Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 21:18, курсовая работа
Целью данной курсовой является определение юридической природы обращений осужденных, и охарактеризовать их.
Задачи ставятся перед курсовой работой следующие:
1. Изучить историческое развитие обращений осужденных;
2. Определить понятие, сущность и значение обращений осужденных;
3. Определить виды и формы обращений осужденных;
3. заявления о злоупотреблениях и незаконных действиях должностных лиц, когда они непосредственно не затрагивают права и интересы заявителя27.
Классификация Малькова В. В. отображает действительность определения понятия «заявление», и поэтому оно самое уместное.
Следующий вид обращений – жалобы.
Жалобы определяются Ожеговым, как «официальное заявление с просьбой об устранении какого-нибудь непорядка, неисправности»28.
В жалобе осужденные отображают непосредственно защиту своих прав и законных интересов. Они составляют ведущую роль и часть обращений осужденных, так как осужденные в первую очередь заботятся о том, чтобы их права и свободы никем не ущемлялись.
В статистике обращений за 2013 год выделяются такие категории и количество жалоб: остается высоким уровень поступления жалоб на нарушение законности сотрудниками УИС – 2018, в т.ч. на злоупотребление служебным положением руководителями УИС – 120, незаконное водворение в ШИЗО – 755 , незаконное лишение или предоставление прав осужденным – 9, незаконное применение спецсредств – 34, рукоприкладство – 627, в 45 из них факты подтвердились либо частично подтвердились29.
Тем не менее, именно жалобы имеют наиважнейшее значение в контролировании деятельности исправительных учреждений.
Следующий вид обращений – ходатайства.
Они определяются, как «официальная просьба»30. Так же ходатайство имеет более обширное определение: «это официальная просьба или представление лица, адресованное государственным органам или вышестоящей общественной организации о признании за ним определённого статуса, прав и гарантий и льгот с предоставлениями документов, их подтверждающих»31.
Самым распространённым видом ходатайств является ходатайство об УДО. Помимо этого, есть еще ходатайства об освобождении от наказания связи с болезнью, помиловании и др.
И последний вид обращений – предложения.
Предложение – этот вид обращения, не связанный с нарушением прав граждан. Подача предложения направлена на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества32.
Все предложения носят рекомендательный характер. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, таким образом, также обладают законодательной инициативой. Это является хорошим средством устранения правового нигилизма и средством показателя демократичности государства и законодательства.
Помимо видов обращений, выделяются также и формы обращений. Это индивидуальные и коллективные. Коллективные обращения также называют петициями. Петиция – это коллективное обращение к органу власти с целью принятия им законодательного (или иного) решения по какому-либо вопросу или проведения общественной реформы33. Петиции, как и индивидуальные обращения, подразделяются на петицию-предложение, петиция-заявление, петиция-ходатайство, петиция-жалоба.
Следует также выделить, что осужденные могут подавать свои обращения в устной и письменной форме.
На этой основе можно сделать следующие выводы:
- право осужденных на обращения делится на право на заявление, право на жалобу, право на ходатайство и право на предложение;
- осужденные могут подавать обращения как индивидуально, так и коллективно, с помощью петиции.
2.2 Правовые и организационные вопросы порядка рассмотрения обращений.
Сама процедура работы над обращениями занимает несколько стадии и обращение считается рассмотренным лишь с момента, когда по нему будет принято решение и это решение будет приведено в действие.
Выделяют несколько стадии делопроизводства над обращениями: регистрация обращений, рассмотрение, проверка, разрешение, а также выделяют такую стадию, как контроль над выполнением решения.
Регистрация играет важнейшую роль в делопроизводстве по обращениям. Это объясняется тем, что само делопроизводство начинается только с момента регистрации поступившего обращения, а также только с этого момента начинают устанавливаться все соответствующие сроки. Помимо этого, можно рассматривать регистрацию сообщений, как некий фильтр, который распределяет обращения по типу и по назначению. Вследствие этого мы рассматриваем регистрацию, как необходимую и важную стадию делопроизводства по обращениям.
Следующая стадия, которая следует – это рассмотрение обращения.
Указывается, что обращение должен рассматривать орган или лицо, исходя из кого кому оно направленно. Но бывают случаи, что адресат не имеет компетенции на рассмотрение обращения. Из данного положения существует два выхода. Выход первый – если обращение было направлено, в нужный орган, но лицу, у которого не хватает, то в этом случае лицо запрашивает полномочия у вышестоящего должностного лица эти полномочия или материалы для его разрешения. И выход второй – перенаправить в орган, у которого имеются полномочия для разрешения, либо вышестоящему должностному лицу34.
После рассмотрения обращения может наступить стадия разрешения или может начаться стадия проверки обращения.
Рассмотрим стадию проверки обращения. Стадия проверки наступает в случаях, когда для ее правильного разрешения требуется углубленное изучение поступившего обращения. Во время проверки выясняются все факторы по рассматриваемому обращению, берутся объяснения с лиц. То есть собирается весь материал, необходимый для дальнейшего разрешения, а также он служит основанием для такого разрешения. Полученные материалы должны обладать для этого относительностью, объективностью и достоверностью и достаточностью. Также в ходе проверки может заключаться и предварительное разрешение обращения.
Стадия разрешения играет ключевой момент, который может наступить лишь в случае, когда делопроизводство по обращениям прошло предыдущие стадии. Принять его может только компетентный орган или должностное лицо. Действующее законодательство предписывает, что отправитель обращения должен быть информирован, о его разрешении, независимо от того, какое решение было принято35. При этом форма информирования не установлена. Она может выражаться устно, в письменном сообщении или высылается копия принятого решения. Также необходимо учитывать, что если по рассмотрению разрешения был дан отказ, то он обязательно он должен быть мотивирован. В противном случае, данный отказ повлечет повторные жалобы или иные обращения.
Для того чтобы решение было приведено в действие, необходим контроль. Контроль осуществляется путем периодических проверок, которые могут быть плановые, внеплановые и контрольные (или по-другому инспекционные). В ходе этих проверок может проверяться не только выполнение решении, но также и любая стадия делопроизводства по обращениям. Сведения о проведениях таких проверках фиксируются в специальном журнале. Они помогают контролирующему органу или лицу иметь представления о причинах обращений, принять срочные меры по улучшению работы в делопроизводстве по обращениям и повысить качественное и добросовестное исполнение обязанностей по делопроизводству.
На основе вышеизложенного, можно утвердить, что каждая стадия является неотделимой составляющей всего делопроизводства по обращениям и имеет свои функции, значение и подведомственность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам курсовой работы, можно поставить следующие выводы:
- право на обращения возникло вследствие процесса гуманизации законодательства, и выделились такие виды, как заявления, предложения, жалобы и ходатайства;
- с развитием законодательства
развивался и порядок подачи,
рассмотрения и разрешения
- сущность права осужденных к лишению свободы на обращения заключается в том, что осужденный может подать обращение о нарушении его прав и законных интересов в соответствующий орган, а последний обязан их принять, рассмотреть по существу и вынести решение;
- обращения осужденных
к лишению свободы являются
одним из наиболее важных
- право осужденных на обращения делится на право на заявление, право на жалобу, право на ходатайство и право на предложение;
- осужденные могут подавать обращения как индивидуально, так и коллективно, с помощью петиции;
- каждая стадия является неотделимой составляющей всего делопроизводства по обращениям и имеет свои функции, значение и подведомственность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законы и иные нормативно-правовые акты
1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными [Текст] // Защита прав человека в местах лишения свободы: Сб. нормат. актов и офиц. док. – М.: Юриспруденция, 2003.
2. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) [Текст] // Права человека в России – международное измерение. – М.: Права человека, 1995.
3. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. – 1993. - № 237.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. [Текст] // Российская газета. – 2006. – 5 мая.
5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 19.
6. Правила внутреннего
распорядка исправительных
7. Об утверждении
8. Постановление НКЮ от
12 января 1918 г. «Об утверждении медицинской
коллегии при Народном
9. Постановление НКЮ от 23 июля «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)» // СУ РСФСР. – 1918. - № 57.
10. Постановление ВЦИК от 17 мая 1919 г. «Об утверждении положения лагерях принудительных работ» // СУ РСФСР. – 1919 г. - № 20.
11. Постановление ВЦИК
от 16 октября 1924 г. «Об утверждении
Исправительно-трудового
12. Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 24 мая 1955 г. «Об
утверждении Положения о
13. Положение о наблюдательных
комиссиях при исполнительных
комитетах районных и
14. О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1968. - № 317. – Ст. 144. – 1980 г. - № 11.
15. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. – 1970. - № 51.
16. Закон СССР «О прокуратуре СССР» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1979. - № 49.
Учебные и учебно-методические издания
17. Амиров Р. Ссылка или «выбытие из земли вон» // Преступление и наказание. – 1997. - №7.
18. Васильев А.И., Левченко В.В. Предложения, заявления и жалобы лиц, лишенных свободы, как гарантия обеспечения прав осужденных и средство улучшения организации исправительно-трудового воздействия. - М.: 1987.
19. Гернет М.Н. История царской тюрьмы: в 5 т. – М.: Госюриздат, 1961. – Т 2.
20. Зубарев С. М., Селиверстов В. И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. Академия МВД РФ. М., 1992.
21. Мальков В. В.. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. М., Изд-во МГУ. 1967.
22. Обращения осужденных к лишению свободы в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам: учебное пособие / Мусалёва А.В. – Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2010.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 800000 слов и фразеологических выражений // Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.
24. Ремнев В. И. Ваше письмо рассмотрено. – М.: Московский рабочий, 1981.
25. Ремнев В.И. Предложения, заявления и жалобы граждан. – Юрид. Лит., 1972.
26. Российское законодательство X-XX веков: в 9 т. – Т. 2 Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. – М., 1985.