Восстановительные
и предупреждающие принудительные меры
обычно принято делить по целям их применения
на четыре группы:
1) обеспечивающие
получение доказательств: обязательство
о явке (ст. 112), при- вод (ст. 113), задержание
подозреваемого (ст. 91—92); осмотр жилища
(ч. 5 ст. 177); эксгумация (ст. 178); освидетельствование
(ст. 179); обыск (ст. 182); выемка (ст. 183); наложение
ареста на почтово-телеграфные отправления,
их осмотр и выемка (ст. 185); контроль и запись
переговоров (ст. 186); получение образцов
для сравнительного ис- следования (ст.
202), помещение обвиняемого в медицинский
стационар (ст. 203);
2) обеспечивающие
гражданский иск или возможную
конфискацию имущества —
наложение ареста
на имущество (ст. 115);
3) меры, обеспечивающие
порядок в ходе производства
по делу, — удаление из зала
суда нарушителей (ст. 258);
4) обеспечивающие
надлежащее поведение обвиняемого или
подозреваемого —
временное отстранение
от должности (ст. 114) и меры пресечения
(гл. 13).
УПК РФ меры
процессуального принуждения систематизирует
в три группы:
1) задержание
подозреваемого (гл. 12);
2) меры пресечения
(гл. 13);
Мерами пресечения
являются:
1) подписка
о невыезде;
2) личное
поручительство;
3) наблюдение
командования воинской части;
4) присмотр
за несовершеннолетним обвиняемым;
(в ред. Федерального
закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)
5) залог;
6) домашний
арест;
7) заключение
под стражу.
3) иные меры
принуждения (гл. 14).
1) обязательство
о явке;
2) привод;
3) временное
отстранение от должности;
4) наложение
ареста на имущество.
Третья группа
мер принуждения делится еще на две: а)
применяемые к подозре- ваемому и обвиняемому
(ч. 1 ст. 111) и б) применяемые к потерпевшему,
свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому
ответчику, эксперту, специалисту, переводчику,
понятому (ч. 2 ст. 111).
Основной гарантией
соблюдения прав и свобод граждан является
тот факт, что все меры процессуального
принуждения применяются лишь по возбужденному
уголовному делу. Таким образом, без установления
необходимых фактов и выявления определенных
условий меры принуждения применены быть
не могут. Одной из основных гарантий в
настоящее время является также и то, что
наиболее жесткие, т.е. наиболее ограничивающие
конституционные права и свободы меры
принуждения, применяются только с санкции
суда и впоследствии проходят под постоянным
судебным контролем.
33. Задержание подозреваемого:
понятие, основания, порядок и сроки. Ст.91,92
Задержание
подозреваемого — мера процессуального принуждения,
состоящая в кратковременной изоляции
лица, подозреваемого в совершении преступления,
от общества, применяемая органом дознания,
дознавателем, следователем или прокурором.
Правила задержания
подозреваемого установлены гл. 12 УПК
РФ.
Предельный срок задержания — 48 часов.
Он может быть продлен судьей не более
чем на 72 часа.
34.Понятие
и виды мер пресечения. Основания
и процессуальный порядок избрания
мер пресечения.
Меры пресечения- разновидность мер процесс принуждения,
кот применяется в целях обеспечения явки
и надлежащего поведения обвиняемых(подозреваемых).
В исключительных
случаях мера пресечения также может применяться
к подозреваемому, при этом обвинение
должно быть предъявлено подозреваемому
не позднее 10 суток с момента применения
меры пресечения, а если подозреваемый
был задержан, а затем заключен под стражу
— в тот же срок с момента задержания.
Если в этот срок обвинение не будет предъявлено,
то мера пресечения немедленно отменяется.
Меры
пресечения:
- подписка
о невыезде и надлежащем поведении;
- личное
поручительство;
- наблюдение
командования воинской части;
- присмотр
за несовершеннолетним обвиняемым;
- залог;
- домашний
арест;
- заключение
под стражу.
Основания
ст. 97
Порядок
ст. 100 и 101
35.
Основания и процессуальный порядок избрания
в качестве меры пресечения заключение
под стражу. Сроки заключения под стражу
и их продление. Ст.108 и 109.
36.
Иные меры процессуального принуждения:
виды и основания применения. глава 14
Иные меры процессуального
принуждения применяются для обеспечения
порядка предварительного расследования,
судебного рассмотрения дела, а также
исполнения приговора.
Целью применения
иных мер процессуального принуждения
является обеспечение установленного
УПК порядка уголовного судопроизводства,
надлежащего исполнения приговора.
37. Ходатайства и жалобы в уголовном
судопроизводстве. Гл.15 и 16.
Ходатайство — официальная
просьба о совершении процессуальных
действий или принятии процессуальных
решений, обращенная к органу дознания,
дозна- вателю, следователю, суду (ч. 2 ст.
119 УПК).
Жалоба — это устное
или письменное обращение в суд, государ-
ственный орган, орган местного самоуправления
или к должност- ному лицу по поводу нарушения
прав и охраняемых законом инте- ресов
гражданина или юридического лица.
38.
Реабилитация в уголовном судопроизводстве.
Гл. 18.
39.
Процессуальные документы, сроки и издержки.
Гл. 17
Документ — деловая бумага, удостоверяющая какое-либо
обстоятельство, подтверждающая право
на что-нибудь, один из процессуальных
источников доказательств.[1]
Документ в
уголовном процессе служит в первую очередь
для фиксации информации, служащей средством
доказывания.
Таким образом,
все уголовно-процессуальные действия
и решения должны быть изложены определенным
образом в определенных уголовно-процессуальным
законом документах.
Документы могут
быть в виде протоколов процессуальных
действий, удостоверяющих факт их производства,
содержание и результат (протокол обыска,
выемки, освидетельствования, осмотра,
допроса, опознания, следственного эксперимента,
проверки показаний, судебного заседания
и т.д.), а также в виде процессуальных решений
(постановление, определение, вердикт,
приговор).
Процессуальные
решения (схема 8) как акты применения уголовно
– процессуального права, характеризуются
рядом признаков:
- решения
выносятся только уполномоченными
на то государственными органами,
должностными лицами, присяжными, в
пределах их компетенции;
- подтверждают
наличие или устанавливают отсутствие
материально-правовых отношений;
- принимаются
в установленном порядке и
выражаются в определенной законом
форме.
Решение в уголовном
судопроизводстве – это облеченный в
установленную форму правовой документ,
в котором орган дознания, следователь,
прокурор, судья или суд в пределах своей
компетенции в предусмотренном законом
порядке делают вывод об установленных
фактических обстоятельствах и на основе
этих обстоятельств и закона дают ответы
на правовые вопросы и выражают властное
волеизъявление о действиях, вытекающих
из установленных обстоятельств и предписаний
закона.[1]
Любое уголовно-процессуальное
решение состоит из трех частей: вводной,
описательно-мотивировочной и резолютивной.
Вводная часть
содержит указания на то, кем вынесено
решение, когда и где, в отношении кого
или по какому факту, а также ссылки на
нормы процессуального права, регламентирующих
принятие подобного решения.
Описательно-мотивировочная
часть содержит изложение юридического
факта,[2] по поводу которого принимается решение,
а также мотивы принятия именно такого,
а не какого-либо иного решения, т.е. должны
быть приведены доводы, подтвержденные
доказательствами, обосновывающими однозначный
вывод по делу.
Резолютивная
часть содержит указание на тот факт или
конкретное лицо в отношении которых принимается
решение и властные указания на то, каким
образом и кому необходимо поступить.
Данные требования
распространяются на все уголовно-процессуальные
решения, включая приговор, что еще раз
говорит об единстве процессуальной формы,
обеспечивающий максимально благоприятный
правовой режим уголовного судопроизводства,
направленный на защиту и охрану прав
и законных интересов участников уголовного
процесса, а также обеспечения режима
законности при производстве процессуальных
действий и принятии процессуальных решений.
40.
Понятие и значение стадии
возбуждения уголовного дела.
Стадия
возбуждения уголовного дела – это самостоятельная, первоначальная
стадия уголовного процесса, представляющая
собой принятие решения уполномоченным
на то государственным органом о возбуждении
уголовного дела либо об отказе в возбуждении
такового.
Данная стадия,
как правило, предшествует дознанию и
предварительному следствию. Исключение
составляют дела частного обвинения, где
возбуждение уголовного дела происходит
путем подачи соответствующего заявления
потерпевшим или его законным представителем
мировому судье, который и уполномочен
рассматривать дела такого рода.
