Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы общественной жизни. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных . организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ………………………
1.1 Понятие уголовно – процессуальной деятельности осуществляемая сотрудниками исправительных учреждений………………….
1.2 Классификация сотрудников исправительных учреждений имеющих право осуществлять уголовно – процессуальную деятельность и их процессуальный статус…………………………………………………………….
ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………
2.1 Полномочия на стадии возбуждения уголовного дела………………..
2.2 Полномочия на стадии предварительного расследования……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

УПП.docx

— 59.35 Кб (Скачать файл)
  • Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

  • Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

  • Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

ГЛАВА 2.ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ УГОЛОВНО – ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

2.1 Полномочия  на стадии возбуждения уголовного  дела.

 

При возбуждении уголовного дела решаются многие важные вопросы, затрагивающие права и свободы граждан, касающиеся укрепления законности, вытекающие из интересов охраны общественного порядка.

Первая стадия уголовного процесса в УПК обозначена как «Возбуждение уголовного дела» (разд. VII УПК).

Возбуждение уголовного дела - это начальная стадия уголовного судопроизводства, которая начинается с момента получения уполномоченными на то органами и должностными лицами информации о преступлении и завершается принятием процессуального решения о начале предварительного расследования либо отказе в этом.

Эта стадия включает в себя процессуальную деятельность как до вынесения постановления о возбуждении дела (об отказе в возбуждении), так и после (например, направление возбужденного уголовного дела надзирающему прокурору для передачи по подследственности). Главная задача на данной стадии состоит в выяснении наличия повода и основания для возбуждения уголовного дела. Кроме того, определяется подследственность материалов и выясняется, нет ли необходимости в проведении предварительной проверки и какие при этом потребуется произвести действия.

Момент возбуждения уголовного дела - это своего рода рубеж между непроцессуальной деятельностью по установлению поводов и освований к возбуждению дела и проводимыми сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела неотложными следственными действиями. Закон (ч. 1 ст. 140 УПК) называет следующие поводы для возбуждения дела: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. УПК требует, чтобы документально информация о преступлении облекалась в строгую процессуальную форму: заявление о преступлении (ст. 141 УПК); явка с повинной (ст. 142 УПК); рапорт об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК).

Заявление это адресованное компетентным органам или должностным лицам официальное обращение, содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении.

На практике это наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела.

Заявление может быть устным или письменным. Будучи сделанным в письменном виде, оно должно быть подписано заявителем, т.е указана его фамилия, место жительства и т.д. Если заявитель осуществляет представительские функции, это соответствующим образом подтверждается прилагаемыми документами.

Анонимное заявление, т.е. не содержащее сведений о фамилии и месте жительстве заявителя либо имеющее ложные данные о заявителе, не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК). Однако при наличии в нем информации о готовящихся или совершенных преступлениях такое заявление передается в соответствующие правоохранительные органы для его проверки. Если анонимная информация подтвердится, то поводом для возбуждения дела будет не заявление, а рапорт об обнаружении признаков преступления. Сходным образом регулируется ситуация, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола заявления. В этом случае принявшее информацию (например, по телефону) лицо составляет рапорт (ч. 5 ст. 141 УПК). Рапортом оформляется также информация, полученная от заявителя, не имеющего удостоверяющих личность документов.

При устном обращении явившегося заявителя составляется соответствующий протокол, который помимо общих требований к документам подобного рода должен включать в себя данные о заявителе и документах, удостоверяющих его личность (ч. 3 ст. 141 УПК). Протокол подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Однако заявление о совершаемом или подготавливаемом преступлении может быть сделано не только специально для этого обратившимся гражданином, но и участником следственного действия либо судебно го разбирательства (ч. 4 ст. 141 УПК).

Принявшее заявление лицо выдает об этом заявителю соответствующий документ с указанием даты и времени принятия, а также данных о лице, принявшем заявление. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован в установленном УПК порядке (ч. 5 ст. 144 УПК).

Явка с повинной - это добровольная подача заявления о содеян ном преступлении лицом, его совершившим. Заявитель признается и делает известным факт личного участия или факт соучастия в совершенном преступлении. Правила приема заявления о явке с повинной аналогичны правилам, предусмотренным ст. 141 УПК.

Как повод для возбуждения уголовного дела, заявление о явке с повинной может быть подано только до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, о котором сообщается в признании. На практике явкой с повинной иногда называют письменное заявление подозреваемого или обвиняемого, в котором они излагают обстоятельства совершенного преступления. Однако подобные документы, полученные после вынесения постановления возбуждении уголовного дела, не могут в уголовно-процессуальном смысле считаться заявлениями о явке с повинной, хотя иногда имеют существенное уголовно-правовое значение. Нельзя путать с заявлением о преступлении сообщение об этом, распространенном в средствах массовой информации. Такие сведения могут быть отнесены лишь к поводу для возбуждения уголовного дела, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК. Порядок рассмотрения такого рода сообщения о преступлении специфичен. Инициатором проверки в данном случае может выступать только прокурор, который поручает ее проведение органу дознания или следователю. При этом надо учитывать, что в непосредственные обязанности прокурора не входит анализ материалов СМИ. Поэтому их сообщения не рассматриваются в обязательном порядке. В то же время при специальном уведомлении (например, редакция адресует прокурору номер газеты, содержащий соответствующие материалы либо такие материалы переданы ему депутатом, сопроводительным письмом от организации или гражданина и т.д.) проверка материалов СМИ обязательна.

Рапорт об обнаружении признаков преступления служит поводом к возбуждению уголовного дела, если в нем имеется сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не тех, которые указаны в ст. 141 и 142 УПК.

Любая информация о совершенном или готовящемся преступлении может рассматриваться в качестве повода для возбуждения уголовного дела с того момента, как только будет получена компетентным должностным лицом и облечена в форму рапорта об обнаружении признаков преступления (ст. 143 УПК). Такими лицами помимо дознавателя, органа дознания, следователя и прокурора могут быть сотрудники органа дознания, наделенные определенными полномочиями по приему и регистрации информации, по проведению оперативных или розыскных мер и др. При определенных условиях (ч. 3 ст. 40 УПК) функции дознания возлагаются также на лиц, не являющихся сотрудниками правоохранительного органа. Составлению такого рапорта может, а в некоторых случаях должна предшествовать определенная проверочная работа (см. ст. 144 УПК). Поводы (даже если их несколько) только в том случае влекут за собой возбуждение уголовного дела, когда имеется достаточно данных, указывающих на признаки преступления, т.е. при наличии соответствующего основания (ч. 2 ст. 140 УПК).

На этом этапе не обязательно иметь сведения обо всех элементах состава преступления, а достаточен тот минимум сведений, который позволит дать предварительную уголовно-правовую квалификацию содеянному. Именно наличие достаточных для такой квалификации данных и служит основанием для возбуждения уголовного дела. При этом следует учитывать, что не будет «достаточности» в случае явного существования обстоятельств, исключающих производство по делу.

Далеко не всегда из поступившей информации о преступлении сразу можно сделать вывод о наличии или отсутствии основания для возбуждения уголовного дела. В подобных случаях необходима предварительная проверка сообщения о преступлении, проводимая в определенном ст. 144 УПК порядке.

Уголовно-процессуальное законодательство (ч. 1 ст. 144 УПК) требует от уполномоченных на то лиц принять сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.

Получив сообщение, должностные лица начинают действовать в пределах своей компетенции, но окончательное решение должно быть принято в течение трех суток со дня поступления информации. В исключительных случаях возможно продление срока до 10 суток, для чего следователь (дознаватель) представляет письменное ходатайство с обоснованием необходимости и целесообразности продолжения проверки информации. Если прокурор (начальник следственного отдела, начальник органа дознания) отказывает в продлении срока проверки, решение принимается в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 144 УПК, т.е. не позднее трех суток. Если же следователь (дознаватель) документирование обоснует необходимость проведения до вынесения окончательного решения документальных проверок или ревизий, то прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток.

Если проверкой не выявлено оснований к возбуждению уголовного дела, а также при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, прокурор, следователь или дознаватель отказывают в возбуждении уголовного дела, о чем выносится мотивированное постановление (ст. 148 УПК). Это, а равно любое другое решение, принятое по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, может быть обжаловано, о чем уведомляется заявитель.

Прокурор, следователь, дознаватель могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности, т.е. передать их в тот орган, к компетенции которого относится рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении. Кроме того, уполномоченными лицами может выноситься постановление о возбуждении уголовного дела, в котором делается отметка, что дело направляется прокурору для определения подследственности (ч. 4 ст. 146 УПК). Принимая решение о передаче сообщения по подследственности, орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор обязаны принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК), для чего возможно проведение осмотра места происшествия, а также осуществление непроцессуальной деятельности (например, охрана следов преступления, выявление очевидцев и т.д.).

В случае возбуждения уголовного дела прокурор, а также с его согласия дознаватель или следователь выносят соответствующее постановление (ст. 146, 147 УПК). Одновременно принимаются меры к предотвращению или пресечению преступления и закреплению следов преступления, а о принятом решении сообщается заявителю.

 

2.2 Полномочия  на стадии предварительного расследования

 

Вторая стадия уголовного судопроизводства и одновременно досудебного производства - предварительное расследование (разд. VIII УПК). УПК РФ придает термину «предварительное расследование» несколько значений. Прежде всего этим словосочетанием обозначен Раздел VIII УПК. В нем в основном сосредоточены нормы уголовно-процессуального законодательства, которые устанавливают общие условия предварительного расследования, систему предварительного следствия и дознания, регламентируют основания и порядок производства следственных действий и правила их проведения и т.д.

Предварительное расследование составляет часть досудебного производства. Оно начинается с момента «возбуждения уголовного дела» (ст. 156 ч. 1 УПК) и заканчивается направлением уголовного дела в суд (п. 9 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 221, п. 1 ч. 1 ст. 226 УПК) или прекращением его (ст. 212 и 213 УПК).

Предварительное расследование представляет собой деятельность по возбужденному уголовному делу. Суть его заключается в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, иначе - раскрытие преступления до суда и для суда. Оно проводится по большинству уголовных дел и считается основной формой досудебного установления обстоятельств преступления. Исключение предусмотрено лишь для преступлений, преследуемых в порядке частного обвинения. Раскрытие преступления - протяженный во времени процесс. Преступление признается раскрытым на этапе досудебного производства, когда доказаны все обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК. Непременное условие полноты раскрытия преступления - это необходимая и достаточная совокупность доказательств, устанавливающих событие преступления, виновность лица в совершении преступления, формы его вины и мотивы, обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и обстоятельства, способствовавшие совершению преступления. Полное раскрытие преступления обеспечивает правильное разрешение уголовного дела в суде, вынесение справедливого приговора и определение соразмерного виновности подсудимого наказания.

Предварительное расследование осуществляется следователем, органом дознания, дознавателем, в отдельных случаях - начальником следственного отдела и прокурором.

Информация о работе Уголовно-процессуальная деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы