Проблемы уголовно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 15:51, курс лекций

Краткое описание

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом. Именно эта деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, направленная на защиту граждан и общества от преступных посягательств, составляет содержание уголовного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

краткий конспект проблемы уголов.doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

О месте и времени  рассмотрения уголовного дела судом  кассационной инстанции стороны  должны быть извещены не позднее 14 суток  до дня судебного заседания. Вопрос о вызове осужденного, содержащегося под стражей, решается судом.

Если ходатайство заявлено, то осужденный, содержащийся по стражей, вправе участвовать в судебном заседании  непосредственно либо изложить свою позицию путем использования  систем видео-, конференц-связи. Вопрос о форме участия осужденного в судебном разбирательстве решается судом. Явившийся в судебное заседание осужденный или оправданный допускается к участию в нем во всех случаях.

В назначенное время  председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьей кассационной жалобе или представлению. Затем он выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

После разрешения отводов  и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационной жалобы или представления, и суд заслушивает выступления стороны в обоснование доводов, приведенных в жалобе или представлении, и возражения противной стороны.

При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства (ч. 4 ст. 377 Уголовно-процессуального кодекса).

В подтверждение или  опровержение доводов, приведенных  в кассационной жалобе или представлении, стороны вправе представить в кассационную инстанцию дополнительные материалы. Однако они не могут быть получены путем производства следственных действий. Лицо, представляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления.

Изменение приговора  или отмена его с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением  случаев, когда содержащиеся в таких  материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции (ч. 7 ст. 377 Уголовно-процессуального кодекса).

34Одной из отличительных  особенностей российского уголовного  процесса является возможность  пересмотра вступивших в законную  силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке надзора. В большинстве зарубежных судебных систем нет аналогичного процессуального института. Его существование в России обусловлено географическими и общественно-политическими условиями нашего государства.

В связи с распространением на Российскую Федерацию юрисдикции Европейского суда по правам человека в Страсбурге возник вопрос о допустимости существования надзорной стадии судопроизводства и о ее месте  в системе национальных судебных процедур.

Европейский суд, по существу, подтвердил, что наличие этой стадии не противоречит принципам и задачам Конвенции по защите прав человека и основных свобод. Однако учитывая, что рассмотрение жалоб сторон в судебном заседании зависит от того, усмотрит ли должностное лицо основание для передачи жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции, Европейский суд по правам человека не отнес эту стадию к числу обязательных национальных судебных процедур, без прохождения которых жалоба не может быть принята к производству Европейского суда. Жалоба считается подведомственной Суду в Страсбурге после вступления судебного решения российского суда в законную силу, т.е. до надзорной стадии.

Пересмотр судебных решений  по уголовным делам, вступивших в  законную силу, относится к числу процессуальных институтов, претерпевших наибольшие изменения в связи с принятием нового УПК.

Произошло серьезное  изменение концепции этой стадии процесса. Если по УПК РСФСР проверка дела и пересмотр судебных решений  носили исключительный, экстраординарный характер и целиком зависели от усмотрения должностных лиц суда и прокуратуры, уполномоченных на принесение протеста, то новый УПК предусматривает обязательность судебной проверки обжалованного судебного решения, которая должна завершиться либо вынесением жалобы на рассмотрение суда надзорной инстанции с целью отмены или изменения судебного решения, либо вынесением постановления судьи об отказе в удовлетворении жалобы или представления прокурора.

Новый УПК предусматривает, что пересмотр дела в порядке  надзора может быть инициирован только сторонами процесса, в то время как старый процессуальный закон практически не ограничивал круг лиц и организаций, которые могли возбуждать ходатайство о надзорном пересмотре дела.

Имеется ряд других существенных изменений, о которых будет сказано ниже.

Исходя из концепции  УПК РФ, мы можем определить надзорное  производство как стадию уголовного процесса, в которой вышестоящий  суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет  законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.

В надзорном производстве, так же как и в кассационном (апелляционном) производстве, проверяются законность и обоснованность судебного решения.

Однако между ними имеются существенные различия.

Если кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, то предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено  только один раз, в то время как  в порядке судебного надзора  возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.

