Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 21:09, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучить цели, задачи и основные направления прокурорского надзора, подчеркнуть важность и значимость надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Введение …………………………………………………………………….….......3
Глава 1. Общие положения прокурорского надзо-ра………………………......6
§1. Сущность и принципы прокурорского надзо-ра……………………….............6
§2. Цели и задачи прокурорского надзо-ра………………………………..............21
Глава 2. Прокурорский надзор за исполнением законов……………………44
§1. Общий надзор за исполнением зако-нов………………………………............44
§2. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера-тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следст-вие……………..50
§3. Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание, и иные назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных под стра-жу………....55
§4 .Надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани-на………….....58
Глава 3. Акты прокурорского надзо-ра……………………...…………..…..….61
§1. Сущность актов прокурорского надзо-ра……………………………….…….61
§2. Протест прокуро-ра………………………………………………………….…63
§3. Представление прокуро-ра………………………………………………….…..67
§4. Постановление прокуро-ра……………………………………………………..69
§5. Предостережение о недопустимости нарушения зако-на………………….....70
Заключе-ние………………………………………………………….………….….73
Список использованных источни-ков………………………………………..…75
§4. Постановление прокурора.
В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор может вынести два вида постановлений: а) о возбуждении уголовного дела; б) о возбуждении производства об административном правонарушении.
Общим, обязательным требованием, предъявляемым законом к этим постановлениям, является их мотивированность. Это означает, что при вынесении постановлений прокурор должен быть убежден в наличии в выявленном правонарушении либо признаков преступления, либо признаков административного правонарушения. Это убежденность должна быть отражена в мотивированности постановлений.
Постановление о возбуждении уголовного дела выноситься в тех случаях, когда в выявленном правонарушении имеются признаки преступления, то есть высокая степень общественной опасности, виновность, противоправность и наказуемость. Прокурор решает вопрос, направить ли постановление для дальнейшего производства расследования дела следователю или органу дознания, в исключительных случаях прокурор может принять дело к своему производству. Дальнейшие действия прокурора в связи с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела выходят за пределы надзора за исполнением законов.
Прокурор не имеет полномочий по привлечению и наказанию должностных лиц или граждан совершивших административное правонарушение. Поэтому, выявив в процессе осуществления надзора нарушение закона, имеющее признаки административного правонарушения, он только выносит постановление о возбуждении соответствующего производства. После этого постановление и приложенные к нему материалы направляются на рассмотрение уполномоченному на то органу или должностному лицу[31].
§5. Предостережение о недопустимости нарушения закона.
Этот акт прокурорского надзора как форма реализации полномочия прокурора установлен поправкой к Закону о прокуратуре от 10 февраля 1999 г. Он оформляется в виде специального акта, в котором указывается наименование прокуратуры и должностного положения прокурора (или его заместителя), составившего предостережение, фамилия, имя, отчество и занимаемая должность предостерегаемого лица, краткое указание оснований предостережения, требования, предъявляемые к должностному лицу, и указание на последствия в случае невыполнения требований и нарушения закона в виде соответствующей ответственности, к которой может быть привлечено предупреждаемое лицо. В предостережении указывается дата его объявления предостерегаемому.
Предостережение применяется, также при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, эти сведения должны быть реальными, объективными и достоверно установленными.
Закон ничего не говорит о характере готовящихся противоправных деяний. Ведь таковыми могут быть и деяния, хотя и нарушающие какие-либо нормы права, но не представляющие серьезной общественной опасности. Поэтому, исходя из смысла ст. 25 Закона о прокуратуре, следует полагать, что данный акт прокурорского надзора может и должен применяться в тех случаях, когда у прокурора имеется объективная информация о реальной возможности совершения должностным лицом правонарушения, представляющего значительную общественную опасность[32].
Формы реализации рассматриваемого акта прокурорского надзора является смешанной. Сам акт, как уже отмечалось, имеет письменную форму, а его реализация осуществляется в устной форме. В отличие от протеста или представления, которые могут быть принесены, то есть переданы адресату по почте, или другим путем, предостережение должно быть в устной форме объявлено прокурором или его заместителем соответствующему должностному лицу. При этом ему должны быть разъяснены требования по прекращению конкретных деяний, могущих повлечь нарушение закона, и возможность привлечения его к ответственности в установленном законом порядке в случае невыполнения этих требований. Объявление предостережения должно быть соответствующим образом зарегистрировано.
Помимо предусмотренных Законом о прокуратуре актов прокурорского надзора, на практике встречаются случаи применение прокурорами иных, нетипичных средств прокурорского надзора. Так, например, прокуроры некоторых субъектов федераций в своей надзорной деятельности при выявлении нарушений законов в правовых актах не предпринимают предусмотренных Законом о прокуратуре мер надзора, а ограничиваются лишь информированием правонарушителя. Они подменяют предусмотренные законом о прокуратуре акты надзора квазипротестами либо квазипредставлениями. Например, прокурор Республики Марий Эл подменяет принесение протестов направлением предложений. Идентичная прокурорская практика наблюдается в городе Москве, где для урегулирования некоторых вопросов, а также в случаях несоответствия законов города требованиям федерального законодательства в Мосгордуму направлялись предложения, при наличии оснований – соответствующие акты прокурорского надзора. Некоторые прокуроры оповещали адресата о выявленных нарушениях письмами. Так, исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области 28 апреля 1998 года направил письмо руководителю Законодательного собрания Ленинградской области, в котором уведомлял, что прокуратурой проведен правовой анализ закона области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления Ленинградской области", на соответствие Конституции Российской Федерации и Федеральному избирательному законодательству. Ряд норм содержащихся в областном Законе, по мнению прокурора не соответствовали ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Направляя такое письмо, прокурор обязан учитывать, что оно может не породить никаких правовых последствий. Прокурор направлением письма лишь имитирует свою протестную деятельность[33].
Подобная реакция прокуроров на нарушения закона, по нашему мнению, недопустима, так как государственный орган и конкретные должностные лица, осуществляющие надзор за исполнением законов другими, сами пренебрегают его содержанием, либо вольно трактуют его.
Заключение
Проведенное исследование показало, как много уже сделано органами прокуратуры в направлении укрепления законности и правопорядка в нашем государстве и как много еще предстоит сделать. Да, на сегодняшний день существует множество научных разработок и предложений, посвященных данной деятельности прокуратуры, изданы и действуют соответствующие правовые акты, регламентирующие прокурорский надзор, но анализ практики показал, что всего этого недостаточно – жизнь не стоит на месте, общество и государство постоянно развиваются и совершенствуются, поэтому и правовая и научная базы должны развиваться вместе с ними.
Очевидно, что действующий Закон о прокуратуре уже давно морально устарел и, несмотря на то, что в него неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения, обеспечить должное правовое регулирование прокурорской деятельности в настоящее время он не в состоянии. Необходимо разработать и принять новый, соответствующий современному состоянию правовой системы России, нормативно-правовой акт, учитывающий накопленный опыт работы прокуратуры в различных направлениях.
На наш взгляд, существующий перечень поднадзорных прокурору органов и учреждений предлагаем сохранить в той же редакции.
Если обратиться к главе 4 Гражданского кодекса РФ, то мы увидим, что общественные организации, объединения и движения относятся к некоммерческим организациям, которые уже присутствуют в законодательном перечне. Что же касается граждан, то они, по сути, также уже предусмотрены законом, но для включения их в число поднадзорных прокурору объектов, они должны иметь статус должностного лица или руководителя коммерческой или некоммерческой организации.
В новой редакции Закона необходимо четко определить, что подзаконные акты проверяются прокурором только на предмет их соответствия действующему законодательству, что проверка исполнения подзаконных актов не входит в компетенцию прокуратуры. Включение в Закон подобной нормы раз и навсегда положит конец непрекращающимся уже много лет дискуссиям по этому поводу.
Важно законодательно закрепить недопустимость подмены предусмотренных законом актов прокурорского реагирования иными средствами и документами. Данное положение приобретает особое значение в связи с тем, что проведенное исследование показало, что на практике встречаются случаи применения прокурорами так называемых «нетипичных» средств прокурорского реагирования, не предусмотренных Законом о прокуратуре, причем в тех обстоятельствах, которые прямо указывают на необходимость вынесения конкретного акта прокурорского реагирования. Подобная реакция прокуроров на нарушения закона, непозволительна, так как государственный орган и конкретные должностные лица, осуществляющие надзор за исполнением законов другими, сами пренебрегают его содержанием, либо вольно трактуют его. Говоря об актах прокурорского реагирования, в интересах дела следовало бы также закрепить в Законе, что принесение прокурором протеста на противоречащий закону акт приостанавливает действие этого акта до рассмотрения протеста.
Реализация этих и иных законодательных мер, несомненно, положительно сказалась бы на состоянии работы органов прокуратуры, что в свою очередь способствовало бы укреплению законности и правопорядка в стране
Список использованных источников
Правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года // Российская газета 25.12.1993.
2. О прокуратуре: Закон СССР от 30 ноября 1979 года с изменениями и дополнениями от 07.01.88 / /Ведомости Верховного Совета. - 1988.- №2.
3. Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 3 апреля 1995 года, - № 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №15.
4. О ратификации договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова: Федеральный закон РФ от 29 апреля 2002 года, №43-ФЗ / Собрание законодательства РФ.- 2002. - №18.
5. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 года, №2202-1 (ред. 20.11.1995) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №47.
6. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 года, - №144-ФЗ (в ред. от 02.12.1995 г.) // Российская газета. -05.12.2005.
7. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года, - №95-ФЗ (ред. 27.12.2005., изм.02.03.2006) / /Собрание Законодательства РФ. 2006.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 апреля 2002 года, №138-ФЗ (ред. 05.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -2002. - №46.
9. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года, - №223-ФЗ (ред. 03.06.2006, изм. 29.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 2006.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года - № 197-ФЗ/ Собрание законодательства РФ. - 2002.
11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001, - №174-ФЗ (ред. 12.04.2007)// Собрание законодательства РФ. - 2007.
12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997, №1-ФЗ (ред. 30.12.2006) // Собрание Законодательства РФ. - 2007.
13. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 / Российская газета. - 05.05.1996.
14. О разграничении компетенции прокуратур территориальных, приравненных ним военных и других специализированных прокуратур: Приказ Генерального прокурора РФ №54 от 9 сентября 2002 года / /Сборник основных организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». - Тула, - 2004.
15. О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве: Приказ Генерального прокурора РФ № 20 от 5 июня 2003 года // Сборник основных организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». - Тула, - 2004.
16. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ № 30 от 22 мая 1996 года / /Сборник основных организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». - Тула, - 2004.
17. Об организации надзора за предварительным следствием и дознанием: Приказ Генерального прокурора РФ №31 от 18 мая 1997 года / Сборник основных организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». - Тула, - 2004.
18. Об усилении прокурорского надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Генерального прокурора РФ №42 от 18 июля 1997 года // Сборник основных организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». -Тула, - 2004.
19. О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний в следственных изоляторах: Приказ Генерального прокурора РФ № 27 от 5 августа 2003 года // Сборник основных организационно - распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Издательский дом «Автограф». - Тула, - 2004.
20. Устав города Махачкала от 24 марта 1998 года с поправками от 24.10.2001// Махачкалинские известия. - 30.10.2001.
21. Об утверждении методики расчета финансовых средств, направляемых на развитие инфраструктуры г. Махачкала: Постановление Махачкалинского Совета депутатов от 05 июня 2000 года, - № 5213-п.
22. Об утверждении акта от 07.12.2004, - № 3/27 выбора земельного участка для строительства временной автостоянки по пр. Акушинского: Распоряжение Главы города Махачкала от 10.12.2004 г., - № 6281-р.
23. Протест прокурора Кировского района г. Махачкала от 15.12.2004 на распоряжение города Махачкала от 10.12.2004, - № 6281-р.
24. Акт проверки трудового законодательства прокуратурой Кировского района г. Махачкала от 12.07.06.
Специальная литература
1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. - М., - 1998.
2. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов, с приложением нормативных актов. - М.: Зерцало, - 2000.
3. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. Учебное пособие. - М.:ВЕЛБИ, - 2006.
4. Бессарабов В.Г. Организация и деятельность российской прокуратуры (1996-2006). - М.: Эль-Фа, - 2006.
5. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. Учебник для ВУЗов. - М.: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, - 2006.
6. Гражданский процесс / Под. ред. М.А. Подобед - М.: Приор-издат, - 2005.
7. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. - СПб., - 1991.
8. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» / Под.ред. В.П. Рябцева - М., - 1996.
Информация о работе Цели и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации