Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:59, курсовая работа
С принятием УПК РФ, ограничившего производство дознания только делами с конкретными лицами и сроками, которые невозможно пролонгировать до окончания расследования, результаты работы органов предварительного следствия в значительной мере стали зависеть от результатов деятельности органов дознания. При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1
1.1 Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………………………………………………..5
1.2 Расследование уголовных дел в форме дознания……………………10
Глава 2
2.1 Полномочия следователя, дознавателя при проведении дознания…12
2.2 Общие условия производства предварительного следствия……….21
Глава 3
3.1 Прекращение уголовного дела в форме дознания…………………...27
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы………………………
Применительно к производству дознания закон устанавливает пять таких случаев:
1) истечение срока
давности уголовного
2) примирение сторон (ст.25 УПК РФ);
3) издание акта об амнистии (п.3 ч.1 ст.27 УПК РФ);
4) деятельное раскаяние (ст.28 УПК РФ);
5) применение к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия (ст.427 УПК РФ).
В установленных законом случаях прекращение уголовного дела (уголовного преследования) является основанием возникновения права на реабилитацию, что подразумевает возникновение права на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах (ч.1 ст.133 УПК РФ).7
Применительно к производству дознания как форме расследования преступлений в соответствии с п.3 ч.2 ст.133 УПК РФ лицо, незаконно (необоснованно) подвергнутое уголовному преследованию, приобретает право на реабилитацию при прекращении в отношении него уголовного дела (уголовного преследования) по следующим основаниям:
1) отсутствие события преступления (п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ);
2) отсутствие в деянии состава преступления (п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ);
3) отсутствие заявления
потерпевшего, если уголовное дело
может быть возбуждено не
4) непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления (п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ);
5) наличие в отношении
подозреваемого или
6) наличие в отношении
подозреваемого или
Направление дознавателем уголовного дела для передачи по подследственности представляет собой разновидность окончания дознания, но не расследования в целом, которое продолжается и далее, но уже в форме предварительного следствия. Необходимость передачи уголовного дела следователю может возникнуть в нескольких случаях.
Во-первых, если дознаватель не сможет окончить производство по уголовному делу в предельно допустимый срок дознания - 30 суток. Подобная ситуация может возникнуть как по субъективным, так и по не зависящим от дознавателя причинам, например значительной продолжительности во времени производства некоторых видов судебных экспертиз. Так, проведение одной только стационарной судебно-психиатрической экспертизы может занять до 30 суток. Значительное время занимает истребование некоторых видов документов, необходимых для производства по уголовному делу (справок о судимости по форме 133 и др.). 9
Во-вторых, если у дознавателя возникнут сомнения по поводу вменяемости подозреваемого. Как прямо указано в ч.1 ст.433 и ч.1 ст.434 УПК РФ, по уголовным делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, обязательно производство предварительного следствия. В то же время и при производстве расследования в форме дознания у дознавателя могут возникнуть сомнения по поводу вменяемости подозреваемого. В таком случае в соответствии с требованиями п.3 ст. 196 УПК РФ он обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу, что не противоречит требованиям ч.1 ст.223 УПК РФ. Однако, если в заключении эксперта будет содержаться вывод о невменяемости лица, в отношении которого ведется дознание, дознаватель более не вправе продолжать работу по уголовному делу.
В-третьих, если прокурор даст письменное указание о передаче уголовного дела, находящегося в производстве у дознавателя, для производства предварительного следствия (ч.4 ст.150 УПК РФ).
При возникновении вышеуказанных обстоятельств дознаватель обязан направить уголовное дело прокурору с постановлением о передаче уголовного дела для направления по подследственности, т.е. для передачи в органы Предварительного следствия.
Заключение
В моей работе были рассмотрены некоторые аспекты деятельности органов дознания в России. Исследование позволило определить сущность понятия "дознание", выявить особенности деятельности органов дознания, а так же показать существующие проблемы в их деятельности. В заключение подведем итоги работы.
Анализ современного положения органов дознания позволил прийти к выводу, что к органам дознания отнесены:
органы внутренних дел,
а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом
Главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы.
Анализ, существующих проблем в сфере дознания показал, что следствие и дознание тесно взаимосвязаны. Как в период до принятия УПК РФ, так и в настоящее время одной из острейших проблем является вопрос о процессуальной регламентации дознания и следствия.
В настоящее время
МВД России ведется работа по созданию
службы расследования преступлений,
основная идея которой заключается
в слиянии аппаратов следствия
и специализированного
При этом ясно, почему эта проблема затронула именно МВД России. Как следственные подразделения, так и органы милиции (дознание) значительно перегружены процессуальной работой. Они по-прежнему выполняют более 90 процентов всей работы по расследованию преступлений в стране. Любое сколько-нибудь значительное увеличение этой нагрузки вызывает закономерную и ярко выраженную негативную реакцию.
Связывая напрямую проблемы качества работы аппаратов следствия и дознания, профессиональную состоятельность персонала указанных органов, с одной стороны, и существование или ликвидацию той или иной процессуальной формы - с другой, инициаторы реформы, на наш взгляд, глубоко заблуждаются. Природа у этих явлений совершенно разная.
Таким образом, необходимо дальнейшее совершенствование УПК РФ в сфере регламентации деятельности органов дознания.
Список использованной литературы
1 Мичурина О.В. Является ли проведение органом дознания неотложных следственных действий разновидностью дознания? // Законодательство, N 6, июнь 2005
2 Датий А.В., Карпухин Ю.Г. Уголовно-процессуальное право: Практикум. М.: ИНФРА-М, 2003
3 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ
4 Федеральный закон РФ "О полиции" от 07.02.2011
5 Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.
6 Гриненко А. Разграничение фактического и уголовно-процессуального задержания
7 Алиев Т.Т., Громов Н.А. Основные начала уголовного судопроизводства. - М., 2008.
8 Головко Л.В. Новый УПК Российской Федерации в контексте сравнительного уголовно-процессуального права
9 Алексеева Л.Б., Воскобшпова Л.А., Давыдов В.А., Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации
Информация о работе Прекращение уголовного дела в форме дознания