Органы дознания в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Русский дореволюционный уголовный процесс исходил из различия органов, осуществляющих расследование: органы дознания рассматривались как несудебные, органы предварительного следствия – как выступающие представителями судебного ведомства. Отделяя дознание от предварительного следствия, Устав уголовного судопроизводства видел в этом весьма важные улучшения: «первое, что полиция, дабы не сообщать следователю неверных сведений, по необходимости должна будет сперва сама удостовериться в справедливости того, о чем доносит, а через то число неосновательных сведений значительно уменьшится; второе, что судебный следователь, не участвуя в первоначальных розысканиях и посему не увлекаемый первыми, иногда ошибочными заключениями и догадками о предполагаемом виновном, может беспристрастно, без всяких предубеждений, судить о вероятности возводимого на кого-либо подозрения».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Дознание в системе стадий уголовного процесса Российской Федерации 5
1.1. Понятие и значение предварительного расследования 5
1.2. Формы предварительного расследования 9
Глава 2. Дознание как форма предварительного расследования 11
2. 1. Понятие дознания и его особенности 11
2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия 12
2.3 Особенности производства дознания 21
2.4 Деятельность дознавателя по сбору доказательств 27
Заключение 41
Список используемых источников 43

Вложенные файлы: 1 файл

Органы дознания.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время дознание производится по делам о преступлениях, подпадающих под признаки 135 составов преступлений, перечисленных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК16. В законе предусмотрено также, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дознание проводится по письменному указанию прокурора».

Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение. Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности и передачи следователю. Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном ч. 2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл. 50 УПК17.

Таким образом, в соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное ст. 6 УПК18.

Фактические данные об обстоятельствах преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства на общих основаниях в условиях равенства и состязательности сторон.

 

2.2 Органы дознания: их виды и процессуальные полномочия

В соответствии с новой процессуальной доктриной органы дознания и должностные лица, уполномоченные органом дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, отнесены законом к стороне обвинения (ст. 40, 41 УПК)19. Поэтому орган дознания, начальник подразделения дознания, в российском уголовном процессе (как и следователь) выполняют процессуальную функцию обвинения и ведут досудебное производство в соответствии с принципом состязательности сторон. Осуществляя уголовное преследование орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении.

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК)20.

В УПК РФ установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК21 к органам дознания относятся:

1)  органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.   (На  основании  ст. 13   Федерального  закона  РФ  «Об  оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ такими полномочиями обладают оперативные подразделения:

а) органов внутренних дел РФ;

б) органов федеральной службы безопасности;

 в) федеральных органов налоговой  полиции;

 г)   федеральных  органов  государственной  охраны (Главного управления охраны РФ, Службы безопасности Президента РФ);

д) органов пограничной службы РФ;

 е) таможенных органов РФ;

ж) Службы внешней разведки РФ;

з) Министерства юстиции РФ.

Правом проведения оперативно-розыскных мероприятий наделены также оперативные подразделения органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, однако только в целях обеспечения безопасности указанных органов внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеперечисленных органов);

2) органы Федеральной службы судебных приставов»

3)  командиры воинских частей, соединений, начальники военных  учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч. 1 ст. 40 УПК22, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается23:

1) производство дознания по  уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ24.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

1)  органы дознания, указанные в п. 1 и 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2 - 6 ч. 2 ст. 157 УПК РФ;

2)  органы федеральной службы  безопасности - по уголовным делам  о преступлениях, указанных в  п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК;

3)  таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188 (ч. 2-4), 189, 190, 193 УК РФ;

4) командиров воинских частей  и соединений, начальников военных  учреждений и гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5)  начальников учреждений и  органов уголовно-исполнительной  системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6)  иных должностных лиц, которым  предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст. 40 УПК25.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК26 возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

1) капитанов морских и речных  судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст. 40 УПК РФ27, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

 Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ28, производит дознание.

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК)29;

2) производство неотложных следственных  действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК)30;

3) производство в полном объеме  дознания по делам, по которым  предварительное следствие не  обязательно (ст. 223-226 УПК)31;

4) производство отдельных следственных  и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;

5) оказание содействия следователям  в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК)32.

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел.

В соответствии с законом, следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК33.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные п. 7 ст. 5 УПК34.

Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением (приказом) начальника органа дознания или его заместителем, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному (родовому) признаку в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственность определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление.

Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК35.

Дознаватели органов внутренних дел осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК, за исключением уголовных дел, указанных в п. 3-6 ч. 3 ст. 151 УПК36.

Дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности осуществляют дознание по делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

-  нарушение законодательства  Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации;

- незаконную добычу водных животных  и растений, обнаруженную пограничными органами федеральной службы безопасности (ст. 256 УК)37;

-  незаконное пересечение Государственной  границы Российской Федерации - без квалифицирующих признаков;

- противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации - без квалифицирующих признаков38;

Дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов правомочны проводить дознание по уголовным делам о преступлениях, предусматривающих уголовную ответственность за:

- воспрепятствование осуществлению  правосудия и производству предварительного   расследования

- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса - без квалифицирующих признаков;

Информация о работе Органы дознания в уголовном процессе