Решение о законности и обоснованности обжалованного судебного решения в кассационном (апелляционном) порядке принимают судьи вышестоящей судебной инстанции. Между тем рассмотрение жалобы (представления) на судебное решение, проверенное в кассационном порядке, осуществляет судья того же суда и того же уровня, что и трое судей, проверявших дело по второй инстанции. При этом судья выносит постановление либо об отказе в удовлетворении жалобы, либо о ее направлении на рассмотрение суда надзорной инстанции. В связи с этим высказывается мнение, что указанный порядок является спорным с точки зрения соответствия ст. 50 Конституции РФ, требующей пересмотра дела вышестоящим судьей.

Надзорное производство состоит из следующих этапов:

а) принесение надзорных  жалоб и представлений (ст. 402 УПК  РФ);

б) изучение судьей надзорных жалоб и представлений, при необходимости с истребованием уголовного дела (ст. 406 УПК);

в) вынесение судьей постановления  о передаче жалобы (представления) на рассмотрение суда надзорной инстанции  либо об отказе в удовлетворении жалобы (представления) (ст. 406 УПК);

г) рассмотрение дела в  суде надзорной инстанции (ст. 407-410 УПК  РФ).

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой  механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в  законную силу судебных решениях, в интересах защиты прав осужденных. В то же время в этой стадии процесса не допускается защита интересов пострадавшей от преступления стороны, включая потерпевшего, если такая защита связана с ухудшением положения осужденного, за исключением случаев, когда судом были допущены при постановлении обжалованного судебного решения существенные (фундаментальные) нарушения материального и процессуального права (см. §3 настоящей главы)

31.Особый порядок уголовного судопроизводства. Особенности производства по отдельным категориям уголовных дел.

1. Требования настоящей главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет.

2. Производство по  уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями второй и третьей настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Статья 379. Обстоятельства, подлежащие установлению

1. При производстве  предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в статье 73 настоящего Кодекса, устанавливаются:

1) возраст несовершеннолетнего,  число, месяц и год рождения;

2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

3) влияние на несовершеннолетнего  старших по возрасту лиц.

2. При наличии данных, свидетельствующих об отставании  в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Статья 380. Выделение в  отдельное производство уголовного дела в отношении несовершеннолетнего

Уголовное дело в отношении  несовершеннолетнего, участвовавшего в совершении преступления вместе со взрослым, выделяется в отдельное  производство в порядке, установленном  статьей 153 настоящего Кодекса. Если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то к несовершеннолетнему обвиняемому, привлеченному по одному уголовному делу со взрослым, применяются правила настоящей главы.

Статья 381. Задержание несовершеннолетнего  подозреваемого. Избрание несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения

1. Задержание несовершеннолетнего  подозреваемого, а также применение  к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому меры пресечения  в виде заключения под стражу  производятся в порядке, установленном статьями 91, 97, 99, 100 и 107 настоящего Кодекса.

2. При решении вопроса  об избрании меры пресечения  к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае  должна обсуждаться возможность  отдачи его под присмотр в  порядке, установленном статьей 105 настоящего Кодекса.

3. О задержании, заключении  под стражу или продлении срока  содержания под стражей несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого незамедлительно  извещаются его законные представители.

Статья 382. Порядок вызова несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Вызов несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей.

Статья 383. Допрос несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого не  может продолжаться без перерыва  более 2 часов, а в общей сложности  более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого участвует  защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего  подозреваемого, обвиняемого, не  достигшего возраста шестнадцати  лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Прокурор, следователь,  дознаватель обеспечивают участие  педагога или психолога в допросе  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог  вправе с разрешения прокурора,  следователя, дознавателя задавать  вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный  частями первой, второй, третьей  и пятой настоящей статьи, распространяется  и на проведение допроса несовершеннолетнего  подсудимого.

Статья 384. Участие законного  представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу

1. Законные представители  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию  в уголовном деле на основании  постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются права, предусмотренные частью второй настоящей статьи.

2. Законный представитель  вправе:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при  предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе  несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также с разрешения  следователя - в иных следственных  действиях, производимых с его участием и участием защитника;

Информация о работе Проблемы уголовно-процессуального права