Виды качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 17:37, реферат

Краткое описание

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять

Вложенные файлы: 1 файл

еще реферат.docx

— 54.92 Кб (Скачать файл)

По характеризуемым  свойствам показатели качества делятся  следующие группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность). Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции.

Показатели технологичности  описывают оптимальное распределение  затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость). Показатели транспортабельности характеризуют  приспособленность продукции к  транспортировке без ее использования  и потребления. Примером может служить  продолжительность подготовки к  транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования  стандартных, унифицированных и  оригинальных частей в составе изделия. Пример - отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень  патентной защиты и патентной  чистоты продукции.

Эргономические  показатели отражают удобство и комфорт  эксплуатации (потребления). В эту  группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую  позу, правильную осанку и т.д.), физиологических  и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки  информации). Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных  воздействий на окружающую среду  при эксплуатации (потреблении) продукции. Они определяют уровень опасных  и вредных химических выбросов в  окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений  и др. Экономические показатели характеризуют  уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень  потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам  бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие группы:

* информационные (связаны с получением, переработкой  и передачей информации);

* материальные (включают обеспечение проведения  входного контроля сырья, материалов, полуфабрикатов);

* технико-технологические  (связаны с обслуживанием оборудования  и его состоянием);

* трудовые (показывают  квалификацию персонала, уровень  подготовки персонала в области  качества);

* организационные  (отражают применение прогрессивных  методов организации производства). 
 
 
 
 
 

6. Управление качеством

Управление любыми процессами является круговым циклом: планирование (plan, P) - осуществление ('do, D) - контроль (check, С) - управляющее воздействие (action, Л). Процесс управления качеством  также можно представить как  последовательность прохождения этих этапов. Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует  организовывать на основе семи комплексов мероприятий (рис.1) Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред. О.И. Волкова. - М.: 2007:

Рис.1. Цикл управления качеством продукции

1) идентификация  проблемы;

2) сбор и анализ  данных;

3) анализ причин;

4) планирование  и осуществление решения проблемы;

5) оценка результатов;

6) стандартизация;

7) подведение  итогов и переход к следующей  проблеме.

Управление качеством  продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать  система управления качеством продукции, представляющая собой организационную  структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые  для управления качеством Колесник А. А., Елизарова Л. Т. Теоретические  основы управления качеством продукции. - М.: 2007.

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, - процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы  качества распространяется на все этапы  жизненного цикла продукции, образуя  так называемую "петлю качества". "Петля качества" - модель взаимозависимых  видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения  потребностей до оценки их удовлетворения.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия.

Рис.2. "Петля  качества" на предприятии

Система качества должна охватывать все стадии "петли  качества" (рис.2) Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - /Под ред. О.И. Волкова. - М.: 2007:

* маркетинг,  поиск и изучение рынка;

* проектирование  и/или разработка технических  требований к продукции;

* материально-техническое  снабжение;

* подготовка  и разработка производственных  процессов;

* производство;

* контроль и  испытания;

* упаковка и  хранение;

* реализация  и распределение продукции;

* монтаж и  эксплуатация;

* техническая  помощь в обслуживании;

* утилизация  после использования изделия.

Система качества должна обеспечивать управление качеством  на всех участках "петли качества", участие всех работников в обеспечении  качества конечной продукции, взаимосвязь  деятельности по повышению качества с деятельностью по снижению затрат, обязательность выявления дефектов и устранения вызвавших эти дефекты  причин. 

7. Система качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО 9000

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено  все больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой  продукции становятся более требовательными  и ожидают высокий уровень  качества по низким ценам. В то же время  покупателей не устраивают лишь заявления  производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким  видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии  внедренной системы качества.

Национальные  стандарты в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и  создание методик сертификации таких  систем. За Великобританией последовали  и другие страны Европы. Однако настоящий  бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел  после издания в 1987 г. Международной  организацией по стандартизации группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством  и обеспечению качества. Стандарты  ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более  чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее  время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011.

В ИСО 9000 устанавливаются  единые международные стандарты  на систему управления качеством  в любой производственной или  сервисной компании. Стандарт применяется  именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного  процесса. Он содержит требования к  построению такой системы, которая  бы обеспечивала долговременное поддержание  и повышение качества.

