Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:59, курсовая работа
С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно пролонгировать до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания. При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1 Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………………………………………………..5
1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания……………………10
Глава 2
2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания…12
2.2 Общие условия производства предварительного следствия……….21
Глава 3
3.1 Прекращение уголовного дела в форме дознания…………………...27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1
1.1 Дознание и предварительное
следствие как формы
1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания……………………10
Глава 2
2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания…12
2.2 Общие условия производства предварительного следствия……….21
Глава 3
3.1 Прекращение уголовного дела в форме дознания…………………...27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..33
В представленной работе раскрываются основные вопросы деятельности органов дознания РФ. Актуальность темы заключается в том, что за время действия нового УПК РФ в него было внесено уже более сотни поправок, которые во многом изменили саму первоначальную модель этого важнейшего нормативно-правового акта.
Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.
Изучение стадии – предварительное расследование – и будет посвящена данная работа. Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания в стадии предварительного расследования.
Изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к усвоению конкретных положений данной стадии, правильному и быстрому производству предварительного следствия.
К сожалению, следует отметить, что несмотря на внесенные изменения несовершенство отдельных норм Кодекса нередко позволяет виновным уходить от уголовной ответственности, что негативно сказывается на работе следователей и дознавателей. В связи с этим представляется, что научная общественность должна предпринять все усилия для того, чтобы осмыслить и максимально быстро снять имеющиеся противоречия между правовыми положениями и реалиями жизни.1
С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно пролонгировать до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания. При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране. Любое сколько-нибудь значительное увеличение этой нагрузки вызывает закономерную и ярко выраженную негативную реакцию.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1
1.1 Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования
В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:
- дознание
- предварительное расследование.
Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и изобличение лиц их совершивших.
Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.
Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а именно:
1. одни и те же
задачи (по раскрытию преступлений,
изобличению лиц их
2. единое для обеих форм уголовно – процессуальное законодательство ( и следователи, и, лица, производящие дознание, руководствуется в своей деятельности единым уголовно-процессуальным законом ).
3. Одинаковая юридическая сила следственных действий и процессуальных документов.
Однако эти формы имеют и существенные различия, которые состоят в том, что:
1. Дознание и предварительное
следствие осуществляется
А. Органы, которые вправе и обязаны производить дознание
Б. Органы предварительного следствия. Это следователи, прокуроры, органы внутренних дел, министры безопасности.
2. лица, производящие дознания и следователи имеют разные обязанности и права.
Различие это вытекает прежде всего из того, что для органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.
Производство дознания для них не основная обязанность.
Для следователей – проведение расследований является основной и единственной обязанностью.
К органам дознания согласно ст.40 УПК РФ отнесены:
1) органы внутренних
дел, а также иные органы
исполнительной власти, наделенные
в соответствии с федеральным
законом полномочиями по
Как отмечено выше, такими полномочиями обладают оперативные подразделения: органов внутренних дел; Федеральной службы безопасности РФ; Федеральной службы охраны РФ; Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральной таможенной службы; Службы внешней разведки РФ; Федеральной службы исполнения наказаний; органов внешней разведки Министерства обороны РФ;
2) Главный судебный
пристав РФ, главный военный судебный
пристав, главный судебный
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы Государственной противопожарной службы.2
На перечисленные органы дознания возложены следующие процессуальные полномочия: возбуждение уголовных дел; дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно; производство неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно; выполнение письменных поручений следователя об осуществлении оперативно - розыскных мероприятий, а также отдельных следственных действий и исполнении постановлений о задержании, приводе и др.; поддержание по поручению прокурора государственного обвинения в суде3.
Осуществляемое в полном объеме дознание является формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.
Помимо общих с органами
предварительного следствия обязанностей
на некоторые органы дознания возлагается
оперативно-розыскная
Оперативно-розыскные действия вместе с действиями, проводимыми при осуществлении дознания и предварительного следствия, направлены в конечном счете на борьбу с преступностью. Различия между ними обусловлены тем, что они совершаются в разных правовых режимах, проявляющихся в следующем:
- различна правовая база их производства, поскольку следователь и дознаватель действуют на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность осуществляется на основании Конституции РФ, Закона об оперативно-розыскной деятельности, других законов и ряда подзаконных актов;
- различны пределы производства этих действий, поскольку следственные действия проводятся только после возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскные действия могут производиться и до возбуждения дела;
- различны результаты этих действий, поскольку в ходе следственных действий могут быть получены доказательства, а в ходе оперативно-розыскных действий - лишь сведения о фактах, которые могут стать доказательствами только после закрепления их процессуальным путем.
