На наш взгляд, все эти проблемы должны
быть решены исключительно в законодательном
порядке, и не может быть поставлено под
сомнение, что необходимо сделать это
как в УПК РФ, так и в самостоятельном законе,
который регламентировал бы деятельность
следователя по всем направлениям, поскольку
здесь соприкасаются вопросы регламентации
следственной деятельности и ее должного
обеспечения как в процессуальном, так
и в организационном, и кадровом обеспечении.
Причем важность принятия такого решения
с учетом сложившейся правоприменительной
практики и апробированными мнениями
российских ученых, наиболее верное и
правильное решение.
Большим шагом в этом направлении было
принятие Федерального закона Российской
Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О
Следственном комитете Российской Федерации»45,
который фактически выделил Следственный
комитет в отдельный орган, неподнадзорный
органам законодательной, исполнительной
и судебной властей, за исключением прокурорского
надзора за исполнением законов Следственным
комитетом, который в соответствии со
статьёй 44 указанного Федерального закона,
осуществляют Генеральный прокурор Российской
Федерации и подчиненные ему прокуроры
в соответствии с полномочиями, предоставленными
федеральным законодательством.
Заключение
Следователь определяется как
должностное лицо, уполномоченное в пределах
своей компетенции осуществлять предварительное
следствие по уголовному делу (п. 41 ст.
5, ч. 1 ст. 38 УПК). В отличие от ранее действовавшего
процессуального закона (ст. 125 УПК РСФСР),
УПК РФ не именует следователя органом
предварительного расследования, называя
его просто должностным лицом. Это значит,
что полномочия следователя ограничены
в пользу органа предварительного следствия
(следственного органа, или следственного
подразделения), представляемого его руководителем.
Следователь, являясь специфическим участником
в уголовном процессе, имеет свои особенности
правового статуса и процессуального
положения, определяемого выполняемыми
в уголовном судопроизводстве процессуальными
функциями и реализуемыми в порядке и
в пределах, строго определенной процессуальной
самостоятельности, процессуальными полномочиями.
Основные полномочия, образующие
процессуальный статус следователя, могут
быть объединены в следующие группы.
Полномочия по решению
вопроса о возбуждении уголовного дела:
1. Принимать и проверять
сообщение о любом совершенном
или готовящемся преступлении (ч. 1 ст.
144).
2. Возбуждать уголовное
дело.
3. Отказывать в возбуждении
уголовного дела (ч. 1 ст. 148).
Полномочия по обеспечению
надлежащего субъекта производства предварительного
следствия:
- Принимать уголовное дело к
своему производству (п. 2 ч. 2 ст. 38). В ст.
149 УПК, где речь идет о направлении
уголовного дела после его возбуждения,
не говорится о вынесении следователем
специального решения о принятии дела
к своему производству, однако, по смыслу
ч. 1 ст. 156, в постановлении о возбуждении дела следователь, дознаватель указывает
о принятии им уголовного дела к своему
производству.
2. Передавать уголовное
дело руководителю следственного
органа для направления по подследственности
(п. 2 ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 146).
3. Заявлять самоотвод
при наличии обстоятельств, исключающих
его участие в производстве
по делу (ст. 62).
Полномочия по направлению
хода расследования:
В законе не раскрывается понятие
«направление расследования», или, что
то же самое, «направление хода расследования»
(п. 4 ч. 2 ст. 37, п. 3 ч. 2 ст. 38, п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК
РФ). На наш взгляд, оно включает в себя:
во-первых, полномочия по определению
предмета предварительного следствия;
во-вторых, полномочия по направлению
уголовного дела.
Полномочия по применению
мер процессуального принуждения:
1. Возбуждать перед судом
с согласия руководителя следственного
органа ходатайство об избрании меры пресечения
или о производстве иного процессуального
действия, которое допускается на основании
судебного решения (ч. 1 ст. 165).
2. Задерживать лицо по
подозрению в совершении преступления
(ст. 91).
3. В пределах своих
полномочий избирать обвиняемому
или подозреваемому меру пресечения
(ст. 97).
4. Составлять протокол
о неисполнении участниками производства
по делу своих процессуальных обязанностей
и направлять его в суд для наложения на
нарушителя денежного взыскания (ст. 118).
