Суд надзорной инстанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 00:02, контрольная работа

Краткое описание

Одной из немногих особенностей российского уголовного процесса, в отличие от большинства зарубежных судебных систем, является возможность пересмотра вступивших в законную силу приговоров, постановлений и определений суда в порядке судебного надзора. Географические и общественно-политические условия нашего государства обусловили его существование в принципе.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и значение стадии производства в суде надзорной инстанции 5
2. Порядок принесения надзорных жалоб и представлений 11
3. Рассмотрение уголовных дел судом надзорной инстанции 15
Библиографический список 21

Вложенные файлы: 1 файл

Надзор в УгПРОЦ.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Порядок принесения надзорных жалобы и представления.

 

Надзорная жалоба или представление должны соответствовать по существу статье 375 УПК РФ, т.е. тем требованиям, которым должны отвечать кассационные жалоба и представление. Это требование в УПК РФ обусловлено необходимостью внести определенность в ходатайство стороны путем указания на оспариваемый предмет стороной в обжалуемом решении, что именно обращающийся с жалобой или представлением считает незаконным, необоснованным, в чем усматривает существенное нарушение своих интересов или прав. Представление уполномочен приносить прокурор, непосредственно участвовавший в качестве государственного обвинителя.

Надзорные жалоба или представление направляются непосредственно в суд надзорной инстанции, т.е. в президиум республиканского, краевого, областного или равного им суда, в СК ВС РФ, ВК ВС РФ либо в ПВС РФ. В связи с этим надзорная жалоба осужденного, адресованная прокурору, должна быть возвращена осужденному с разъяснением права обращения непосредственно в суд надзорной инстанции. Необходимость направления жалобы в суд надзорной инстанции обусловлена тем, что рассмотрение жалобы отнесено законом к компетенции судьи либо руководителя суда (лица, перечисленные в ч. 4 ст. 406 УПК РФ). 5

Прокурор не является субъектом рассмотрения надзорной жалобы, а вносимое им в суд надзорное представление является таким же поводом для возбуждения надзорного производства, как и жалоба любого другого участника процесса. Основанием для внесения надзорного представления прокурором является информация нижестоящего прокурора об обнаружении в судебном решении того или иного существенного несоответствия нормам права.

Надзорная жалоба может быть подана в суд надзорной инстанции лично субъектом обжалования, через представителя, либо по почте. Если жалоба подана непосредственно в суд, то канцелярия суда или секретариат президиума по просьбе заявителя или его представителя выдает документ, подтверждающий факт принятия жалобы с указанием даты, количество листов жалобы и прилагаемых к ней документов.

Ознакомление с жалобой участников процесса, чьи интересы затрагиваются в жалобе, согласно закону, не может иметь место до принятия решения о возбуждении надзорного производства и, стало быть, мнение названных лиц не может учитываться при возбуждении надзорного производства. Ознакомление заинтересованных лиц с надзорными жалобой или представлением после возбуждения надзорного производства происходит на практике путем направления указанным лицам копии надзорных жалобы или представления. Именно таким образом реализуется предусмотренное законом право на ознакомление с жалобой или представлением, закрепленное в ч. 2 ст. 407 УПК РФ.

Под судом, правомочным пересматривать судебное решение, следует понимать тот предусмотренный в ст. 403 УПК РФ суд надзорной инстанции, который с соблюдением требования инстанционности вправе по жалобе или представлению принять процессуальное решение в соответствии со ст. 408 УПК России.

Надзорные жалоба или представление, вносимые в суд надзорной инстанции, должны быть составлены в соответствии с требованиями ст. 375 УПК РФ, а также содержать:

1) наименование суда надзорной  инстанции, в который подаются  жалоба или представление;

2) данные о лице, подавшем жалобу  или представление, с указанием  его процессуального положения, места жительства или места  нахождения;

3) указание на приговор или  иное решение, которое обжалуется, и наименование суда, его постановившего  или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных ст. 379 УПК РФ;

5) перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

Невыполнение указанных требований является препятствием для рассмотрения жалобы или представления в суде надзорной инстанции.

Немаловажное значение в числе требований, предъявляемых законом к надзорному ходатайству, имеют доводы субъекта обжалования, которыми обосновывается не правильное вынесение обжалуемого судебного решения. Отвечающая требованиям закона жалоба или представление официально признаны законом процессуальными документами, влекущими за собой определенные правовые последствия, например, необходимость их рассмотрения. Кроме того, законодатель обязал субъекты обжалования в надзорных ходатайствах указывать конкретные основания к отмене судебного решения и приводить соответствующие доводы (п. 4 ч. 1 ст. 375 УПК РФ).

К надзорным жалобе или представлению необходимо прилагать копию судебного решения суда первой инстанции – приговора, определения, постановления и заключения суда, копию судебного решения судов апелляционной и кассационной инстанций – приговора или определения, копию кассационного определения и копии судебных решений нижестоящих надзорных инстанций, если решение суда первой инстанции было обжаловано в эти судебные инстанции.

Доводы, изложенные в надзорной жалобе, могут быть подтверждены не только надлежаще заверенными копиями процессуальных документов, но и иными материалами, поступившими вместе с жалобой или представлением либо представленными сторонами в суде. Например, к надзорному ходатайству субъект обжалования вправе приобщить копию приговора по предыдущему делу, из которой видно, что деяние, за которое лицо было осуждено данным приговором, в настоящее время декриминализировано, и суд первой инстанции необоснованно назначил наказание по совокупности приговоров. К надзорному ходатайству могут быть приобщены удостоверенные в установленном порядке справки об инвалидности, о заболевании, об участии в боевых действиях, о государственных наградах.6

Дело подлежит докладу членом Президиума Верховного Суда РФ или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного уголовного дела. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание принятых по уголовному делу решений, мотивы надзорных жалоб или представления и постановления о возбуждении в суде надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы. Затем слово предоставляется прокурору для поддержания внесенного им представления. Явившиеся в судебное заседание участники уголовного процесса вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения. Затем стороны удаляются из зала судебного заседания.

После удаления сторон из зала судебного заседания президиумы судов выносят постановление, а Судебные коллегии Верховного Суда РФ выносят определение.

Решение об отмене или изменении обжалуемого судебного решения принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба, представление считаются отклоненными, за исключением случаев, связанных с решением вопроса о смертной казни.

При рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ надзорных жалобы, представления по делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, эти жалоба, представление об отмене смертной казни и замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за ее оставление проголосуют менее 2/3 членов суда.7

 

3. Рассмотрение уголовных дел судом надзорной инстанции.

 

По положениям УПК РФ надзорные жалоба или представление подлежат рассмотрению судом надзорной инстанции областного звена в судебном заседании не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения судьей суда надзорной инстанции.

О времени и месте заседания суда суд извещает лиц, указанных в ст.402 УПК РФ. В ч. 1 ст. 402 УПК РФ перечислены лица, которым предоставлено право обжалования вступившего в законную силу судебного решения, поэтому из сопоставления ч. 1 ст. 402 и ч. 2 ст. 407 УПК можно сделать вывод, что в заседании суда принимают участие лица, по жалобе которых рассматривается дело или в отношении которых внесено представление, а также иные участники процесса (в законе «иные лица»), чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением. Это могут быть потерпевший, не приносивший жалобы, в том числе гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, если жалоба или представление затрагивают их гражданско-правовые интересы. Эти лица участвуют в судебном заседании (оповещаются о месте и времени судебного заседания) при условии заявления ими ходатайства о желании участвовать в рассмотрении дела в надзорной инстанции. Всем лицам, участвующим в рассмотрении дела в надзорной инстанции, предоставляется право ознакомления с жалобой или представлением, и представлять свои возражения.

В ч. 3 ст. 407 изложен порядок судебного разбирательства в надзорной инстанции. Здесь сказано, что дело докладывается членом президиума (соответствующего суда) или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении этого дела в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Закон не регламентирует, кто и в каком порядке назначает судью, который будет докладывать дело. Обычно это делает председатель президиума суда или председатель судебной коллегии соответствующего суда. Судья подлежит отводу по общим правилам и основаниям. Важно отметить, что докладчиком по делу не может быть судья, ранее участвовавший в рассмотрении данного уголовного дела (например, в составе судебной коллегии, рассматривавшей дело в кассационном порядке).

В докладе, кроме мотивов жалобы или представления, докладчик должен сообщить и о новых материалах, представленных вместе с жалобой (представлением), а также возражениях на жалобу (представление), поступивших от других лиц, участвующих в деле. Докладчику могут быть заданы вопросы. Свое мнение о том, какое решение должно быть вынесено по надзорной жалобе, им представленной, судья-докладчик не выражает ни в докладе, ни в ответах на вопросы, которые могут быть ему заданы. Свое мнение судья-докладчик высказывает при совещании судей.

После доклада судьи предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного представления (ч. 5 ст. 407 УПК). Представление может быть внесено как прокурором, выступавшим в суде в качестве государственного обвинителя, так и вышестоящим прокурором. Если же дело рассматривается по жалобе, выслушиваются объяснения осужденного, оправданного, их защитников и других участников судебного разбирательства, если они присутствуют в суде.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представление считается отклоненной. Исключение составляет принятие решения при рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ надзорной жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании, жалоба (представление) об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считается удовлетворенной. Так, если в Президиуме Суда 15 судей и 8 из них проголосовали за оставление смертной казни, жалоба (представление) об отмене смертной казни считается удовлетворенной (п. 10 ст. 407 УПК).

Хотя ст. 377 не предусматривает ведения протокола заседания президиумов судов, на практике они (общие для всего заседания президиума) составляются, что способствует четкому ведению делопроизводства этой надзорной инстанции и способствует проверке соблюдения процессуального порядка рассмотрения конкретного дела.

Исключительный характер стадии судебного надзора не отрицает наличие у нее характерных черт, присущих стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу (производства в суде второй инстанции), в частности кассационному производству. Это обусловлено тем, что в этих производствах проверка решений нижестоящих судов осуществляется по письменным материалам. Очевидно, что рассматриваемые производства не могут быть идентичными в силу исключительности стадии пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу.

Различия процессуальных производств судебного надзора и кассации, возможно, свести к следующему:

Во-первых, они отличаются друг от друга характером обжалуемых судебных решений. В порядке судебного надзора обжалуются судебные решения, вступившие в законную силу, а в порядке кассации - судебные решения, не вступившие в законную силу. Кроме того, круг пересматриваемых судебных решений в порядке судебного надзора значительно шире за счет того, что суды надзорной инстанции вправе проверять решения судов кассационной и судов нижестоящих надзорных инстанций.

Во-вторых, рассматриваемые производства отличаются порядком принесения соответствующих жалоб и представлений. Если кассационные жалобы или представления подаются через суд, постановивший судебное решение, то надзорные жалобы или представления направляются непосредственно в суд надзорной инстанции.

В-третьих, в этих производствах различны сроки их возбуждения и рассмотрения уголовных дел.

Кассационное производство возбуждается по общему правилу в срок до 10 суток со дня провозглашения судебного решения. Для возбуждения надзорного производства в пользу осужденного процессуальный закон никаких сроков не установил. В то же время срок возбуждения надзорного производства с целью ухудшения положения осужденного или оправданного ограничен одним годом со дня вступления судебного решения в законную силу.

Рассмотрение уголовного дела судом кассационной инстанции должно быть начато не позднее одного месяца со дня поступления его в суд кассационной инстанции. Рассмотрение уголовного дела по надзорным жалобе или представлению, если принято предварительное решение об этом, должно быть начато в: а) суде областного звена не позднее 15 суток со дня его принятия; б) Верховном Суде РФ не позднее 30 суток со дня его принятия.

В-четвертых, кассационное и надзорное производства различаются судебными учреждениями, пересматривающими судебные решения нижестоящих судов. В самом общем и конспективном виде это различие может быть изложено следующим образом. Судами кассационной инстанции являются: а) судебная коллегия по уголовным делам суда областного звена или военная коллегия окружного (флотского) военного суда; б) Судебная коллегия по уголовным делам или Военная коллегия Верховного Суда РФ; в) Кассационная коллегия Верховного Суда РФ. К судам надзорной инстанции относятся: а) президиум суда областного звена или президиум окружного (флотского) военного суда; б) Судебные коллегии Верховного Суда РФ; в) Президиум Верховного Суда РФ.

Информация о работе Суд надзорной инстанции