Все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, но действуют в пределах своей компетенции.
К органам внутренних
дел относятся: Министерство внутренних
дел, министерства внутренних дел республик
в составе РФ; главные управления,
управления и отделы внутренних дел
краев, областей, автономной области, автономных
округов, районов, городов, районов в городах,
городах федерального значения, закрытых
административно-
Полиция является основным звеном в структуре Министерства внутренних дел. Она является универсальным органом дознания. Закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголовных дел, как компетенцию других органов дознания. Полиция обязана принимать любые заявления (сообщения) о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом. Полиция может действовать в качестве органа дознания по делу о любом преступлении. Полиция, по общему правилу, не должна подменять другой орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголовного дела и производстве дознания по первичному материалу о преступлении. Но если в силу сложившихся условий только полиция может принять меры к установлению и закреплению следов преступления, его пресечению (например, поджога дома), помешать преступнику скрыться, она в соответствии с возложенными на нее обязанностями по охране общественного порядка и борьбе с преступностью начинает действовать в качестве органа дознания. В этом же качестве полиция выполняет поручения и указания следователей по находившимся в их производстве делам, даже если они были возбуждены иными органами дознания.4
Таким образом, перечисленные органы исполнительной власти по существу являются органами дознания. В то же время на практике могут возникать разногласия по вопросу возбуждения уголовных дел и проведения неотложных следственных действий сотрудниками оперативных подразделений указанных органов. Дело в том, что ч.2 ст.41 УПК не допускает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Однако проведение дознания в полном объеме регламентируется ч.3 ст.151, а выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно, - ст.157. Из этого следует, что упомянутое выше требование ч.2 ст.41 не распространяется на случаи, когда сотрудники оперативных подразделений, действуя в соответствии с ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" и ст.157 УПК, возбуждают уголовные дела и проводят по нему только неотложные действия.
1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания
По делам, по которым предварительное следствие необязательно, принятие необходимых уголовно-процессуальных мер для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, полностью отнесено к компетенции органов дознания.
Это означает, что органы дознания по определенной категории, преступлений возбуждают уголовное дело и проводят расследование преступлений в полном объеме в пределах установленной законом компетенции. Пределы компетенции органов дознания при, расследовании преступлений в полном объеме определены нормами гл.32 УПК РФ.
Осуществляя процессуальную деятельность по расследованию преступлений в форме дознания, дознаватель руководствуется теми же правилами, которые установлены и для органов предварительного следствия: едиными правилами по возбуждению уголовного дела (поводы, основания, процессуальный порядок), по выполнению следственных действий (основания, порядок производства и фиксации), по принятию процессуальных решений (основания и структура документа).
Согласно ч.1 ст.223 УПК РФ при производстве дознания дознаватели вправе пользоваться правилами, установленными главами: 21 "Общие условия предварительного расследования", 22 "Предварительное следствие", 24 "Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент", 25 "Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Контроль и запись переговоров", 26 "Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний", 27 "Производство судебной экспертизы", 28 "Приостановление и возобновление предварительного следствия", 29 "Прекращение уголовного дела".
Правила проведения следственных действий, применение мер принуждения и процессуальный порядок принятия процессуальных решений на дознании такие же, как и в ходе предварительного следствия. Вместе с тем расследование преступлений в форме дознания имеет свои особенности и отличия от предварительного следствия (по кругу субъектов, срокам расследования, видам итоговых решений, по полномочиям дознавателя и по подследственности). Рассмотрим эти особенности подробнее.
Срок расследования преступлений в форме дознания определен ч.3 ст.233 УПК России - 20 суток. Срок дознания исчисляется с момента возбуждения уголовного дела, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. С момента получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела постановление приобретает юридическую силу, знаменуя начало расследования преступления, и уголовное дело считается возбужденным.
Информация о работе Прекращение уголовного дела в форме дознания