Всеобщее управление качеством (TQM)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
Задачи курсовой работы:
выяснить, что представляет собой концепция всеобщего управления качеством;
раскрыть цели концепции всеобщего управления качеством;
рассмотреть основные положения всеобщего управления качеством;
рассмотреть основные принципы и инструменты ТQM.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность TQM
2. Основные принципы TQM
3. Различия TQM и ISO 9000
4. Проблемы реализации TQM в России
Заключение
Список используемых литературных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР УК.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1. Понятие и сущность TQM

4

2. Основные принципы TQM

7

3. Различия TQM и ISO 9000

4. Проблемы реализации TQM в России

11

13

Заключение

16

Список используемых литературных источников

17

   
   

 

Введение

Проблема качества в  настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных тем, и интерес к ней неуклонно растет. Это связано с тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства, во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучия человека.

Качество – весьма сложная противоречивая и неочевидная  категория. Оно пронизывает все  стороны жизни людей, является важнейшим  стимулом деятельности каждого человека и общества в целом.

В большинстве стран  мира повышение качества стало национальной идеей в результате огромных усилий правительства, руководства фирм и  компаний, направленных на обеспечение  высокого качества продукции, услуг  и работ, процессов.

 Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название – всеобщее управление качеством.

Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции  Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).

Задачи курсовой работы:

    • выяснить, что представляет собой концепция всеобщего управления качеством;
    • раскрыть цели концепции всеобщего управления качеством;
    • рассмотреть основные положения всеобщего управления качеством;
    • рассмотреть основные принципы и инструменты ТQM.

 

 

  1. Понятие и сущность TQM

Стремление стимулировать  производство товаров, конкурентоспособных  на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название – всеобщее управление качеством.

В мировой практике концепция TQM начала формироваться в 1951 г. в результате введения в Японии премии Э. Деминга, а получила распространение, начиная с 70-х гг. XX в. Вместе с тем само понятие TQM и его концепция по-разному трактовались в различных странах, что приводило к существенным различиям в практическом использовании методов TQM. Так, например, в Европе TQM определялось как "культура организации производства, призванная отвечать запросам потребителей на основе непрерывного совершенствования". В восточных же государствах (Япония, Корея, Тайвань) — это философия руководства, предполагающая широкое использование данных, системную ориентацию и всеобщее управление, возглавляемое высшими руководителями. И до настоящего времени в разных странах используются различные подходы к практическому воплощению концепции всеобщего управления качеством.

Под всеобщим управлением  качеством продукции на предприятии  понимают подход к решению проблемы качества, основанный на участии всех членов предприятия в деле достижения долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и экономической выгоды для членов предприятия-изготовителя и общества в целом [8].

Существует и такое  определение: всеобщее управление качеством  – это концепция, предусматривающая  всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах реальности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей [3].

Принятая аббревиатура концепции «всеобщего управления качеством» – TQM (Total Quality Management).

Главными составными частями TQM являются (рис. 1) [7]:

    • TQC – всеобщее управление качеством;
    • QA – обеспечение качества;
    • QPolicy – политика качества;
    • QPIanning – планирование качества;
    • QI– улучшение качества.

Рисунок 1 – Основные составляющие TQM

TQC – это управление  качеством с целью выполнения  установленных требований, а TQM – это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции.

Концепция TQM охватывает все структуры предприятия, все  виды производственной деятельности и  направлена на использование материальных (технических) и человеческих ресурсов для наиболее эффективного удовлетворения потребностей потребителей, общества и сотрудников предприятия. Концепция TQM может быть использована в организации любого профиля деятельности и, как показывает международный опыт, способствует повышению качества результатов трудовой деятельности и улучшению финансовых показателей. На основании концепции TQM может быть построена система качества.

Главная идея TQM состоит в том, что  компания должна работать не только над  качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала.

Цель TQM: достижение долгосрочного  успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников  и общества.

Задачи TQM: постоянное улучшение качества путем регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок.

Тактика TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка.

Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления  данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты.

 

2. Основные принципы TQM

Рассмотрим основные принципы TQM, которые включают в себя следующее [4]:

1) постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности в целом следует рассматривать как неизменную цель любой организации. В этой области организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем. Цели и задачи основываются на результатах оценки степени удовлетворенности заказчика (полученной в ходе обратной связи) и на показателях деятельности самой организации. Улучшение должно сопровождаться участием руководства в этом процессе, а также обеспечением всеми ресурсами, необходимыми для реализации поставленных целей;

2) лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей. Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков. Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации;

3) вовлечение работников. Весь персонал – от высшего руководства до рабочего – должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Вовлечение работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности, улучшать качество выпускаемого продукта. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал. Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается синергический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей;

4) подход к системе как к процессу. Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Запланированный результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как единым процессом. Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия;

5) ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем;

6) системный подход к управлению. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей. Результативность и эффективность деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика. Только при системном подходе к управлению станет возможным полное использование обратной связи с заказчиком для выработки стратегических планов и интегрированных в них планов по качеству;

7) принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.;

8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Поэтому целесообразно налаживать с поставщиками взаимовыгодные отношения с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

      Эти  восемь принципов менеджмента  качества положены в основу  стандартов системы управления  качеством, входящих в серию  ИСО 9000. Влияние производства  выходит за рамки изучения  потребностей и строгого соблюдения  стандартов на производимую продукцию.  Когда политика руководства включает перечисленные принципы TQM, фирма способна эффективно функционировать в конкурентной среде. При стабильной работе предприятия, когда каждый из сотрудников, во-первых, представляет себе цели организации, во-вторых, понимает, что эти цели реалистичны и измеримы, усиливается и влияние всех заинтересованных сторон на фирму, так как от успехов фирмы зависит и их благополучие.

      Для  усиления заинтересованности в  деятельности предприятия всех  сторон, указанных в принципах  TQM, его руководству следует придерживаться следующих подходов к управлению:

      • политика, выработанная высшим руководством, должна быть стабильной хотя  бы на ближайший период;

      • политика  организации должна быть доведена  до каждого из сотрудников;

      • задачи, стоящие перед фирмой, следует формулировать доступным и простым языком. Выбранная той или иной организацией система управления во многом зависит от целей и задач, намеченных руководством, а также от номенклатуры выпускаемой продукции и конкретного практического опыта.

      Таким  образом, чтобы потребитель получал  качественную продукцию, необходима  система управления, позволяющая  учитывать интересы всех заинтересованных  лиц. Такой подход делает менее  конфликтным внедрение системы  качества во всей интегрированной цепи поставок. Внедрение предложенной системы может позволить руководителю производства:

  • управлять производством оперативно, при этом минимизируя риски;
  • избегать необоснованных потерь и минимизировать издержки производства;
  • получать оперативную информацию в реальном масштабе времени;
  • гибко управлять процессами.

Информация о работе Всеобщее управление качеством (TQM)