Эффективность уголовного предупреждения торговли людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В середине двадцатого века, приняв в 1956 году Дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, мировое общество сделало попытку покончить с таким преступлением как торговля людьми, а также институтами схожими с рабством. Однако приходится признать, что в современный период развития человеческой цивилизации, торговля людьми процветает и этому есть масса причин, о которых мы будем говорить ниже.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
1.1 Социально – правовые и исторические предпосылки криминализации торговли людьми
1.2 Криминологические проблемы за торговли людьми в уголовном праве

2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВЛИ ЛЮДЬМИ
2.1 Характеристика объекта и объективной стороны торговли людьми
2.2
Эффективность уголовного предупреждения торговли людьми

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Тлебаев.docx

— 153.25 Кб (Скачать файл)

Работорговля XXI века, или нелегальный трафик людей, конечно, значительно отличается от аналога этого позорного явления в истории рода человеческого времен античности и колониальных завоеваний. Но суть рабства от этого не меняется. Разве что способы, которые используют современные работорговцы, стали более лживыми и изощренными.

Вместо грубой силы, кандалов и галер они используют обманные предложения «чистой работы», а также лазейки в консульско-визовых службах, чтобы под благовидными предлогами вывезти молодых девушек и женщин за границу, где они добровольно, от безысходности, или по принуждению становятся живым товаром для сутенеров и хозяев борделей. В результате ежегодные доходы от нелегального транснационального трафика и эксплуатации людей исчисляются в глобальном масштабе миллиардами долларов, что сопоставимо с барышами организованных наркокартелей.

Преступный трафик людей с целью их эксплуатации начал развиваться в начале 90-х годов, когда пал «железный занавес» и открылись внешние границы Казахстана и стран СНГ с внешним миром. Поездки и даже трудоустройство в странах «дальнего зарубежья» стали обычным делом. Поэтому в эти годы стали активно открываться всевозможные туристические и рекрутинговые агентства, предлагающие обедневшим и обездоленным согражданам варианты выгодного трудоустройства. Причем заманчивые предложения высокооплачиваемой работы посыпались даже на не имеющих специальности и высокой квалификации молодых казахстанских девушек - например, официантками, танцовщицами, сиделками.

Не зная прошлого, нельзя понять настоящего. Именно поэтому, прежде чем говорить о современной работорговле , стоит вспомнить об исторических корнях этого явления – о классическом рабстве.

Рабство, исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина-рабовладельца.  На стадии  наиболее  отчётливых  форм рабства  раб не имел никаких прав; лишенный экономического стимула к труду, он работал только по прямому физическому принуждению. Особое понижение   рабов подчёркивалось иногда и внешними признаками (клеймо, ошейник,    особая одежда и т.д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, рабство  легло в основу рабовладельческого строя.  Источники  рабства. – иноплеменники, захваченные в плен во время войны или    предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.);   соплеменники, обращённые в рабство за неуплату долгов, за совершённые преступления  и т.д.;  естественный  прирост рабов; работоpгoвля  и  пр. Начальной формой рабства было так называемое  патриархальное рабство, когда  рабы  входили  по владевшую  ими семью как бесправные её члены; они жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжёлую работу, чем остальные члены семьи; оно связано с натуральным видом хозяйства.   Патриархальное рабство существовало в той или иной степени у вcex народов мира при переходе их к классовому обществу.  Оно преобладало в обществах Древнего  Востока,  а также в древнегреческих государствах и Риме до определённого   периода, когда  быстрые  темпы развития экономики способствовал и превращению его из  патриархального  в античное. Для Афин 5-4 вв. до нашей эры для поздней Римской республики  патриархальное рабство - уже пройденный этап. Здесь установилось классическое античное рабство, связанное с товарным хозяйством, с  максимальнoй степенью экспроприации личности раба, что равносильно  его  полному бесправию, превращению его в «говорящее орудие». Расцвет «классического» рабства был сравнительно кратковременным, так  как в caмой природе рабского труда были заложены причины его неизбежного упадка и   перерождения:    отвращение   рабов к своему труду и угнетение не могло не привести   к  экономической   неэффективности рабства  и  неумолимо требовало в  лучшем случае коренной модификации рабской зависимости. Исторические   факторы (сокращение притока  paбoв, непрекращающиеся восстания рабов  и  т. д.)  действовали наряду с экономическими и побуждали рабовладельцев    искать новые формы эксплуатации. Становилось очевидной необходимость   в какой-то мере заинтересовать непосредственного   производителя-раба в его труде и тем повысить эффективность  эксплуатации. Многие  рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами. Исторически этот перелом,  обусловленный экономическими  причинами, привел к фактическому стиранию  различии между  колонами  и рабами.

В период раннего средневековья  в возникших на территории Римской  империи «варварских» государствах (особенно в государстве остоготов  в Италии и вестготов в Испании) рабство играло заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная  часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем  крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К 13 в. в большинстве стран Западной Европы рабство  фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа из Турции в Северную Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельческих отношений шел значительно медленнее, чем в Западной  Европе;  в 10-11 вв. рабство сохраняло  там еще экономическое значение. Но в конце  11-12 вв. и в Византии практически  завершается процесс слияния рабов  с зависимым крестьянством. У германцев и славян (кроме далматинцев, которые вели торговлю рабами) рабство было  распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси оно существовало еще 9-12 вв. в недрах развивающегося феодального  общества. Постепенно рабы (холопы) пополняли  ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь главным образом в дворовых; вместе с тем  положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов.  В древнейших государствах Закавказья и Средней Азии рабство  существовало до 4-6 вв.; пережиточные его формы сохранялись  и в период средневековья.

В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. – рабство в его патриархальной форме  сохранилось  вплоть до развития там  капиталистических  отношений, а иногда существовало и наряду с ними, основным источником  рабства  в средние  века здесь было долговое рабство. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников   рабства в  Китае на протяжении всего средневековья было превращение в государстве  рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело рабство и в мусульманских странах Ближнего и среднего и  Востока.  Так  как  ислам запрещал  обращать в  рабов  мусульман,  то основными источниками поступления рабов и мусульманские    страны   был   захват их во время войн с «неверными» и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульманских  странах использовались на тяжёлых работах - в  рудниках в войсках  мусульманских  государей в домашнем xoзяйстве  и личном услужении  (включая гаремы  и обслуживающий их   персонал).

Новый этап широкого распространения (с 16 в.) рабства в странах Азии,   Африки и Америки связан с процессом так называемого первоначального накопления  капитала,  колониальным порабощением этих стран.  Широкие   размеры и   наибольшее  экономическое значение рабство приобрело в колониях на Американском континенте. Это было вызнано особенностями развития колонии в Америке: недостатком рабочей силы и наличием свободных земель, в значительной  части  пригодных для ведения крупного плантационного хозяйства. Сопротивление индейцев, в также их вымирание, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать  индейцев в рабов, привели к тому, что   испанские и  португалские, а затем и североамериканские плантаторы стали  ввозить негров-рабов из Африки.  Наибольшего размаха работорговля достигла в 17-19 вв. Общее число негров, ввезенных в страны Америки, составляло, по видимому, свыше 10 млн. человек. В областях крупных плантации на территории Южных  штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры –рабы к концу 18 в. составляло,  по –видимому, свыше 10 млн. человек. В областях крупных  плантаций на территории Южных штатов США, в Вест-Индии, а также в Бразилии и Гвиане негры-рабы к концу18 в. составляли большинство населения.  Обращались с неграми на плантациях очень жестоко; они были низведены до  положения рабочего скота. В несколько лучшем положении находились лишь группы рабов, обслуживавших домашнее хозяйство плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран к появлению многочисленного слоя мулатов. Новый толчок развитию плантационного рабства в США в конце 18-первом десятилетии 19 вв. дал промышленный переворот, вызвавший резкое увеличение спроса на хлопок и других технической  культуры.

