Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:29, контрольная работа
Правовую основу исследования составляли международные договоры России, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О прокуратуре Российской Федерации" и иные нормативно-правовые акты.Проводимая уже многие годы судебная реформа отнюдь не сводится к введению суда присяжных, защите прав личности. Если обвинительная власть не будет направлять в суд уголовные дела, окажется в известной мере не нужной и власть судебная, какой бы совершенной она ни была. Если не будет эффективного уголовного преследования, то не будут защищены права и свободы граждан.Новые вызовы со стороны преступности, расширение процессуальных прав стороны защиты, научно-технический, экономический, организационный и другие факторы неблагоприятно сказываются на эффективности современного уголовного преследования, в особенности - опасных преступников.
Введение.......................................................................................... ............ 3
1. Понятие и сущность уголовного преследования. ..................................5
2. Порядок и формы реализации уголовного преследования.................. 9
3. Значение уголовного преследования ....................................................14
4. Правовое закрепление функции уголовного преследования в действующем уголовно-процессуальном законодательстве РФ. ...........17
5.Проблемы уголовного преследования в современной России..............23
Заключение ..................................................................................................27
Список используемой литературы .............................................................29
Заключение.
Возрождение в уголовно-процессуальном праве института уголовного преследования является значительным продвижением к достижению, как принципа состязательности, так и назначения уголовного судопроизводства. Однако законодатель, игнорируя более четкое закрепление содержания, начального момента, а также объема полномочий того или иного участника процесса по осуществлению уголовного преследования, порождает множество проблем как теоретического, так и практического характера. Часть названных проблем рассмотрена мною.
В содержание уголовного преследования входит комплекс процессуальных действий, по результатам которых можно судить о факте совершения общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом, и об изобличении лица в его совершении. В рассматриваемый институт не входит применение мер принуждения, так как их основное назначение состоит не в изобличении виновного лица и доказывании его вины, а в обеспечении оптимальных условий для доказывания и установления по уголовному делу истины.
Из смысла Закона свидетельствует, что уголовное преследование возникает с момента совершения деяния (действия, бездействия), содержащего в себе признаки преступления, поэтому трактовка п. 55 ст. 5 УПК РФ должна быть изменена, а уголовное преследование определено как обязанность компетентных органов государства (органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора), а также право потерпевшего, частного обвинителя осуществлять деятельность, направленную на установление события общественно опасного деяния и изобличение лица, его совершившего.
Начальный момент реализации уголовного преследования возникает лишь с момента возбуждения уголовного дела как в отношении конкретного лица, так и по факту совершения преступления, потому что именно с этого момента можно осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в полном объеме. Не всегда уголовное преследование реализуется (факт преступления не известен правоохранительным органам), либо реализуется не полностью (прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию). Комплексное исследование проблем уголовного преследования говорит о том, что формами реализации уголовного преследования следует считать все процессуальные и организационные формы реализации органами обвинительной власти своих полномочий по реализации уголовного преследования на двух досудебных стадиях уголовного процесса. Формы уголовного преследования включают себя и формы процессуальной деятельности и способы реализации ими своих полномочий, а также иной правовой деятельности, связанной с обвинением.
Допустимо сделать вывод, что
уголовное преследование
Так как уголовное дело подлежит прекращению лишь в том случае, когда уголовное преследование прекращается в отношении всех лиц, подозреваемых или обвиняемых по делу, либо установлено отсутствие преступления (что также исключает уголовное преследование), то необходимо объединить существующие основания прекращения уголовного дела и отказа в возбуждении уголовного дела с основаниями прекращения уголовного преследования в следующие группы: 1) обстоятельства, исключающие уголовное преследование (двух видов: материально-правовые и процессуальные); 2) обстоятельства, позволяющие освободить от уголовного преследования, и 3) обстоятельства, позволяющие не осуществлять уголовного преследования.
Все перечисленное свидетельствует о том, что в принятом УПК Российской Федерации существует много пробелов, хотя большинство положений свидетельствуют о сильном сближении уголовно-процессуального законодательства с положениями Конституции России и Международными договорами. Пробелы можно устранить, но для этого потребуется еще очень много работы по исследованию не только исторического наследия, но и зарубежного опыта.
Список используемой литературы.
1.Конституция Российской Федерации. – М., 2006.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации (по сост. на 1 февраля 2006 г.). – М., 2006.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (по сост. на 25 апреля 2011г.). – М., 2011
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.
5..Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.В. Смирнов К.Б. Калиновский. – 5-е изд. – М.: Проспект, 2009
6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.
7. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 15.07.2005) // СЗ РФ от 20.11.1995, № 47, ст. 4472, СЗ РФ от 18.07.2005, № 29, ст. 2906.
8.Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.
9. Божьев В.П. Состязательность на предварительном следствии // Законность. - 2003. - № 1.
10. Коврига З.Ф. Процессуальные проблемы уголовного преследования и защиты // Правовая конфликтология: Сборник научных трудов. Вып.13. - Воронеж, 2002.
11.Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М.: Издательство НОРМА, 2003. - С. 79-
12. Лобанов А.П. Функции уголовного преследования и защиты в российском судопроизводстве: Автореф. дис. :докт. юрид. наук. - М., 1996.
13. Строгович М.С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. - М., 1951.
14. Уголовный процесс России: Учебник / Колл.авторов под науч. ред. В.Т. Томина. - М.: Юрайт-Издат, 2003.
15. Уголовный процесс : Учебник /Отв.ред.Григорьев, А.В.Победкин В.Н. Яшин.-2-е изд. – М: Эксмо, 2008
16. Уголовный процесс: Учебное пособие / Под ред. З.Ф. Ковриги, Н.П. Кузнецова. - Воронеж, 2003.§ 3. Социальная обусловленность, понятие и содержание уголовного преследования.
Информация о работе Понятие и сущность уголовного преследования