Прекращение уголовного дела в форме дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно пролонгировать до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания. При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1 Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………………………………………………..5
1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания……………………10
Глава 2
2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания…12
2.2 Общие условия производства предварительного следствия……….21
Глава 3
3.1 Прекращение уголовного дела в форме дознания…………………...27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа УПК Дознание по уголовным делам.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...3

Глава 1

1.1 Дознание и предварительное  следствие как формы предварительного  расследования………………………………………………………………..5

1.2 Расследование уголовных  дел в форме дознания……………………10

Глава 2

2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания…12

2.2 Общие условия производства  предварительного  следствия……….21

Глава 3

3.1 Прекращение уголовного дела  в форме дознания…………………...27

Заключение…………………………………………………………………31

Список использованной литературы……………………………………..33

 

Введение

 

В представленной работе раскрываются основные вопросы деятельности органов дознания РФ. Актуальность темы заключается в том, что за время действия нового УПК РФ в  него было внесено уже более сотни  поправок, которые во многом изменили саму первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.

Цель данной работы состоит  в том, чтобы усвоить нормы  уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в  том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Изучение стадии –  предварительное расследование  – и будет посвящена данная работа. Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания в стадии предварительного расследования.

Изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к усвоению конкретных положений данной стадии, правильному и быстрому производству предварительного следствия.

К сожалению, следует  отметить, что несмотря на внесенные изменения несовершенство отдельных норм Кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, что негативно сказывается на работе следователей и дознавателей. В связи с этим представляется, что научная общественность должна предпринять все усилия для того, чтобы осмыслить и максимально быстро снять имеющиеся противоречия между правовыми положениями и реалиями жизни.1

С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно пролонгировать до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания. При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране. Любое сколько-нибудь значительное увеличение этой нагрузки вызывает закономерную и ярко выраженную негативную реакцию.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

Глава 1

1.1 Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования

 

В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:

- дознание

- предварительное расследование.

  

Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и  изобличение лиц их совершивших.

  Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных  должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.

  Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а именно:

1. одни и те же  задачи (по раскрытию преступлений, изобличению лиц их совершивших  и т.д.)

2. единое для обеих форм уголовно – процессуальное законодательство ( и следователи, и, лица, производящие дознание, руководствуется в своей деятельности единым уголовно-процессуальным законом ).

3. Одинаковая юридическая  сила следственных действий и  процессуальных документов.

Однако эти формы  имеют и существенные различия, которые состоят в том, что:

1. Дознание и предварительное  следствие осуществляется органами;

А. Органы, которые вправе и обязаны производить дознание

Б. Органы предварительного следствия. Это следователи, прокуроры, органы внутренних дел, министры безопасности.

2. лица, производящие  дознания и следователи имеют  разные обязанности и права.

Различие это вытекает прежде всего из того, что для  органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций  по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.

Производство дознания для них не основная обязанность.

Для следователей – проведение расследований является основной и  единственной обязанностью.

К органам дознания согласно ст.40 УПК РФ отнесены:

1) органы внутренних  дел, а также иные органы  исполнительной власти, наделенные  в соответствии с федеральным  законом полномочиями по осуществлению  оперативно-розыскной деятельности.

Как отмечено выше, такими полномочиями обладают оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; органов внешней разведки Министерства обороны РФ;

2) Главный судебный  пристав РФ, главный военный судебный  пристав, главный судебный пристав  субъекта РФ, их заместители, старший  судебный пристав, старший военный  судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной  противопожарной службы.2

На перечисленные органы дознания возложены следующие процессуальные полномочия: возбуждение уголовных дел; дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно; производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно; выполнение письменных поручений следователя об осуществлении оперативно - розыскных мероприятий, а также отдельных следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе и др.; поддержание по поручению прокурора государственного обвинения в суде3.

Осуществляемое в полном объеме дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что  и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Помимо общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается  оперативно-розыскная деятельность. Эта деятельность не является дознанием. Она относится к самостоятельной функции органов дознания, предусмотренной уголовно-процессуальным и иным законодательством, в частности, упомянутым Законом об оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные  действия вместе с действиями, проводимыми  при осуществлении дознания и предварительного следствия, направлены в конечном счете на борьбу с преступностью. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в разных правовых режимах, проявляющихся в следующем:

- различна правовая база их производства, поскольку следователь и дознаватель действуют на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Конституции РФ, Закона об оперативно-розыскной деятельности, других законов и ряда подзаконных актов;

- различны пределы производства этих действий, поскольку следственные действия проводятся только после возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскные действия могут производиться и до возбуждения дела;

- различны результаты этих действий, поскольку в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе оперативно-розыскных действий - лишь сведения о фактах, которые могут стать доказательствами только после закрепления их процессуальным путем.

Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.

К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел, министерства внутренних дел республик  в составе РФ; главные управления, управления и отделы внутренних дел  краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железной дороге, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

Полиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел, как компетенцию других органов дознания. Полиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Полиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Полиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только полиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве полиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.4

Таким образом, перечисленные  органы исполнительной власти по существу являются органами дознания. В то же время на практике могут возникать разногласия по вопросу возбуждения уголовных дел и проведения неотложных следственных действий сотрудниками оперативных подразделений указанных органов. Дело в том, что ч.2 ст.41 УПК не допускает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако проведение дознания в полном объеме регламентируется ч.3 ст.151, а выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, - ст.157. Из этого следует, что упомянутое выше требование ч.2 ст.41 не распространяется на случаи, когда сотрудники оперативных подразделений, действуя в соответствии с ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и ст.157 УПК, возбуждают уголовные дела и проводят по нему только неотложные действия.

 

1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания

По делам, по которым предварительное следствие необязательно, принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, полностью отнесено к компетенции органов дознания.

Это означает, что органы дознания по определенной категории, преступлений возбуждают уголовное дело и проводят расследование преступлений в полном объеме в пределах установленной законом компетенции. Пределы компетенции органов дознания при, расследовании преступлений в полном объеме определены нормами гл.32 УПК РФ.

Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель  руководствуется теми же правилами, которые установлены и для  органов предварительного следствия: едиными правилами по возбуждению  уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа).

Согласно ч.1 ст.223 УПК  РФ при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными главами: 21 "Общие условия предварительного расследования", 22 "Предварительное следствие", 24 "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент", 25 "Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров", 26 "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний", 27 "Производство судебной экспертизы", 28 "Приостановление и возобновление предварительного следствия", 29 "Прекращение уголовного дела".

Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений на дознании такие же, как и в ходе предварительного следствия. Вместе с тем расследование преступлений в форме дознания имеет свои особенности и отличия от предварительного следствия (по кругу субъектов, срокам расследования, видам итоговых решений, по полномочиям дознавателя и по подследственности). Рассмотрим эти особенности подробнее.

Срок расследования  преступлений в форме дознания определен ч.3 ст.233 УПК России - 20 суток. Срок дознания исчисляется с момента возбуждения уголовного дела, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. С момента получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела постановление приобретает юридическую силу, знаменуя начало расследования преступления, и уголовное дело считается возбужденным.

Информация о работе Прекращение уголовного дела в форме дознания