По мере развития капиталистических отношений все более отчетливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производительных сил. В этих условиях под давлением все усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого общественного движения против рабства началась отмена рабства. Великая французская революция провозгласила отмену рабства. Однако во французских колониях этот акт был проведен в жизнь  по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Великобритания  юридически отменила рабство в 1807, но фактически вплоть до 1833 рабство в британских колониях сохранялось. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене рабства  Португалия,  а в 60-х гг. рабство было отменено большинством государств  Американского  континента. В США рабство было отменено в результате Гражданской войны 1861-65 между Северной  и Южной  (рабовладельческими) штатами. Однако продолжали существовать формы принудительного труда, мало отличающиеся от (пеонаж в странах Латинской Америки, система  законтрактованных рабочих в Оксании и т.п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт рабства продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело рабство в португальских  колониях Африки  как в плантационном, так и в домашнем хозяйстве. У арабов Центральной  и  Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) рабство сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в.

Международно-правовое регулирование борьбы против рабства началось еще в 19 в.; однако большинство документов, осуждавших рабство, носило  формальный характер. По существу первая международная конвенция против       рабства была заключена в 1926 в Женеве в рамках Лиги Нации. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларации прав человека провозгласила (ст. 4), что рабство  и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 гocударств по вопросу о борьбе с рабством, принявшая дополнительную конвенцию об упразднении рабства,  работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (принудительный труд и т.п.) [9,с.947-950].

Личное рабство в тюркских государствах Центральной Азии не выходило за пределы домашнего рабства, вся жизнедеятельность древнетюркской общины, а в какой-то мере и ее боевая сила были связаны с эксплуатацией невольников и в еще большей степени - невольниц. Захват полона был одной из главных целей войн, которые вели тюрки.

Концентрация невольниц, часть из которых становилась женами и наложницами хозяев, не представляла для тех опасности, надзор за ними осуществлялся в рамках семейного быта. Вместе с тем интенсивное использование труда невольниц на всех работах, включая выпас скота, высвобождало для войны значительную часть мужчин. Ведь, согласно "Ясе" Чингиз-хана, во время походов женщины исполняли труды и обязанности мужчин".

Были у кочевников и рабы-мужчины. Если судить по примерам, относящимся кгуннской и монгольской эпохам, многие из них становились пастухами коров и овец (чабанами), но не табунщиками — коней рабам не доверяли. Лишь у енисейских кыргызов, практиковавших ирригационное земледелие и строивших укрепленные "городки", труд рабов-мужчин применялся сравнительно часто. Часть захваченных пленников тюрки освобождали за выкуп или продавали в Китай.

Рабство становилось их пожизненным состоянием. Более того, даже соплеменники, попавшие в рабство, а затем вернувшиеся в родное племя, не возвращали себе прежнего статуса, о чем свидетельствует рассказ арабского автора конца IX - начала X в. Ион ал-Факиха об обычаях тюрков, которые он хорошо знал: "Время от времени какая-либо группа (тюрков) покидает свое племя и переходит и другое племя. А вместе с ними в другое племя переходят и те женщины, которые раньше вышли из этого племени (и стали рабынями), а также дети тех женщин, которые также были сделаны рабами. И племя, принявшее пришельцев, не наказывает их за своих сородичей, обращенных в рабство, а считает последних такими же рабами, как и своих рабов, согласно их обычаю и тому, о чем у них есть согласие". Согласно Ибн ал-Факиду, даже кровное родство не могло разорвать новых социальных связей, возникших в результате захвата в плен и превращения в рабыню ранее свободной женщины.

Тексты фиксируют тот факт, что в неволю уводили прежде всего, а зачастую исключительно женщин и девушек, иногда мальчиков и юношей, по никогда взрослых мужчин. Женщин и девушек упоминают как главную военную добычу, их требовали в качестве контрибуции, их отнимали у подвластных племен, если те поднимали мятеж или задерживали выплату дани. Стремление захватить в неволю прежде всего женщин явно указывает на преобладание домашнего рабства [10, с. 138-140]

Гражданские отношения не получили в "Жетижаргы" достаточной разработки. Это объясняется, вероятно, не только и даже не столько фрагментарностью существующих текстов "Жетижаргы", сколько тем обстоятельством, что многие отношения между согражданами регулировались господствовавшими в обществе нормами обычного права, и потому "Уложение" хана Тауке их касалось лишь отчасти.

