Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 13:39, курсовая работа
Цель данной курсовой работы исследовать судебный контроль на досудебных стадиях уголовного процесса.
Цель определила задачи, которые заключаются в следующем:
Исследовать cудебный контроль на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
Проанализировать полномочия суда на досудебных стадиях уголовного процесса.
Исследовать практику реализации судебного контроля
Введение 3
1 Судебный контроль на досудебных стадиях уголовного судопроизводства 6
1.1. Судебный контроль в уголовном процессе: понятие, виды, сущность, содержание 6
1.2. Предмет судебного контроля на досудебных стадиях уголовного судопроизводства 9
2. Суд и его полномочия на досудебных стадиях уголовного процесса 13
2.1. Полномочия суда на досудебных стадиях производства по уголовному делу 13
2.2. Формы осуществления полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса 19
3. Реализация судебного контроля 24
3.1. Законность судебного контроля 24
3.2. Соотношение судебного контроля и прокурорского надзора 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
В зависимости от особенностей
их процессуального осуществления,
характера возникающих
Существующей уголовно-
Основой данного противоречия видится неправильное понимание соотношения понятий "обвинение" и "уголовное преследование".
Осуществление уголовного преследования на досудебных стадиях процесса является инструментом обвинения, орудием его достижения, способом его формирования.
Таким образом, понятия "обвинение" и "уголовное преследование" соотносятся не как "частное" и "общее", а как соответственно "цель" и "средство". Обвинение является процессуальной функцией стороны обвинения. Уголовное же преследование являет собой универсальный набор процессуальных средств, совокупность разнообразных полномочий, объединенных одной целью - обеспечения неотвратимости наказания лица совершившего преступления, осуществляемых в соответствии с процедурными требованиями, закрепленными УПК РФ, т.е. одну из форм деятельности субъектов уголовного процесса, которая может как охватываться функцией обвинения либо иной другой функцией, так и выходить за их рамки. Сторона обвинения не имеет так сказать "эксклюзивного" права на осуществление уголовного преследования, а последнее в свою очередь не является сугубо обвинительной деятельностью.
При этом суд, участвуя в
уголовном преследовании, не выступает
ни на стороне защиты, ни тем более
на стороне обвинения, что вполне
соответствует основам реформы
процессуального
Безусловно, участие суда
в уголовном преследовании
Наличие у суда правомочия выносить частное постановление в досудебном производстве. В литературе указывается на то, что вынесение частного постановления лишь право суда, которое не соединено с соответствующей обязанностью.
Кроме того, они выносятся по мотивам, которые выходят за круг вопросов конкретного дела, разрешаемых при постановке приговора. Данная разновидность судебных актов не порождает у участников процесса прав и обязанностей, касающихся непосредственно расследования и рассмотрения конкретного уголовного дела.
На основании выделенных
признаков, а также проведенного
разграничения с другими
Терминологически данное направление деятельности суда можно определить как "реагирование".
Несмотря на все своеобразие
и самостоятельность
Это проявляется в том,
что вынесение судом частного
постановления служит дополнительным
средством, гарантией достижения цели,
поставленной перед ним на досудебных
стадиях уголовного процесса - обеспечение
соблюдения прав и свобод участников
процесса при возбуждении
При вынесении такого решения
и направлении его в
Полномочия суда, осуществляемые на досудебных стадиях уголовного процесса, в зависимости от особенностей их процессуального осуществления, характера возникающих правоотношений, субъектного состава, существа решений, принимаемых в результате их реализации и других параметров можно объединить в следующие формы деятельности:
1) судебный контроль.
2) применение мер
3) разрешение судом ходатайств следователя и дознавателя о проведении следственных действий.
4) вынесение судом частного постановления (определения).
Из сказанного следует вывод, что суд в досудебном производстве не осуществляет функции правосудия или контроля, а осуществляет какую-то иную функцию. Анализ всех групп полномочий суда, реализуемых на досудебных стадиях уголовного процесса, позволили сделать вывод о том, что защита и охрана прав личности, а также устранение отклонений досудебного движения уголовного дела лишь в совокупности позволяют обозначить роль суда на изучаемом этапе уголовного судопроизводства.
Таким образом, суд, выступая в роли гаранта различных интересов в досудебном производстве, осуществляет самостоятельную и единственную функцию - обеспечительную.
В 2011 г. судами Российской Федерации в порядке уголовного судопроизводства было рассмотрено 1 млн. 622 тыс. представлений, ходатайств, жалоб и 1 млн. 35 тыс. уголовных дел. В Приморском крае за 12 месяцев 2011 года федеральными и мировыми судьями края осуждено 14 326 лиц, оправдано 132 лица. Очевидно, что судебный контроль и осуществление правосудия в равной степени востребованы обществом и государством.17
Большинство представлений и ходатайств стороны обвинения удовлетворяется судебными решениями при осуществлении судебного контроля в досудебном производстве. Не является исключением и практика нижестоящих судов. Представляется, что тенденции правоприменительной практики в досудебном производстве по уголовному делу отразили изменения в действующем законодательстве.