На данном этапе
уполномоченным на то органам и должностным
лицам надлежит проанализировать инфор-
мацию о преступлении и принять процессуальное
решение о начале предварительного расследования
либо об отказе в возбуждении уго- ловного
дела. Начинается стадия с момента получения
и регистра- ции информации о преступлении,
а завершается вынесением сле- дователем,
дознавателем или прокурором соответствующего
поста- новления.
Возбуждение
уголовного дела представляет собой строго
регла- ментированную УПК РФ процессуальную
деятельность уполномоченных субъектов
как до вынесения постановления о возбуждении
дела (об отказе в возбуждении), так
и после (например, передача постановления
надзирающему прокурору).
Задачи
стадии ВУД:
Своевременная реакция на поступившую
информацию о совершенном преступлении,
которая выражается в немедленной регистрации
любого заявления (сообщения), проведении
проверочных действий и принятии решений.
Ограждение последующих этапов уголовного
процесса от рассмотрения фактов
- которых в
реальности не было;
- безусловно
не являющихся преступными.
Значение
стадии ВУД:
Общественно-политическое:
- создает
условие для эффективной борьбы
с преступностью;
- обеспечивает
реализацию принципа неотвратимости
наказания;
- способствует
укреплению законности и правопорядка.
Процессуальное:
- является
основанием для передачи дела
в следующую стадию уголовного
процесса;
- служит
основанием для производства
следственных действий;
- создает
правовую основу для применения
мер процессуального принуждения.
Возбуждать
уголовное дело публичного обвинения
в пределах своей компетенции вправе (и
обязаны):
прокурор (ст.146 УПК РФ);
начальник следственного отдела (ч. 2
ст. 39, ч. 3 ст. 154);
руководитель СОГ (п. 1 ч. 4 ст. 163, ч.3 ст.154);
следователь (ст.146);
дознаватель (ст. 146).
41. Поводы и основания к возбуждению
уголовного дела. Гл.19
42. Порядок рассмотрения
сообщений о преступлениях. Ст.144-145
44.Основания и порядок отказа
в возбуждении уголовного дела. Ст.148
45.Понятие и значение стадии
предварительного расследования. Формы
предварительного расследования.
Предварительное расследование – это
регламентированная законом деятельность
следователя и дознавателя по собиранию,
проверке и оценке доказательств, на основании
которых устанавливаются необходимые
для дела обстоятельства, в целях защиты
прав и законных интересов лиц и организаций,
потерпевших от преступления.
Перед предварительным расследованием
ставятся следующие задачи: раскрыть преступление,
установить виновное лицо и осуществить
его уголовное преследование; всесторонне,
полно и объективно исследовать все обстоятельства
уголовного дела; обнаружить и процессуально
закрепить доказательства для последующего
их использования в процессе судебного
разбирательства; обеспечить законное
и обоснованное привлечение в качестве
обвиняемых лиц, совершивших преступление,
и не допустить привлечения невиновных
к уголовной ответственности; обеспечить
участие обвиняемого в производстве по
уголовному делу и не допустить дальнейшей
преступной деятельности с его стороны;
выявить причины и условия, способствовавшие
совершению преступления, и принять меры
по их устранению; установить характер
и размер ущерба, причиненного преступлением,
и принять меры по обеспечению его возмещения.
Значение предварительного расследования
состоит в том, что органом расследования
устанавливаются данные о преступлении,
лице, его совершившем, и обеспечивается
реализация уголовной ответственности,
установленной законом. Проведение предварительного
расследования пресекает преступную деятельность
лица, привлекаемого в качестве обвиняемого,
и способствует предупреждению преступлений
со стороны других лиц. Гарантией законности
проведенного расследования служит прокурорский
надзор и судебный контроль за действиями
и решениями следователя и дознавателя.
Формы
предварительного расследования
Предварительное расследование производится
в форме предварительного следствия либо
в форме дознания (ст.
150 Уголовно-процессуального кодекса).
Предварительное следствие является основной
формой предварительного расследования
уголовного дела. Именно в этой форме расследуются
все дела о тяжких и особо тяжких преступлениях,
а также наиболее сложные дела о преступлениях
небольшой и средней тяжести. Предварительное
следствие может заменить собой дознание,
и в этой форме может быть закончено расследование
любого преступления.