5. Давать органу дознания
обязательные для исполнения
письменные поручения о проведении
оперативно-розыскных мероприятий, производстве
отдельных следственных действий, об исполнении
постановлений о задержании, приводе,
об аресте, о производстве иных процессуальных
действий, а также получать содействие
при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7
ст. 164, ст. 210).
Полномочия следователя
по обеспечению своей процессуальной
самостоятельности:
1. Представлять свои письменные
возражения руководителю следственного
органа при несогласии с требованиями
прокурора об устранении нарушений федерального
законодательства, допущенных в ходе предварительного
следствия (ч. 3 ст. 38).
2. Обжаловать с согласия
руководителя следственного органа
решение прокурора о возвращении уголовного
дела следователю для производства дополнительного
следствия, изменения объема обвинения
либо квалификации действий обвиняемых
или составления обвинительного заключения
и устранения выявленных недостатков
(п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 221).
3. Обжаловать указания
руководителя следственного органа,
за исключением предусмотренных ч. 4 ст.
39, руководителю вышестоящего следственного
органа. При этом следователь вправе до
принятия решения руководителем вышестоящего
следственного органа приостанавливать
исполнение указаний, если они касаются
изъятия уголовного дела и передачи его
другому следователю, привлечения лица
в качестве обвиняемого, квалификации
преступления, объема обвинения, избрания
меры пресечения, производства следственных
действий, которые допускаются только
по судеб-
ному решению, а также направления
дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст.
39).
4. В отношении следователя
для обеспечения его процессуальной
самостоятельности применяется особый
порядок возбуждения уголовного дела
или привлечения в качестве обвиняемого
(ст. 448).
Полномочия по обеспечению
законных интересов подозреваемого, обвиняемого
и других участников предварительного
следствия:
1. Рассматривать ходатайства
участников предварительного следствия
(ст. 159).
2. Принимать меры попечения
о детях, об иждивенцах подозреваемого
или обвиняемого и меры по обеспечению
сохранности его имущества, меры к неразглашению
данных предварительного расследования
(ст. 160, 161).
Принимая во внимание, что следователь
по УПК РФ отнесен к числу участников процесса
со стороны обвинения (гл. 6), на первый
взгляд, можно было бы сделать вывод, что
он выполняет здесь лишь функцию обвинения.
Однако анализ показывает, что
ряд полномочий следователя являются
не чем иным, как проявлением судебной
по своей изначальной природе функции.
Состязательный процесс предполагает
наличие трехстороннего правоотношения,
когда между уголовным преследователем
и защитой стоит нейтральный арбитр —
судебный орган, который и принимает все
основные решения по делу.
По сравнению с УПК РСФСР, вновь принятый
УПК РФ в значительной степени ограничивает
процессуальную самостоятельность следователя.
Однако, приводя УПК РФ в соответствие
с Конституцией РФ, законодателем было
принято довольно значимое, с точки зрения
правоприменительной практики, решение
(это касается принятия Федерального закона
от 5 июля 2007 г. № 87-ФЗ), о «возвращении»
следователю ряда процессуальных полномочий,
расширяющих его процессуальную самостоятельность
в современном уголовном процессе.
Принятие Федерального закона «О Следственном
комитете РФ» стало первым шагом в этом
направлении. Но следует признать, что
этого недостаточно для расширения, как
самих процессуальных полномочий следователя,
так и придания ему положения самостоятельной
и независимой фигуры в уголовном процессе.
Важность обеспечения процессуальной
самостоятельности следователя не ставится
под сомнение, как большинством учёных
и юристов-практиков, так и самим законодателем,
и в настоящее время является одной из
самых актуальных проблем в науке и практике.
На наш взгляд, все эти проблемы должны
быть решены исключительно в законодательном
порядке, и не может быть поставлено под
сомнение то, что необходимо сделать это
как в УПК РФ, так и в самостоятельном законе,
который регламентировал бы деятельность
следователя по всем направлениям, поскольку
здесь соприкасаются вопросы регламентации
следственной деятельности и ее должного
обеспечения, как в процессуальном, так
и в организационном и кадровом обеспечении.
Причем важность принятия такого решения
с учетом сложившейся правоприменительной
практики и апробированными мнениями
российских ученых, наиболее верное и
правильное решение.
Таким образом, при проведении данного
исследования нами были детально рассмотрены
следующие вопросы: понятие участников
уголовного судопроизводства; классификация
участников уголовного процесса; понятие
следователя как специфичного участника
уголовного процесса; процессуальные
полномочия следователя; специфика процессуального
положения следователя в уголовном процессе;
актуальные проблемы процессуальной самостоятельности
следователя.
Список использованной литературы
Нормативные правовые
акты:
- Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993г. // Российская газета, №237, 25.12.1993.
- Уголовно – процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18.12.2001г.
№174-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24.12.2001, №52 (ч.1), ст.4921.
- Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996г. №63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательство Российской Федерации от 17.06.1996, №25, ст.2954.
- Федеральный закон Российской
Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации».
- Федеральный закон Российской
Федерации от 12.08.1995 № 144 «Об оперативно-розыскной
деятельности».
Федеральный закон от 07.02.2011
№3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства
Российской Федерации, 14.02.2011, N 7, ст. 900.
- Федеральный закон Российской
Федерации от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и Федеральный
закон «О прокуратуре Российской Федерации»
// Собрание законодательства
Российской Федерации, 11.06.2007, № 24, ст.2830.
- Федеральный закон Российской
Федерации от 03.02.2014 г. № 5-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и статью 31 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации,
10.02.2014, № 6, ст.556.
- Федеральный закон Российской
Федерации от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2011, № 1, ст.15.
- Указ Президента Российской
Федерации от 14.01.2011 г. № 38 «Вопросы деятельности
Следственного комитета Российской Федерации»
(в ред. Указа Президента РФ от
06.05.2011 № 590) // Собрание законодательства
РФ. 2011. № 4. Ст. 572.
- Закон РСФСР от 08.07.1981 «О судопроизводстве
РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР, 1981, № 28, ст.
976.
- Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР от 27.10.1960 // Ведомости ВС РСФСР, 1960,
№ 40, ст. 592.
- Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960
// Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40, ст.591.
- Кодекс РСФСР об административных
правонарушениях // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, №
3, Ст. 1313.
Судебно-арбитражная
практика:
- Постановление Конституционного
Суда Российской Федерации от 29.06.2004 г.
№ 13-П «По делу о проверке конституционности
отдельных положений статьей 7, 15, 107, 234
и 450 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации в связи с запросом
группы депутатов Государственной Думы»
// Собрание законодательства Российской
Федерации, 05.07.2004, № 27, ст. 2804.
Специальная литература:
- Александров А.С. Процессуальный
статус прокурора в уголовном процессе.
// Российский следователь. 2005. № 6.
Баев О.Я. Производство следственных
действий. Криминалистический анализ
УПК России. Практика. Рекомендации профессионалов.
– М.: Издательство Эксмо, 2009.
Безлепкин Б.Т. Настольная книга
следователя и дознавателя. – М.: Проспект,
2009.
- Бобров В.К. Комментарий к уголовно-процессуальному
кодексу РФ. - М., 2003.
- Божьев В.П. Уголовный процесс: Учебник
для вузов. Изд. 2-е пер. и доп. - М., 2003.
- Бутенко Е.В. Новый юридический
словарь-справочник. – Смоленск. 2001.
- Галузо В.Н. Уголовный процесс:
Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп.
- М., 2005.
- Герцензон А.А., Струй Н.А., Жалинский
А.Э. Уголовно-процессуальное право и статистика.
- М. 2009.
- Давлетов А.А. Уголовное судопроизводство
Российской Федерации: Общая часть: Курс
лекций. - Екатеринбург, 2010.
- Жалинский А.Э. Уголовное право
в ожидании перемен: теоретико-инструментальный
анализ. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2009.
- Зарипов М.К. Следователь и его
положение в уголовном процессе // Соц.
законность. 2002. № 4.
- Колосович С.А. Уголовный процесс: учебник.
Издание 2-е, переработанное и дополненное.
- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
- Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному
кодексу Российской Федерации. 12-е
изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
- Лебедев В.М. Научно-практический комментарий
к Уголовно-процессуальному кодексу Российской
Федерации. - М., 2010.
- Лебедев В.М. Практика применения
Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации: практическое пособие 3-е
изд., перераб. и доп. М., 2009.
- Марцев А.И. Уголовное право
Российской Федерации: Общая часть. - Омск, 2009.