Так, если в 2002 г. по исследованным материалам в суд поступило 27 ходатайств об аресте имущества, 5 ходатайств о помещении в стационар для производства экспертизы, то о контроле и записи телефонных переговоров (ст. 186 УПК РФ) — ни одного.
В 2003 г. плавное развитие
событий практически ничего не изменило
в приоритетах судебного
Однако в 200у г. после того как был принят Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» утратила силу ст. 52 УК РФ, которая устанавливала в качестве одного из дополнительных видов наказания конфискацию имущества, и ситуация резко изменилась: количество ходатайств об аресте имущества резко сократилось, в то же время количество ходатайств о производстве контроля и записи телефонных переговоров возросло до 46 (в 2005 г. — 38 таких ходатайств и одно — об аресте денежных средств).
Изучение материалов также показало, что в 2009 г. следователями в суде было заявлено два ходатайства о замене меры пресечения — ареста на подписку о невыезде и восемь — подписки о невыезде на арест. В 2009 г. таких ходатайств заявлено не было.
Прежде всего, это связано с поправками УПК РФ: в соответствии со ст. 110 УПК РФ, помимо процедур традиционного обжалования судебных решений, вступивших в законную силу (главы 43–45, 48, 49 УПК РФ), избранную меру пресечения можно отменить или изменить решением дознавателя, следователя или прокурора.
К сожалению, приходится констатировать,
что судебное постановление об избрании
меры пресечения в виде заключения
под стражу, вступившее в законную
силу, по действующей редакции ст. 110
УПК РФ не влияет на решения стороны
обвинения об ее отмене или изменении.
Не имея ничего против действенных
и эффективных мер
При характеристике результатов действия норм УПК РФ в части судебного контроля за законностью и обоснованностью избрания мер пресечения отмечалось, что законодателем нечетко прописан механизм реализации некоторых новелл УПК РФ.
Приоритеты судебного контроля в досудебном производстве распределились следующим образом:
1) применение меры пресечения в виде заключения под стражу;
2) оперативно-розыскная
3) рассмотрение жалоб
на действия должностных лиц,
осуществляющих уголовное
Несмотря на высокую актуальность обозначенной проблемы, вопросы законности процедур судебного контроля, сущности судебных решений и их исполнения, реализации и применения практически не были предметом монографических исследований. Представляется, что прежде всего требовалось «продиагностировать» это новое для уголовного процесса явление, определить его место, цель, формы, назначение в системе уголовного судопроизводства, а затем перейти от описания и комментирования конкретных норм УПК РФ, регламентирующих судебный контроль, к процедурам его осуществления.
В литературе отмечалось, что под правовой категорией «судебная процедура» понимается нормативно установленный порядок, включающий систему последовательных юридически значимых действий по подготовке, рассмотрению и разрешению судом споров о праве, осуществлению иных функций судебной власти.18
Именно с помощью судебных
процедур достигаются справедливость
и законность, в частности определения
правомерности ограничения
Однако согласно статистике не все однозначно в применении судебного контроля.
Бесспорно, его процедуры законны и обоснованны, и не только потому, что сторона обвинения чаще их инициирует. Вместе с тем судебные процедуры получения разрешения на прослушивание телефонных и иных переговоров, их контроль и запись, на производство других следственных действий упрощены. Судебное заседание проводится в присутствии прокурора (следователя) без участия стороны защиты (ч. 3 ст. 165 УПК РФ). Последняя, имея возможность реализовать новую систему принципов уголовного судопроизводства в полной мере, еще неуверенно использует свободу обжалования (ст. 19 УПК РФ), не всегда в своей деятельности берет за основу принцип состязательности сторон, в частности в досудебном производстве (ч. 1 ст. 15 УПК РФ), и не обжалует действия должностных лиц в порядке ст. 125 УПК РФ в том необходимом объеме, который использует сторона обвинения, обращаясь к институту судебного контроля. Возможно, это происходит из-за несовершенства самой процедуры, например получения разрешения на контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК РФ).
Прокурорский надзор за следствием
возник почти одновременно с учреждением
прокуратуры. Предшественники прокуроров
в России - фискалы - ведали розыском
в делах, где потерпевший не возбуждал
уголовный иск. Таким образом, на
них возлагалась
В настоящее время, судебная власть и прокурорский надзор тесно связаны между собой. Тот и другой служат защите прав человека, обеспечивают законность и правопорядок, но делают это своими методами.
Если основная задача прокурорского надзора - выявлять нарушения законности, то обязанность суда - от имени государства реагировать на эти нарушения, осуждая виновных и защищая интересы пострадавших.20
Прокуратура - строго централизованный многофункциональный орган, нацеленный на борьбу с преступностью и другими видами антисоциального поведения. Если престиж прокуратуры создавался веками, то независимая, самостоятельная судебная власть в условиях современной постсоциалистической России - явление совершенно новое. Заметно выросшая и окрепшая судебная власть несколько «потеснила» прокуратуру, и возникла сложная и деликатная проблема разграничения компетенции этих двух органов.