Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:29, контрольная работа
Правовую основу исследования составляли международные договоры России, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты.Проводимая уже многие годы судебная реформа отнюдь не сводится к введению суда присяжных, защите прав личности. Если обвинительная власть не будет направлять в суд уголовные дела, окажется в известной мере не нужной и власть судебная, какой бы совершенной она ни была. Если не будет эффективного уголовного преследования, то не будут защищены права и свободы граждан.Новые вызовы со стороны преступности, расширение процессуальных прав стороны защиты, научно-технический, экономический, организационный и другие факторы неблагоприятно сказываются на эффективности современного уголовного преследования, в особенности - опасных преступников.
Введение.......................................................................................... ............ 3
1. Понятие и сущность уголовного преследования. ..................................5
2. Порядок и формы реализации уголовного преследования.................. 9
3. Значение уголовного преследования ....................................................14
4. Правовое закрепление функции уголовного преследования в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ. ...........17
5.Проблемы уголовного преследования в современной России..............23
Заключение ..................................................................................................27
Список используемой литературы .............................................................29
Содержание
Введение......................
1. Понятие
и сущность уголовного преследования.
..............................
2. Порядок
и формы реализации уголовного преследования.................
3. Значение
уголовного преследования .....
4. Правовое закрепление функции уголовного преследования в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ. ...........17
5.Проблемы уголовного преследования в современной России..............23
Заключение
..............................
Список используемой
литературы ..............................
Введение
Основные и не решенные
Современный этап развития уголовно-процессуального законодательства напрямую связан с происходящими в России экономическими и политическими преобразованиями, которые определили необходимость коренного реформирования правовой системы и, соответственно, обусловили принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) 2002 года. Для нового законодательства характерны, с одной стороны, преемственность с УПК РСФСР, а с другой - возвращение к "забытым" институтам.
Восстановление института уголовного преследования еще раз заставляет перелистать страницы истории России, проследить особенности нормативного закрепления названного института в законодательстве зарубежных государств, с тем, чтобы обеспечить возможность осуществления уголовного преследования в соответствии с современными реалиями общественной жизни и международно-правовыми стандартами. Вместе с тем институт уголовного преследования восстановлен в УПК РФ без достаточно глубокого теоретического исследования, что влечет за собой значительные трудности его применения в практической деятельности. Так, существуют определенные проблемы теоретического и практического характера, связанные с самим понятием уголовного преследования, его содержанием, особенно в ходе досудебного производства по уголовному делу, распространением на ту или иную стадию уголовного процесса и, соответственно, кругом участников, его осуществляющих.
Следует признать, что ряд проблем, связанных с содержанием и осуществлением уголовного преследования, остается до настоящего времени, несмотря на законодательное закрепление, дискуссионным. В связи с этим существует необходимость исследования рассматриваемого института уголовно-процессуального права применительно к новым историческим условиям, в свете идей осуществляемой правовой реформы России.
Правовую основу исследования составляли международные договоры России, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты.Проводимая уже многие годы судебная реформа отнюдь не сводится к введению суда присяжных, защите прав личности. Если обвинительная власть не будет направлять в суд уголовные дела, окажется в известной мере не нужной и власть судебная, какой бы совершенной она ни была. Если не будет эффективного уголовного преследования, то не будут защищены права и свободы граждан.Новые вызовы со стороны преступности, расширение процессуальных прав стороны защиты, научно-технический, экономический, организационный и другие факторы неблагоприятно сказываются на эффективности современного уголовного преследования, в особенности - опасных преступников.
Однако
выход состоит не в возврате
к старым процессуальным
1. Понятие и сущность уголовного преследования.
Термин "уголовное преследование" был введен в текст УПК РСФСР Федеральным законом от 20 марта 2001 г. Однако до этого его можно было встретить в других нормативных актах. Так, согласно ст. 31 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетенции. В соответствии со ст. 35 указанного закона прокурор, осуществляя уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя.
Представляется, что в термине "уголовное преследование" закрепились итоги реформы отечественного уголовного процесса последних лет. Напомним некоторые из них. Во-первых, судебная власть по мере своего укрепления отобрала у следственной власти и у прокурора полномочия, которые должны быть присущи только ей в состязательном процессе; прежде всего полномочия на применение мер процессуального принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы граждан. Во-вторых, суды теперь полностью лишены обвинительной функции. В-третьих, суд вправе рассмотреть жалобу стороны защиты на любое решение и действие.
должностного
лица, осуществляющего
Развернутое определение уголовного преследования было дано уже в проекте УПК РФ, принятом в первом чтении. Пункт 21 статьи 5 проекта указывал, что: «уголовное преследование - деятельность, осуществляемая прокурором, следователем, органом дознания, дознавателем с целью изо-бличения на основе собранных доказательств подозреваемого, обвиняе-мого в совершении преступления либо запрещенного уголовным законом общественно-опасного деяния в состоянии невменяемости».
Новый УПК РФ прибегнул для расшифровки указанного понятия к более компактной формулировке. В соответствии с п-55 ст-5 УПК РФ «уголовное преследование - это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления».
К термину «уголовное преследование» законодатель обращается и при определении других нормативных понятий. Так, согласно п.45 ст-5 УПК РФ "стороны в деле - это участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовно-го преследования) или защиты от обвинения».Из п.47 ст.5 УПК РФ вытекает, что к стороне обвинения относится прокурор, а также следователь, дознаватель, частный обвинитель, потер-певший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель.
Кто же подвергается уголовному преследованию? Прежде всего это "обвиняемый" (в широком смысле, т.е. лицо, в отношении которого обви-нительная власть в связи с производством по уголовному делу предприняла какие-либо действия, ограничивающие его права и свободы, в связи с возникшим предположением о его причастности к совершению преступле-ния. Кроме того, к субъектам, подвергаемым уголовному преследованию, можно отнести: подозреваемого (ст.46 УПК РФ); лицо, подозреваемое в совершении преступления (п.5 ч. З ст-49 УПК РФ)'; обвиняемого (ч-1 ст-47 УПК РФ); подсудимого (ч.2 ст-47 УПК РФ); осужденного/оправданного (4.2 с'г.47 УПК РФ), когда приговор обжалован стороной обвинения в вы-шестоящий суд по мотивам ухудшения положения этих лиц; свидетеля, допрашиваемого по обстоятельствам, которые могут быть использованы в дальнейшем против него (п.6 ч. З ст,5б, ч.5 ст. 189 УПК РФ); лицо, в жилище которого производится обыск (ч.11 ст.182 УПК РФ): других лиц, на чье имущество наложен арест (ч. З ст.115 УПК РФ).
Таким образом, можно заключить, что в УПК РФ предусмотрены два порядка обвинения: смешанный и судебный. При предварительном рас-следовании в форме следствия обвинение складывается из двух актов: (1) предварительного (следственного) обвинения: которое включает в себя вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого и предъявление этого постановления обвиняемому и (2) обвинительного заключения, утверждаемого прокурором и направляемого им в суд. При дознании обвинением является обвинительный акт, представляемый органом уголовного преследования мировому судье. Именно обвинительное заключение (обвинительный акт) с теоретической позиции следует рассматривать как обвинение в собственном смысле, поскольку это утверждение о совершении определенным лицом преступного деяния адресовано
Прокурор осуществляет публичное уголовное преследование в публичных интересах. Это не мешает рассматривать его как субъекта искового права. Напротив, только такой подход к трактовке процессуального положения прокурора, естественным образом вытекающий из его процессуального статуса стороны в деле, позволяет занять правильную позицию при истолковании его правомочий по распоряжению материальным правом на уголовный иск в форме отказа от поддержания государственного обвинения в суде, прекращения дела по некоторым основаниям, применения особого порядка принятия судом решения, регламентированного главой 40 УПК и т.п.
Исковая деятельность обвинителя - это главным образом судебная деятельность. Однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается. Понятно, что предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением той об-винительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период.
Досудебная подготовка уголовного иска есть обвинительный розыск, деятельность по собиранию обвинительных доказательств, принятие мер процессуального принуждения и иных мер, реально ограничивающих права и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пре-сечения его преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными действиями, обоснование обвинения. В процессуальном смысле обвинение предстает как уголовное преследование. Уголовное преследование - это деятельность, осуществляемая прокурором и другими органами уголовного преследования (участниками стороны обвинения) по привлечению к уголовной ответственности подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Уголовное преследование в досудебный период есть деятельность, направленная на процессуальную подготовку, обоснование материально-правовых притязаний обвинительной власти. В суде уголовное преследование имеет форму поддержания обвинения обвинителем, как публичным, так и частным.
Представляется, что к понятию уголовного преследования следует отнести и "розыскные меры", принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п.38 ст.5 УПК РФ). Кроме того, из смысла термина "момент фактического задержания" (п. 15 ст.5 УПК РФ) вытекает, что законодатель связывает возможность начала уголовного преследования не только с началом процесса (возбуждением уголовного дела). Очевидно, что оперативно-розыскная деятельность органа дознания по выявлению признаков преступления (основания для возбуждения уголовного дела) также должна быть квалифицирована как уголовное преследование. На это косвенно указывает еще ряд норм. В частности, норма в ч-2 ст.6 УПК РФ, согласно которой уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных. Очевидно, что отказ в возбуждении уголовного дела может быть формой отказа от процессуального уголовного преследования, также как и отказ обвинителя от под-держания обвинения в суде. Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. Получается, что уголовное преследование шире понятия предвари-тельного расследования, последнее является процессуальной формой (од-ной из форм) уголовного преследования.
Законодатель в п.5б ст-5 УПК РФ разъясняет, что уголовное судо-производство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу. Досудебное производство - это уголовное судопроиз-водство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст.5 УПК РФ). Следует связывать уголовное преследование со всем досудебным судопроизводством, включая в него допроцессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела, в том числе и деятельность, предшествовавшую составлению рапорта об обнаружении преступления.
Информация о работе Понятие и сущность уголовного преследования