Комплекс международных  стандартов ИСО 9000 содержит следующие  элементы Полховская Т. М., Карпов Ю. А., Соловьев В. П. Основы управления качеством  продукции. - М.: 2006:

* ИСО 9000-87 - общее  руководство качеством и стандарты  по обеспечению качества. Стандарт  дает толкование ключевых договорных  и недоговорных условий контрактных  поставок и раскрывает основные  принципы реализации политики  в области качества. Определяются  правила применения моделей систем  качества, излагаемых в стандартах  ИСО 9001 - 9003;

* ИСО 9001-87 - модель  системы качества для обеспечения  качества при проектировании  и/или разработке, производстве, монтаже  и обслуживании. В стандарте устанавливаются  требования в отношении системы  качества, если контракт, заключенный  между двумя сторонами, требует продемонстрировать способность поставщика разрабатывать и поставлять продукцию;

* ИСО 9002-87 - модель  системы качества для обеспечения  качества при производстве и  монтаже. В стандарте оговариваются  требования по качеству, если  контракт, заключенный между двумя  сторонами, требует демонстрации  возможностей контроля технологических  процессов, являющихся определяющими  для приемки конечного продукта;

* ИСО 9003-87 - модель  системы качества для обеспечения  качества при окончательном контроле  и испытаниях. Стандарт устанавливает  требования по качеству, если  контракт, заключенный между двумя  сторонами, требует демонстрации  способности! осуществлять контроль  и окончательные испытания, необходимые  для приемки конечного продукта;

* ИСО 9004-87 - общее  руководство и элементы системы  качества. В стандарте рассматриваются  элементы системы качества. Дается  руководство по общим принципам  разработки и внедрения системы  качества в условиях, не связанных  с контрактом. Стандарты не предусматривают  деление по отраслям, однако с  1993 г. в стандартах отражаются  следующие основные категории  продукции: технические средства (9004-1) программное обеспечение (9000-3) услуги (9004-2) технологии (9004-3).

К другим важнейшим  стандартам относятся:

ИСО 8402-86 - в стандарте  раскрываются термины и определения  в области качества;

ИСО 10011-92 - руководящие  указания по проверке систем качества;

ИСО 10012-92 - система  подтверждения метрологической  пригодности измерительного оборудования, управление процессом измерения;

ИСО 10013-94 - руководящие  указания для разработки руководства  по качеству.

Построение системы  качества - длительный процесс, который  ведется чаще всего с помощью  сторонней организации, - специализирующейся на оказании такого рода услуг. Сроки, необходимые для разработки документации системы качества, колеблются в зависимости  от многих факторов, среди которых  сфера деятельности предприятия, его  размер и организационная структура. В процессе разработки системы качества участвуют все сотрудники фирмы, их мнение учитывается в процессе разработки документации системы качества. Эта работа координируется ответственным  по качеству и специально созданной  рабочей группой. В процессе управления качеством решающую роль играет информация. Поэтому все мероприятия по управлению качеством должны быть задокументированы  и предоставлены для сотрудников.

Конечным итогом работы по созданию системы качества является комплект документации, состоящий  из документов трех уровней. Главным  документом системы качества является руководство по качеству, включающее содержание политики в области качества, границы применимости, а также  описание организационной структуры  предприятия с указанием ответственности  и полномочий. В руководстве по качеству находят отражение все предусмотренные стандартами ИСО 9000 элементы системы качества. Основными пользователями руководства по качеству является высший менеджмент и клиенты предприятия. Вторую ступень в иерархии документов системы качества занимают методические инструкции, в которых устанавливается, какие обязанности и кем, в какой последовательности будут выполняться для реализации элементов системы качества. Методические инструкции составляются для всех служб и подразделений предприятия. Подробное же описание выполнения отдельных видов деятельности по производству, сборке, монтажу, контролю и другим процессам содержится в рабочих инструкциях, указаниях по контролю, справочниках, которые составляют третий уровень в иерархии документации и предназначены для использования рядовыми сотрудниками предприятия. Документация системы качества должна соответствовать следующим требованиям: одинаковая структура для всех документов, общие колонтитулы, нумерация.

Информация о работе Виды качества