Субъектом права признавались только свободные - раб не признавался юридическим лицом. "Жалоба раба на господина нигде не приемлется", гласит ст. 16 "Уложения". За владетелем признавалось неограниченное право над жизнью принадлежащего ему раба. По ойратскому "Уложению", "кто убьет своего раба, с того взять пять девятков; кто убьет рабыню, с того взять три девятка" но личная свобода, которой обладала основная масса казахского общества, не всегда представляла собой юридическое полноправие. В ряде случаев ущемлялись права свободных лиц и в первую очередь женщин. Например, женщины, "равно как и работники слуги и рабы", не могли выступать на суде в качестве свидетелей (ст. 28). Полноправным юридическим лицом был только свободный, "могущий носить оружие" мужчина - хозяин дома, глава семьи. При этом права, которыми обладал или которых был лишен каждый лично свободный мужчина, устанавливались в прямой зависимости от его социального статуса и обществе.

«ЖетіЖарғы», созданное в начале XVIII века, опиралось на более древние законодательства казахского народа, такие, как «Древний путь Есим хана» и «Путь, проторенный Касым-ханом» и им подобные источники права. Свидетельством этому является провозглашенный в «ЖетіЖарғы» «закон возмездия», или принцип талиона (око за око, кровь за кровь, жизнь за жизнь). Принцип возмездия по талиону, хотя и был принят в «ЖетіЖарғы», постоянною применения не находил. Нарушители права и потерпевшие по согласию миром все вопросы решали в частном порядке, договаривались между собой. Это значит, что потерпевший вместо требования наказания по талиону имел право требовать с преступника материального возмещения за причиненный ущерб.

Известно, как велико было влияние на уголовное обычное право кочевого образа жизни и патриархально-родового строя. Поэтому уголовное обычное право воспринимается как отражение казахской хозяйственной и кочевой деятельности и отражает образ народного существования.

«Жеті Жарғы», памятуя о могуществен славе «Великого Тюркского Каганата», утверждает следующее положение: «Тот, кто предаст интересы и чаяния тюркских пародов, заслуживает смертной казни».

В своих положениях «ЖетiЖарғы» не дает определения понятию «преступление», не раскрывает содержания смысла этого понятия, т.к. не было специального соответствующего термина в казахском обычном праве. Вместо него употреблялись слова «жаманic", "жаманқылық" (дурное дело, дурное поведение). От слова "қылық" позднее образовалось и слово "қылмыс" - преступление. [12, с. 124-125].

В утвержденных нормах перечисляются негативные явления, распространенные в общественной жизни, определены меры наказания и пресечения за убийство, воровство, грабеж, устройство смуты, супружескую неверность, нанесение телесных повреждений, изнасилование и похищение женщины, вступление в запрещенные браки, вступление в поликую связь с замужней женщиной, богохульство, принятие христианства и т.п.

По «ЖетіЖарғы», ответственность за совершенное преступное деяние наступала с 13 лет. Поговорка «В 13 лет человек хозяин своего очага» отражает обязанность каждого лица нести ответственность за свои поступки. Казахское уголовное право не распространялось на умалишенных, умственно отсталых людей. К субъектам преступления не относились и рабы, невольники. За преступления, совершенные этими людьми, несли ответственность их хозяева. Беременные женщины, которые убили кого-то, не привлекались к ответственности, на них налагалась иная кара — народ проклинал их.

Социально-экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были весьма своеобразными. Их нельзя сравнивать с первобытным эгалитаризмом, в то же время ряд причин очень тормозил формирование классов. Так, например, в традиционном казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение, а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-cyйек (белая кость), в которые входили торе и кожа, не входившие в систему жузов.

Информация о работе Эффективность уголовного предупреждения торговли людьми