Виды качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:37, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять

Вложенные файлы: 1 файл

еще реферат.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

 Ведущие фирмы  стран с развитой рыночной  экономикой считают, что на достижение качества должны быть нацелены все службы. Ключевую роль в повышении качества играют требования потребителей, информация о неисправностях, просчетах и ошибках, оценки потребителей.                   Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимания качеству, до 60% процентов времени может уходить на исправление брака.                                                                                              Значение повышения качества хорошо иллюстрируемая на примере Японии. После второй мировой войны японские промышленники занимались активно поисками путей повышения эффективности производства и качества продукции. Группы японских управляющих изучали опыт по всему миру. Они встречались с руководителями ведущих промышленных фирм США и Европы. Все рациональное переносилось на национальную почву. Внимание японских управляющих привлекли такие понятия, как статистический контроль качества и комплексное управление качеством.                             Японские рабочие и служащие изучали новые методы в рабочее время. Изучая опыт различных стран, японские управляющие обратили внимание на то, что преуспевающие фирмы предъявляют высокие требования к своим работникам и качеству продукции.                                                                               В итоге проведенных исследований и выполненных разработок появились так называемые” японские стандарты качества”. В Японии возникло новое понятие “культура качества”. Культура качества комплексное понятие, включающее качество сервисного обслуживания, качество отчетной документации, качество выполнения производственных операций и др. Япония стала родоначальником новой методологии деятельности предприятия и перешла к тотальному контролю качества. Новая система выходи за рамки микроуровня и включает контроль рынка сбыта продукции, анализ рыночной конъюнктуры, послепродажное обслуживание. При этом традиционное управление качеством не устраняется, а совершенствуется. Значение же тотального контроля качества состоит в том, что он усиливает воздействие запросов потребителей на качество продукции. Кроме того, тотальное качество входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры компаний относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение. Потребителей интересуют надежность, удобство в эксплуатации, долговечность, эстетические свойства продукции.                                    Рассмотри теперь качество как объект управления.  
 
 
 

                      3. Качество как объект управления

Большой вклад  в разработку теории управления качеством  внесли зарубежные и отечественные  ученые. Работы русских ученых П. Л. Чебышева и А. М. Ляпунова являются теоретической  основой выборочного контроля качества. Большой вклад в разработку применяемых  в настоящее время систем управления качеством внесли отечественные  ученые И. Г. Венецкий, А. М. Длин, американские ученые У. А. Шухарт, Э. Дэминг , А. Фейгенбаум.                                                                                                     Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.                                Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.                                    Управление качеством неизбежно оперирует понятиями: система, среда, цель, программа и др.                                                                                         Различают управляющую и управляемую системы. Управляемая система представлена различными уровнями управления организацией (фирмой и др. структурами). Управляющая система создает и обеспечивает менеджмент качества В современной литературе и практике используются следующие концепции менеджмента качества:

  1. система качества(Quality System);
  2. система менеджмента, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System);
  3. всеобщее управление качеством (Total Quality Managemtnt);
  4. обеспечение качества (Quality Assurance);
  5. управление качеством (Quality Control);
  6. статистический контроль качества (Statistical Quality Control);
  7. система обеспечения качества (Quality Assurance System);
  8. гарантия продукции (Product Assurance);
  9. всеобщий производственный менеджмент (Total Manufacturing Management);
  10. передовой производственный опыт (Good Manufacturing Pratices);
  11. система управления производственными óñëîâèÿìè (Environmental Managemtnt System);
  12. система "мы обеспокоены" (We Care);
  13. система "обеспокоенность ответственных лиц" (Responsible Care);
  14. всеобщий менеджмент качества в сфере охраны окружающей седы (Environmental TQM );
  15. всеобщее обеспечение производства (Total Manufacturing Assurance);
  16. интегрированный менеджмент процессов (Integrated Process Management);
  17. менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement);
  18. полное (сквозное, тотальное) управление качеством и производительностью (Total Quality and Productivity Management);
  19. интегрированный менеджмент качества (Integrated Management);
  20. система внедрения непрерывных улучшений (Continuos Improvement Implementation System);
  21. полное преобразование качества (Total Quality Transformation);
  22. менеджмент системы качества (Quality System Management).

Есть и другие концепции менеджмента качества. Мы привели только небольшую их часть, но важную для понимания качества как объекта управления. Перечисленные  концепции отражают сущность разных методов, используемых в методологии TQM для решения различных проблем  качества.                                                                                                                        TQM имеет огромное значение в управлении современными фирмами. Управляющая система начинается с руководства высшего звена. Именно руководство высшего звена должно исходить из стратегии, что фирма способна на большее по сравнению с прошлым. В организационной структуре фирмы могут быть предусмотрены специальные подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение специальных функций управления качеством между подразделениями зависит от объема и характера деятельности фирмы.               Для качества как объекта менеджмента свойственны все составные части менеджмента : планирование, анализ, контроль.                                   Современный менеджмент качества базируется на результатах исследований, выполненных крупными зарубежными корпорациями по программам консультантов по управлению качеством. Это опыт таких известных фирм, как, “Хьюллет-Паккард”, и др. В 80-е годы на политику этих и ряда других фирм оказали влияние разработки Ф. Б. Кросби, У. Э. Деминга, А. В. Фейгенбаума, К. Исикавы, Дж. М. Джурана. Основой деятельности ведущих фирм стали следующие направления улучшения работы:

  1. заинтересованность руководства высшего звена;
  2. образование совета по улучшению качества работы;
  3. вовлечение всего руководящего состава в процесс улучшения работы;
  4. обеспечение коллективного участия ;
  5. обеспечение индивидуального участия;
  6. создание групп по совершенствованию систем (групп регулирования процессов);
  7. более полное вовлечение поставщиков;
  8. обеспечение качества функционирования систем управления;
  9. разработка и реализация краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы;
  10. создание системы признания заслуг.

Особенно следует  отметить такое направление, как обеспечение качества функционирования систем управления. Консультанты по управлению качеством обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям. Эта система реагировала на ошибки и недооценивала роль профилактических мероприятий, а также роль подразделений не связанных с процессом производства. Был сделан вывод, что обеспечение качества зависит от систем управления, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность фирм.                                                                                  Ф. Кросби, являющийся одним из ведущих консультантов по качеству с мировым именем обратил внимание на важность системы поощрения. Признание заслуг сотрудников и их стимулирование к достижению высоких результатов является составной частью современного менеджмента качества. В 1951 г. было разработано положение о премии Деминга, которая легла в основу модели Всеобщего (тотального) Управления качеством (TQC). Эта модель предполагает постоянный анализ информации от широкого круга экспертов и новый взгляд на качество. Премия Деминга сыграла большую роль в достижении японского качества. Позднее в США была учреждена премия имени Малкольма Балдрижа (1987 г.). Развитием модели премии М. Балдриджа стала модель Европейской премии качества, которая оценивала результаты бизнеса и влияние на общество. Более подробно о критериях оценки деятельности в области качества будет сказано ниже.                     Фирмы, функционирующие в рыночной экономике, формулируют политику в области качества таким образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий или услуг. В политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретной фирмы и аспекты системы обеспечения качества. При этом продукция заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в заданных объемах и за приемлемую цену.                                                  Сегодня в управлении качеством важное значение имеет наличие на фирмах сертифицированной системы менеджмента качества, что является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции. Сертификат на систему качества позволяет сохранить конкурентные преимущества на рынке.                                                                                                             Появление сертификата на системы качества обусловлено эволюцией подходов к менеджменту качества, на которой целесообразно остановиться более подробно.

4. Качество продукции. Значение повышения качества

Формулировка  понятия "качество" базируется на нескольких различных точках зрения, с помощью которых можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

1. С точки  зрения объективной оценки свойств  продукта качество может быть  точно измерено. Различия в качестве  могут быть количественно отражены  с помощью определенных характеристик  продукта.

2. С точки  зрения покупателя качество продукта  определяется в большей мере  субъективной оценкой потребителя  и в меньшей мере - характеристиками  самого продукта. Отдельные покупатели  имеют различные потребности,  причем те товары, которые удовлетворяют  эти потребности наилучшим образом,  рассматриваются как обладающие  наивысшим качеством.

3. С точки  зрения производственного процесса  качество - это соблюдение спецификаций, и каждое отклонение от них  ведет к снижению качества. Наивысшее  качество предполагает хорошо  проделанную работу, результат которой  полностью отвечает предъявляемым  требованиям.

4. С точки  зрения соотношения цены и  полезности качество выражается  посредством затрат и цен. Качественный  продукт выполняет определенную  функцию по приемлемой цене, а  также в соответствии со спецификацией  по приемлемым издержкам.

Выделяют следующие  основные причины, почему проблема обеспечения  качества так актуальна в современном  производства Гличев А.В., Круглов М.И. Управление качеством продукции. - М.: 2006:

качество - главный  критерий для совершения покупки  для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем  из-за слишком высокой цены: так  можно потерять клиента навсегда;

качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество  отдельных мероприятий, чтобы противостоять  конкуренции. Качество и системы  управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса - продуктовую  политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, - для того чтобы предприятие успешно  действовало на рынке;

качество - главный  инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого  раза, чем впоследствии исправлять ошибку;

качество ведет  к упрочению позиций фирмы  на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень  качества товаров становится решающим.

Понятие "качество" можно рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня - так называемое техническое качество формируется  на стадиях исследований, разработок и производства. Управление качеством  на этой стадии включает мероприятия  по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня - коммуникативное качество формируется  на стадиях пред - и послепродажного  обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред. О.И. Волкова. - М.: 2007. 

5. Система показателей качества продукции

Свойства продукции  могут быть охарактеризованы количественно  и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать  качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих  к нему непосредственное отношение  и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный  характер, поскольку установленные  и предполагаемые потребности могут  со временем меняться: то, что вчера  удовлетворяло потребителя, сегодня  может оказаться неприемлемым. Регламентация  принципов выбора системы показателей  отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный  раздел в управлении качеством - квалиметрию  Николаева М. А. Управление качеством. Учебник для вузов: - М.: 2008.

В зависимости  от числа характеризуемых свойств  показатели делятся на единичные  и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято  разделять на обобщенные (характеризуют  наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать  качество), интегральные (отражают соотношение  суммарного полезного эффекта и  суммарных затрат эксплуатации) и  индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются - в натуральных и  стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению  с базовым, эталонным или конкурирующим  образцом).

Информация о работе Виды качества