Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных . организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………
1.1 Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений………………….
1.2 Классификация сотрудников исправительных учреждений имеющих право осуществлять уголовно – процессуальную деятельность и их процессуальный статус…………………………………………………………….
ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………
2.1 Полномочия на стадии возбуждения уголовного дела………………..
2.2 Полномочия на стадии предварительного расследования……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

УПП.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)

Федеральное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасский институт

Федеральной службы исполнения наказания»

 

Кафедра Уголовного права,

уголовного процесса

и криминалистики

Дисциплина Уголовное

Процессуальное право

 

Курсовая работа

Темы: Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

 

Выполнил: слушатель 3 курса, 2011г. набора

№313 уч.  Группы, зачетная книжка №93

Старший сержант внутренней службы

Свеколкин Руслан  Александрович

Научный руководитель:Доцент кафедры уголовного права,

уголовного процесса и криминалистики

ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России,

кандидат юридических наук,

капитан внутренней службы Ж. Ю. Кабанова

                                                   Дата защиты:____________________

                                                            Оценка:____________________

Новокузнецк

2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………

    1. Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений………………….
    2. Классификация сотрудников исправительных учреждений имеющих право осуществлять уголовно – процессуальную деятельность и их процессуальный статус…………………………………………………………….

ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………

2.1 Полномочия на стадии возбуждения уголовного дела………………..

2.2 Полномочия на стадии предварительного расследования……………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных . организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Рассматривая правоохранительные органы как единую, динамично развивающуюся систему, мы выделяем из нее подсистему меньшего порядка, а именно органы и учреждения ФСИН России, которым отводится значительная роль в борьбе с преступностью.

Реформирование ФСИН России как одного из ключевых звеньев правоохранительной сферы, направлено на создание пенитенциарной системы, способной эффективно противостоять преступности.

Самостоятельное место в этом отводится своевременному и объективному реагированию на сообщения о преступлениях, их выявлению и раскрытию, в сфере исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы.

Анализ состава лиц, находящихся в местах лишения свободы, показывает, что 70 % из них осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Каждый четвёртый отбывает наказание за убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый за разбой и грабёж. Около половины (46 %) осуждённых отбывают наказание второй раз и отличаются повышенной агрессивностью и возбудимостью, склонны к членовредительству, суициду, из них 76 тысяч — с явно выраженной психической патологией.

Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, базируясь на общих закономерностях существования и функционирования, должна осуществляться с учетом особенностей, связанных с исполнением уголовных наказаний, ее нельзя рассматривать в отрыве от задач, для решения которых и были созданы указанные учреждения (органы).

Объектом исследования стали общественные отношения, возникающие в процессе реализации уголовно-процессуальных функций органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Предметом исследования являются вопросы правового, организационного и методического характера при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности по производству следственных действий при расследовании и раскрытии совершаемых преступлений в УИС РФ.

Цели и задачи исследования. Двуединая цель исследования состоит, во-первых, в комплексной разработке теоретических вопросов уголовно-процессуальной деятельности применительно к деятельности структур УИС, во-вторых — в разработке рекомендаций прикладного характера для осуществления уголовно-процессуальной деятельности и оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений, совершаемых в местах лишения свободы. 
 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.

 

    1. Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений.

 

Вопрос о процессуальном статусе исправительных учреждений, об отнесении их к перечню органов дознания и наделения последних соответствующими полномочиями1 был и остается дискуссионным. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации к органам дознания относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Статья 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предоставляет право на осуществление оперативно-розыскной деятельности оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказания. По буквальному смыслу законодательной формулировки ФСИН, являясь органом исполнительной власти и имея в своем составе оперативные подразделения, является органом дознания. Обязательным признаком органа дознания в данном случае является право осуществления им оперативно-розыскной деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. ФСИН России осуществляет также управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями2. То есть, по сути, ФСИН - это центральное подразделение уголовно-исполнительной системы, и по буквальному толкованию положений, содержащихся в ст. 40 УПК и ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", только данное подразделение во всей системе имеет право осуществлять полномочия органа дознания. Однако такие полномочия в большей степени необходимы ИУ, на территории которых совершаются преступления.

Представляется, что обозначенная проблема может быть решена путем внесения изменений в п. 8 ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", который необходимо изложить в следующей редакции: "учреждения и органы Федеральной службы исполнения наказания".

Обращение к рассматриваемой проблеме определило еще один неразрешенный вопрос: что считать учреждениями и органами ФСИН? 
Статья 5 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", определяя структуру уголовно-исполнительной системы, устанавливает, что УИС включает в себя: 1) учреждения, исполняющие наказания; 2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы; 3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.

В УИС по решению Правительства Российской Федерации могут входить также следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

В соответствии со ст. 6 указанного Закона перечень учреждений, исполняющих наказания, устанавливается УИК РФ. К этим учреждениям законодатель относит: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы. Упоминание о связи данных учреждений с ФСИН нет.

Статья 7 рассматриваемого Закона определяет территориальные органы УИС, которые создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов Российской Федерации и осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Упоминание о ФСИН, как и в предыдущей статье, отсутствует.

Статья 8 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" носит бланкетный характер и ссылается на Положение о федеральном органе УИС, структура и предельная численность которого утверждаются Президентом Российской Федерации. Однако и данная норма не содержит упоминания о соотношении уголовно-исполнительной системы и ФСИН. Обращение же к указанному положению3 также не проливает свет на искомую взаимосвязь. Единственным связующим звеном в рассматриваемой цепи являются общие задачи, решаемые ФСИН и УИС, связанные с исполнением наказания, однако, как показывает практика, подобного рода связи не всегда означают принадлежность к одной системе.

На наш взгляд, проблема взаимосвязи ФСИН и УИС носит правовой характер и может быть решена путем внесения в Положение о ФСИН изменений следующего содержания.

Пункт 1 положения о Федеральной службе исполнения наказания может быть изложен в следующей редакции: "Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области исполнения наказания".

Соответственно, п. 2 Положения предлагаем изложить следующим образом: "ФСИН осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания".

Предложенные изменения позволят с большей уверенностью говорить о том, что ИУ являются органом дознания, а следовательно, при поступлении сообщений о преступлениях их сотрудники могут своевременно возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. 
Определив учреждения и органы ФСИН как орган дознания, необходимо ответить на следующий вопрос: какие полномочия указанных учреждений предусмотрены УПК РФ?

В соответствии с п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания - это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с данным Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. В соответствии с этим определением орган дознания должен соответствовать еще двум признакам: 1) обладать полномочием на осуществление дознания; 2) обладать правом на осуществление других процессуальных полномочий. Сходное положение содержит и ч. 2 ст. 40 УПК РФ. Вместе с тем закон (ч. 3 ст. 157 УПК РФ) не наделяет правом осуществления дознания учреждения, исполняющие наказания, а следовательно, подобной функции у сотрудников ИУ нет. 
Подобное положение вызывает споры, суть которых сводится к следующему. Несмотря на то что ст. 40 УПК РФ относит учреждения и органы ФСИН к органам дознания, последние не соответствуют определению органа дознания, которое содержится в ст. 5 УПК РФ. Основное несоответствие усматривается в отсутствии такого полномочия, как осуществление дознания. При этом не совсем ясна логика законодателя, который в ст. 40 УПК РФ выделяет органы дознания (куда входят учреждения и органы ФСИН).

Информация о работе Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы