Шпаргалка по "Уголовному процессу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 10:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Уголовному процессу".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по УПК.docx

— 452.50 Кб (Скачать файл)

Срок следствия по выделенному  уголовному делу исчисляется со дня  вынесения постановления, если выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В  остальных случаях срок исчисляется  с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в  отдельное производство.

В случае, если в ходе расследования становится известно о совершении другого, не связанного с расследуемым преступления, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов о новом преступлении и направлении их прокурору для принятия решения о возбуждении уголовного дела (приложение 49 кет. 476 УПК РФ).

 

52. Производство  неотложных следственных действий.

Согласно  ч. 1 ст. 157 УПК РФ при наличии признаков  преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания, действуя по общим правилам, установленным для уголовных дел публичного обвинения, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия, точный перечень которых в законе не приводится, а в практике, сложившейся на основании применения УПК РСФСР 1960г., выглядит следующим образом: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей <1>. 
-------------------------------- 
<1> В этом Кодексе (ст. 119), а также в теории и практике прошлых лет производство 
неотложных следственных действий органом дознания по делам, по которым производство 
предварительного следствия обязательно, именовалось дознанием. Такое название имело и 
имеет очевидный смысл не только потому, что это деятельность органов дознания, но и потому, 
что оно соответствуетисторическисложившемуся содержанию дознания, прежде всего дознания 
полицейского (милицейского). В этом отношении творцы судебно-правовой реформы пошли на 
решительный разрыв с прошлым, по крайней мере в терминологическом отношении, переведя 
вопрос из плоскости темы о формах предварительного расследования в плоскость общих условий 
предварительного расследования. Между тем речь идет вовсе не об условиях, а о важнейшей 
проблеме соотношения дознания и следствия (форм предварительного расследования). 
 
Компетенция различных органов дознания в данной сфере определяется следующим образом: 
а) органы федеральной службы безопасности в лице своих оперативных подразделений, выполняющих функцию дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия при обнаружении признаков тех преступлений, предварительное следствие о которых будет производиться следователями того же самого ведомства государственной безопасности, компетенция (подследственность) которых определяется п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ; 
б) дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных 
веществ вправе возбуждать уголовные дела и произвести неотложные следственные действия по поводу преступлений против здоровья и общественной нравственности населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производство следствия по которым относится и к компетенции следователей данного правоохранительного ведомства, т.е. о контрабанде наркотиков, о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств и психотропных веществ и др.; 
в) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов 
возбуждают уголовные дела и в качестве органов дознания производят неотложные действия по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ других воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, словом, по делам о преступлениях, подследственных следователям военной прокуратуры, которым такие дела направляются после производства по ним дознания военачальниками; г) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, в том числе исправительных колоний и следственных изоляторов, имеют право возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по поводу преступлений против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками данных учреждений, а равно преступлений, совершенных в расположении указанных учреждений; 
д) капитаны морских речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведывательных партий и зимовок, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации возбуждают уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с деятельностью подчиненных, и в связи с удаленностью от традиционных органов расследования производят следственные действия по ним. По делам о всех других преступлениях, требующих производства предварительного следствия, уголовное дело вправе и обязаны возбудить дознаватели органов внутренних дел (п. 1 
ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть не только следственной работы, но и работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, о чем уже шла речь выше. 
После производства неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан представить уголовное дело по подследственности руководителю соответствующего следственного органа (ч. 3 ст. 157 УПК РФ), который должен решить вопрос о его дальнейшем движении, т.е. поручить производство предварительного следствия следователю, принять к своему производству или прекратить уголовное дело. Однако возвращение его органу дознания для производства дополнительных следственных действий за рамки десятидневного срока законом не предусмотрено. Основной смысл дознания как первоначального этапа расследования по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, заключается в том, что уголовное дело на относительно короткий срок (не свыше упомянутых десяти суток) оказывается в руках органа, располагающего не только уголовно-процессуальными, но и оперативно-розыскными, а также (применительно, например, к органам федеральной службы безопасности и милиции) мощными административно-правовыми возможностями, техникой, вооруженными и специально обученными людьми, способными выполнять сложнейшие задачи по розыску и задержанию подозреваемых. Если в результате дознания лицо, совершившее преступление, установлено и задержано, орган дознания взаимодействует со следователем, которому поручено дальнейшее производство по делу, только по его поручению выполняются конкретные следственные оперативно-розыскные мероприятия. Если же лицо, совершившее преступление, осталось неизвестным, иначе говоря, преступление раскрыть не удалось, орган дознания вправе самостоятельно применять для решения этой задачи весь арсенал находящихся в его распоряжении законных и оперативно-розыскных мер, периодически уведомляя следователя о 
результатах.

 

 

53.Привлечение  в качестве обвиняемого: значение, основания и процессуальный порядок.

Привлечение в качестве обвиняемого  — сложное процессуальное действие, имеющее важное значение не только для досудебного производства, но и для будущего судебного разбирательства. Оно позволяет реализовать уголовное преследование лица и обеспечивает раскрытие преступления.

В теории уголовного процесса предварительное следствие нередко  делят на два этапа:

1) с момента возбуждения  уголовного дела до привлечения  лица в качестве обвиняемого,

2) с момента привлечения  в качестве обвиняемого до  окончания следствия. Тем самым  подчеркивается особое значение  данного процессуального действия, его этапный характер. Понятие  «привлечение в качестве обвиняемого»  следует рассматривать как процессуальную  форму, отражающую суждение следователя  о противоправных действиях лица. Правильное решение вопроса о  привлечении в качестве обвиняемого  обеспечивает законность при  осуществлении уголовного судопроизводства  и гарантирует охрану интересов  общества, прав и свобод граждан.

Содержание и объем  обвинения во многом определяют объем  дальнейшего производства по делу, так как постановление о привлечении  в качестве обвиняемого определяет границы обвинения в обвинительном  заключении, а в конечном счете и пределы судебного разбирательства, так как ни в обвинительном заключении, ни в приговоре суда не могут присутствовать эпизоды обвинения, не указанные в данном постановлении.

С момента предъявления обвинения  следователь вправе широко применять  к обвиняемому предусмотренные  УПК РФ меры процессуального принуждения, в том числе и меры пресечения.

С другой стороны, с момента  предъявления обвинения, у обвиняемого  появляется возможность в полном объеме реализовать свое право на защиту.

Привлечение в качестве обвиняемого  осуществляется следователем при наличии  достаточных доказательств, подтверждающих причастность лица к совершенному преступлению.

Следователь выносит мотивированное постановление о привлечении  в качестве обвиняемого, и это  означает, что в процессуальную деятельность включается новый участник уголовного процесса — обвиняемый, наделенный широкими правами на оспаривание  обвинения и располагающий возможностью активно влиять на ход и направление расследования. В связи с этим при предъявлении обвинения обвиняемому разъясняются права, предусмотренные ч. 3,4 ст. 47 УПК РФ, и должны быть приняты меры к их обеспечению.

Таким образом, привлечение  в качестве обвиняемого состоит  из ряда последовательно совершаемых  следователем действий:

1)         вынесение мотивированного постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого;

2)         предъявление его лицу, в отношении которого оно вынесено;

3)         допрос этого лица в качестве обвиняемого.

 

54.Понятие и система следственных действий.

Следственные действия –  это производимые следователем в  соответствии с уголовно-процессуальным законом процессуальные действия, целью  которых являются собирание и  проверка доказательств.

Прежде чем приступить к проведению следственных действий, следователь обязан принять уголовное  дело к своему производству. С этого  момента он получает всю полноту  процессуальных полномочий и начинает нести ответственность за всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.

Ряд следственных действий, наиболее существенно ограничивающих конституционные права и свободы  личности (например, освидетельствование, обыск, выемка), требуют вынесения  письменного решения (постановления) об их производстве. Как правило, такие  следственные действия могут проводиться  только с разрешения суда.

Производство следственного  действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. При производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а  равно создание опасности для  жизни и здоровья участвующих  в них лиц.

Следователь, привлекая к  производству следственного действия участников уголовного судопроизводства, должен разъяснить им права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве следственного  действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то они предупреждаются об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 Уголовного кодекса.

При производстве следственных действий могут применяться технические  средства и способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств. Следователь  вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, о чем делается соответствующая  отметка в протоколе. В ходе производства следственного действия ведется  протокол в соответствии со ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса.

 

55. Общие правила,  основания и порядок производства  следственных действий.

Он предусмотрен в уголовно-процессуальном законодательстве и служит важной гарантией  собирания, проверки и оценки доказательств  органами доказывания, следователем, прокурором, судом и судьей. Рассмотрим этот порядок.

Допрос свидетеля  и потерпевшего (ст. 155—160 УПК).

Допрос свидетеля и  потерпевшего — одно из наиболее распространенных следственных действий, состоящее в  обязанности явиться по вызову лица, производящего дознание, или следователя  и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу и  ответить на поставленные вопросы. По большинству уголовных дел допрос свидетеля является одним из основных способов получения доказательств.

Свидетель вызывается к следователю  повесткой, которая вручается под  расписку свидетелю, а в случае его  временного отсутствия — кому-либо из взрослых членов семьи или жилищно-эксплуатацион-ной организации, администрации по месту работы свидетеля или администрации села, поселка либо города, т.е. по месту жительства. Свидетель может быть вызван также телефонограммой или телеграммой.

В случае неявки свидетеля  по вызову без уважительной причины  он может быть подвергнут приводу на основании постановления следователя органами милиции. Суд вправе также наложить на свидетеля денежное взыскание в размере до одной трети минимального размера оплаты труда.

Лицам, вызванным для допроса  в качестве свидетеля из других населенных пунктов, должны быть возмещены расходы  по явке (стоимость проезда от места  жительства к месту допроса и  обратно), расходы по найму жилого помещения, суточные.

Свидетель допрашивается  в месте производства следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, произвести допрос в месте нахождения свидетеля.

Свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваются  порознь и в отсутствии других свидетелей. При этом следователь  принимает меры к тому, чтобы свидетели  по одному и тому же делу не могли  общаться между собой.

Общность природы показаний  свидетеля и потерпевшего обусловливается  единством процессуальных правил производства их допроса, поэтому эти правила будут рассматриваться совместно в процессе дальнейшего изложения.

Предметом допроса свидетеля  и потерпевшего являются любые обстоятельства, подлежащие установлению по делу, в  том числе и о личности обвиняемого, потерпевшего и о своих взаимоотношениях с ними. Не могут служить доказательством  сведения о фактах, сообщаемые свидетелем и потерпевшим, если они не могут  указать источник своей осведомленности.

Для потерпевшего, т.е. лица, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, допрос есть средство не только сообщения сведений об обстоятельствах дела, но и защиты своих прав и законных интересов. Потерпевший, как и свидетель, обязан давать правдивые показания. Однако в отличие от свидетеля это является не только обязанностью, но и правом потерпевшего (ст. 53 УПК). Следователь обязан допросить потерпевшего, если тот настаивает на своем праве давать показания.

Субъектом свидетельских  показаний может быть любое лицо, которому стали известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, за исключением  граждан, указанных в ст. 72 УПК. К  ним относятся: защитник обвиняемого  — об обстоятельствах дела, которые  стали ему известны в связи  с выполнением обязанности защитника; лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков  не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для  дела, и давать о них правильные показания; адвокат, представитель  профессионального союза и другой общественной организации — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи  с исполнением ими обязанностей представителя (например, представители  обвиняемого). Как видно, в этот перечень включены, во-первых, лица, не могущие  в принципе быть источником достоверной  доказательственной информации, и, во-вторых, лица, которым обеспечивается нормальное выполнение своих функций, гарантируются доверительные отношения с подзащитным (представляемым) с тем, чтобы его откровенность не могла быть использована ему во вред.

Кроме того, свидетели и  потерпевшие не обязаны давать показания  против самих себя, супругов и близких  родственников, круг которых назван в п. 9 ст. 34 УПК — это родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки. Федеральный закон может установить иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (ст. 51 Конституции РФ). Так, УПК освободил священнослужителей от обязанности дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны им на исповеди (п. 11 ст. 5 УПК).

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. “О статусе депутата Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания” предоставил  депутатам Федерального Собрания право  отказаться от дачи свидетельских показаний  об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением своих  депутатских обязанностей1.

РГ. 1994.12 мая; СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74. 

 

В начале допроса следователь  устанавливает отношение свидетеля  и потерпевшего к обвиняемому  и выясняет необходимые сведения о личности допрашиваемых (ст. 158 УПК). Допрос по существу начинается с предложения  свидетелю и потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми проводится допрос, после чего им могут быть заданы вопросы. Вопросы могут быть уточняющими или конкретизирующими  полученных от допрашиваемого данных. Наводящие вопросы не допускаются (ч. 5 ст. 158 УПК).

Информация о работе Шпаргалка по "Уголовному процессу"