Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:29, контрольная работа
Правовую основу исследования составляли международные договоры России, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты.Проводимая уже многие годы судебная реформа отнюдь не сводится к введению суда присяжных, защите прав личности. Если обвинительная власть не будет направлять в суд уголовные дела, окажется в известной мере не нужной и власть судебная, какой бы совершенной она ни была. Если не будет эффективного уголовного преследования, то не будут защищены права и свободы граждан.Новые вызовы со стороны преступности, расширение процессуальных прав стороны защиты, научно-технический, экономический, организационный и другие факторы неблагоприятно сказываются на эффективности современного уголовного преследования, в особенности - опасных преступников.
Введение.......................................................................................... ............ 3
1. Понятие и сущность уголовного преследования. ..................................5
2. Порядок и формы реализации уголовного преследования.................. 9
3. Значение уголовного преследования ....................................................14
4. Правовое закрепление функции уголовного преследования в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ. ...........17
5.Проблемы уголовного преследования в современной России..............23
Заключение ..................................................................................................27
Список используемой литературы .............................................................29
В судебном производстве уголовное преследование реализуется в новых формах. Обвинение в суде - это также форма уголовного преследования (ч-1 ст-20 УПК РФ). Поддержание обвинения в суде есть судебное уголовное преследование.
Законодатель различает досудебное уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде (ч.1, 2, 4 с'г.37 УПК РФ). В то же время из ч-1 и ч.5 ст.37 УПК РФ вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора.
Следовательно, можно сказать, что обвинительная деятельность -это процессуальная и организационная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также на реализацию наказания в от-ношении осужденного по приговору суда.
2.Порядок и формы реализации уголовного преследования.
Из ч-2 ст.6 УПК РФ вытекает, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является одной из целей уголовного судопроизводства. Эта цель достигается при реализации стороной обвинения уголовного преследования в различных формах и различными способами.
Прокуратура, как номинальный носитель обвинительной власти, осуществляет уголовное преследование в досудебный период подготовки материалов уголовного дела и в суде. Досудебное уголовное преследование может осуществляться органами прокуратуры непосредственно и в опосредованной форме - как надзор за соблюдением законов органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. - М.: Изд-во Академии наук, 1999. - С. 153. .
Прокурор возбуждает или дает согласие на возбуждение всех дел публичного и частно-публичного обвинения (п.2 ч-2 ст.37, ст. 146 УПК РФ), он также вправе возбудить уголовное дело в случаях, предусмотренных ч.4 ст.20, ч.З ст.318 УПК РФ. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного и частно-публичного обвинения, принимает решение о направлении их в суд. Он утверждает решения органов предварительного расследования о прекращении публичного и частно-публичного обвинения (п. 13 ч.2 ст.37 УПК РФ). Прокурор реализует также и другие полномочия по надзору за исполнением законов и процессуальному руководству органами уголовного пре-следования.
Публичное уголовное преследование прекращается или в связи с прекращением уголовного дела, или в связи с прекращением уголовного преследования (ч.З ст. 4 УПК РФ).
Отказ от осуществления уголовного преследования обвиняемого является отказом официального органа уголовного преследования от реализации функции обвинения. Отказ органа уголовного преследования о г публичного обвинения является основанием для прекращения уголовного дела.
Формы публичного обвинения - это процессуальные и организационные формы реализации прокурором функции обвинения на различных стадиях уголовного процесса. Реализация функции обвинения всегда означает распоряжение прокурором своими процессуальными правами и выполнение им своих процессуальных обязанностей. Так что формы обвинения включают в себя и формы обвинительной деятельности прокурора, и способы реализации им своих полномочий: материального права на уголовный иск и процессуальных прав и обязанностей стороны в деле Курс советского уголовного процесса.
Как уже указывалось, следует выделять две основные процессуальные формы обвинения в широком смысле (т.е. с включением деятельностного аспекта): это досудебное уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде.
Имеются основания и для спецификации обвинительной деятельности прокурора в рамках указанных основных форм обвинения.
Кроме того, мы считаем нужным указать, что обвинительная функция прокуратуры имеет место также и в последующих стадиях процесса, включая стадию исполнения приговора, а также (в некоторых случаях) и в стадии надзорного производства и стадии возобновления дела ввиду открытия новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Так, в тех случаях, когда кассационное или апелляционное представление направляется прокурором в вышестоящую инстанцию для пересмотра судебного приговора, постановления о прекращении уголовного дела или иного судебного решения с целью ухудшения положения осужденного (оправданного) - он (прокурор) тем самым объективно выполняет обвини-тельную функцию, т.е. осуществляет уголовное преследование.
Аналогичный критерий следует применять и при квалификации про-курорского надзора, как обвинительной деятельности, на стадии возобнов-ления дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Если процессуальная деятельность прокурора направлена на изобличение лица и привлечение его к уголовной ответственности (объективно направлена на изменение его положения в худшую сторону) - это уголовное преследование. А соответ-ствующие акты прокурорского реагирования, в которых он выражает свое требование к суду о необходимости отменить приговор по мотивам, ухуд-шающим положение осужденного, - это есть реализация уголовного пре-следования.
Наконец, на стадии исполнения приговора осуществление прокурорского надзора за исполнением законов может являться продолжением уголовного преследования. В таком случае прокурорский надзор за законностью в сфере исполнения наказаний и назначенных судом мер принудительного характера следует считать формой уголовного преследования. Завершаю-щей формой, где происходит реализация права государства, представителем которого является прокурор, на наказание в рамках материального уголовно-правового отношения, существующего между государством и преступникомВ ч-З ст.20 УПК РФ содержится перечень дел частно-публичного обвинения. Право распоряжения обвинением по делам данной категории принадлежит частному обвинителю только частично: по его волеизъявлению уголовное дело возбуждается. Без заявления потерпевшего деяние не может считаться преступным и уголовное дело не может быть возбуждено.
Круг дел частно-публичного обвинения по сравнению с УПК РСФСР (ч.2 ст-27) расширен. К ранее существовавшим (по ч.2 ст-27 УПК РСФСР) прибавились дела о преступлениях, предусмотренные ст. 136 частью пер-вой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 частью первой, 145 УК РФ.
Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч.З ст.20 УПК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке (см. ком. к ч.1 ст. 147 УПК РФ).Органы публичного уголовного преследования вправе возбудить уголовное дело по признакам преступления, указанного в ч.З ст.20 УПК РФ, при наличии обстоятельств указанных в ч.4 ст.20, ч-2 ст. 147 УПК РФ.
По делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 частью первой, 136 частью первой, 137 частью первой, 138 частью первой, 139 ча-стью первой, 145, 146 частью первой и 147 частью первой производится предварительное следствие следователями прокуратуры (п.1 ч.2 ст. 151 УПК РФ).
Таким образом, после возбуждения уголовного дела по заявлению потерпевшего дальнейшее производство по данному делу осуществляется компетентными государственными органами независимо от воли потер-певшего, в обычном порядке. Прекращению дела частно-публичного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных ст-25 УПК РФ.
Согласно ст-25 УПК РФ суд, прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, против которого впервые осуществляется уголовное преследование по подозрению или обвинению в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загла-дило причиненный ему вред.При этом по делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131 УК РФ, уголовные дела по основанию, предусмотренному ст.25 УПК РФ, прекращению не подлежат.
Для суда и органов уголовного преследования основание, предусмотренное ст-25 УПК РФ, создает только право, а не обязанность для прекращения уголовного дела. Поэтому суд и орган уголовного преследования вправе отказать сторонам в удовлетворении ходатайства о прекращении дела частно-публичного обвинения в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Аналогичным образом вправе поступить суд и орган уголовного преследования, если потерпевший отказался от своего заявления, ссылаясь на то, что он не желает осуждения и наказания обвиняемого.
Одним из способов реализации уголовного преследования является его прекращение. Согласно ч.З ст. 133 и ч 2 ст.212 УПК РФ в перечень так называемых реабилитирующих оснований прекращения уголовного преследования входят основания, предусмотренные пунктами 1, 2, 5 и 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ и пунктами 1 и 4 - 8 ч. 1 ст. 27 УПК РФ,
Следует полагать, что нереабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела (иногда только уголовного преследования) являются те, что указаны в ст. ст. 25, 26, 28, 427, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 24 и п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.
Прекращение уголовного преследования по п. 2, 5, 6 части первой статьи 24, пунктами 2, 4-8 части первой статьи 27, предусматривающие реабилитирующие основания освобождения от уголовной ответственности, не освобождает лицо от иной ответственности за причинение вреда своими действиями.
Косвенные указания на то, что прекращение уголовного преследования не всегда влечет за собой прекращение уголовного дела. Так, согласно ч. 4 ст. 27 УПК РФ допускается прекращение уголовного преследования в отношении подозреваемого, обвиняемого без прекращения уголовного дела в случаях, предусмотренных, частью пер-вой указанной статьи.
По основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-8 ч. 1 ст.27 УПК РФ, уголовное преследование в отношении конкретного лица прекращается, одна-ко, это не влечет за собой прекращение уголовного дела.
Отказ от прекращения уголовного преследования обвиняемого является отказом от функции обвинения органа уголовного преследования. Между тем, как решение о прекращении уголовного дела может окончательно быть принято только непосредственно судом (ст. 427 УПК РФ) или же опять же судом в опосредованной форме - через реализацию судебного контроля в порядке ст. 214 УПК РФ (речь идет об основаниях прекращения уголовного преследования, предусмотренных, например, ст. 26, ч. 2 ст. 27, 28 УПК РФ).
Далее, из содержания ст. 27 УПК РФ следует, что в перечень оснований прекращения уголовного преследования не входят основания, преду-смотренные ст. 25 и 26 УПК РФ. В то же время из содержания одной из этих статей (ст. 26 УПК РФ) вытекает, что прекращение уголовного дела влечет за собой и прекращение уголовного преследования. Следуя букве закона, можно сделать вывод, что прекращение уголовного преследования по ст. 28 УПК РФ влечет за собой прекращение уголовного дела.
Несмотря на противоречивость указаний законодателя относительно оснований прекращения уголовного дела и прекращения уголовного пре-следования, определенный резон в подобном различении есть. В самом деле, препятствия для ведения обвинительной деятельности в отношении конкретного лица, которые предусмотрены п. 1, 3-8 ч. 1 ст. 27 УПК РФ.носят так сказать процессуальный характер. Они создают формальную невозможность привлечения к уголовной ответственности лица, подозревае-мого в совершении преступления. Но для производства по уголовному делу в целом препятствий нет, по крайней мере, на момент прекращения уголовного преследования. Более того, есть вероятность того, что в после-дующем такого рода формальные препятствия (например, предусмотренные п.п. 1, 4, 5, 6, 7. 8} отпадут и уголовное преследование лица в рамках того же уголовного дела будет возобновлено. Из всего вышесказанного выше хотелось бы сделать выводы:
1. В уголовном
преследовании можно выделить
три аспекта: 1) об определении
порядка его осуществления в
законе; 2) о возникновении уголовного
преследования; 3) о его реализации
в деятельности участников
2. Под
уголовным преследованием
3. Возникновение уголовного преследования связано с фактом совершения деяния (действия, бездействия), содержащего признаки преступления.
4. Реализация
уголовного преследования
5. В защиту
прав потерпевшего необходимо
изменить порядок производства
по делам частного обвинения
и предусмотреть возможность
рассмотрения возмещения
3. Значение уголовного преследования.
Значение уголовного преследования в том, что оно является основным средством защиты публичного интереса в уголовном процессе.
Публичный интерес - это охраняемый законом интерес, за которым стоят общество и государство. В уголовном судопроизводстве публичный интерес выражается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, как правило, независимо от воли отдельных организаций и граждан.
Информация о работе Понятие и сущность уголовного преследования