противоборства, в результате которого могут наступать самые серьезные правовые последствия. Поэтому основные его участники - потерпевший с одной стороны и подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный - с другой, - в первую очередь нуждаются в получении квалифицированной юридической помощи для наиболее полной реализации своих процессуальных прав.
В уголовном процессе функция оказания юридической помощи указанным участникам уголовного судопроизводства возложена на защитника.
Итак, тема данной дипломной работы - защитник в уголовном процессе.
Актуальность данной темы определяется следующими моментами:
-приоритет ценности человека, его прав и свобод находит свое отражение в Конституции Российской Федерации. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения законодательства. Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности вытекает ряд обязанностей государства: признания прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и защиты.1
-полномочия
защитника в уголовном
-при этом анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что деятельность защитника в уголовном судопроизводстве по- прежнему регулируется только в наиболее общих чертах, во многом, без конкретизации полномочий, ответственности, без четкого определения критериев законности, допустимости, этичности действий адвоката в уголовном процессе.
-в
настоящее время адвокатская
деятельность, адвокатура в Российской
Федерации переживает период, который
без преувеличения можно
Целью представленной дипломной работы является анализ процессуального положения и полномочий защитника в уголовном судопроизводстве.
Поставленную цель автор попытается решить посредством следующих задач:
-охарактеризовать
предусмотренные
-охарактеризовать
все случаи обязательного
-рассмотреть проблемные вопросы наделения защитника правом на собирание доказательств.
В ходе написания дипломной работы были использованы научные методы, такие как диалектический метод научного познания, требующий рассмотрения предмета исследования. Применялся и традиционный для подобного рода правовых исследований логико-теоретический метод. При исследовании отдельных проблем участия защитника в уголовном судопроизводстве использовались также частно-научные методы: сравнительно правовой метод с применением синхронического подхода к анализу норм действующего законодательства Российской Федерации; сравнительно-правовой метод изучения ведомственных, зарубежных и международных правовых актов; конкретно-социологический и системный анализы; анализ документов и статических данных; обобщение следственно-судебной практики.
При написании работы автором было изучено законодательство по теме, в частности Конституция РФ, «Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», уголовно-процессуальный кодекс , Европейские нормы по правам человека, а также проанализированы статьи, опубликованные в журналах, учебных пособиях, монографии следующих авторов: Гармаева Ю.П., Лупинской П.А., Агутина А.В., Михайловской И., Кузнецова Н. и многих других.
В
связи с тем, что в рамках одной
дипломной работы невозможно проанализировать
все полномочия защитника в уголовном
судопроизводстве, в работе главным образом
рассмотрены полномочия защитника
на досудебных стадиях уголовного процесса.
Глава
1. Сторона защиты:
история развития
и законодательные
основы
1.1.
Философские основы
учения о правах, свободах
и законных интересах
граждан
Еще
в Древней Греции большинство
философских изысканий в той
или иной мере затрагивало проблемные
вопросы отношений между
Платон создал логико-гносеологическое учение об идеях. Считая справедливость непременным условием существования личности, общества и государства, он пришел к выводу о том, что идеальное государство и справедливые законы возможны в случае наиболее полного воплощения идей в земной, политической и правовой жизни. Провозглашая верховенство законов в государственной жизни, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» 3
Аристотель разделял право на волеустановленное (условное) и естественное, считая последнее выражающим требования и представления о политической справедливости в человеческих взаимоотношениях. Философ обосновал необходимость соответствия условного права естественному, важность использования принципов и требований политической справедливости при принятии законов, в процессе установления правил условного права.4
Вопросы права находились в центре внимания многих философов Нового времени. Г.Гроций, опираясь на учение Аристотеля, обосновал задачу юристов сообразовывать существующий закон с идеалами справедливости.
Т.Гоббс
предложил основой
Однако и российские мыслители не остались в стороне от разработки философских основ учения о правах, свободах и законных интересах человека и гражданина. Говоря о соотношении личности и государства, Феофан Прокопович обосновывал необходимость просвещенного абсолютизма доводами, почерпнутыми из теории естественного права. В.Н.Татищев призывал к обеспечению верховенства закона во всех сферах государственной и общественной жизни. М.В.Ломоносов, поддерживая тезис о верховенстве закона, считал, что исполнять его должен и монарх.
Различные проблемы реализации прав, свобод и законных интересов граждан находились в центре внимания философов-демократов А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. Так, Н.А.Добролюбов, будучи обеспокоенным декларативностью предоставляемых государством прав, писал: «Требование права, уважение личности, протест против насилия и произвола вы находите во множестве наших литературных произведений последних лет, но в них большею частию дело не проведено жизненным, практическим образом: указывается право, а оставляется без внимания реальная возможность».5
Такая возможность была предоставлена народу в результате коренных преобразований организации и деятельности судебных органов, имевших место в эпоху царствования императора Александра II. В ст. 630 Устава уголовного судопроизводства 1864 г. было закреплено весьма демократичное правило, согласно которому прокурор или частный обвинитель, с одной стороны, а подсудимый или его защитник - с другой пользовались в судебном состязании равными правами.
Как той, так и другой стороне была предоставлена возможность:
1)
представлять в подтверждение
своих показаний
2) отводить по законным причинам свидетелей и сведущих людей, предлагать им с разрешения председателя суда вопросы, возражать против свидетельских показаний и просить, чтобы свидетели были передопрошены в присутствии или в отсутствие друг друга;
3)
делать замечания и давать
объяснения по каждому
4)
опровергать доводы и
Вопросы, касающиеся соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, не остались без внимания большинства ученых того времени. Их поднимали в своих трудах М.В.Духовской, С.В.Познышев, Н.Н.Розин, В.А.Рязановский, С.И.Викторский, Д.Г.Тальберг, И.Я.Фойницкий, А.А.Чебышев-Дмитриев и другие авторы. Эти исследования представляют собой большой пласт научных и практических знаний золотого века адвокатской мысли.
После революции 1917 г. адвокатская деятельность претерпела значительные изменения. В Декрете о суде от 24 ноября 1917 г. N 1 адвокатура как независимый институт, призванный обеспечивать права, свободы и интересы граждан, был отменен. В качестве защитников было предложено выступать любым гражданам, в том числе и не имеющим специального образования и подготовки. Впоследствии созданные коллегии правозащитников были во многом формальными и аморфными образованиями, которые ни практически, ни даже теоретически не были способны оградить граждан от произвола властей. Многие честные адвокаты, высочайшие профессионалы, были репрессированы.6
Первые работы советского периода характеризуются сугубо практической направленностью, отсутствием теоретических изысканий. Серьезным упущением науки стало тотальное отрицание достижений философии и юриспруденции прежних веков. Отечественное право было оторвано от мирового исторического источника, все демократические принципы судопроизводства были, по сути, заменены «революционной целесообразностью». Попытки теоретического обоснования произвола властей принесли горькие плоды. Не секрет, что повсеместные нарушения выработанных человечеством демократических правил судопроизводства не только прочно вошли в обиход карательного аппарата, но и находили сторонников в научной среде.