Всеобщее управление качеством (TQM)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 06:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в исследовании концепции Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management).
Задачи курсовой работы:
выяснить, что представляет собой концепция всеобщего управления качеством;
раскрыть цели концепции всеобщего управления качеством;
рассмотреть основные положения всеобщего управления качеством;
рассмотреть основные принципы и инструменты ТQM.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность TQM
2. Основные принципы TQM
3. Различия TQM и ISO 9000
4. Проблемы реализации TQM в России
Заключение
Список используемых литературных источников

Вложенные файлы: 1 файл

КР УК.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Различия TQM и ISO 9000

В большей степени  подходы TQM изложены в МС ИСО 9004:2000, являющемся методическим пособием по применению системы качества. МС ИСО 9001:2000 содержит минимум требований для удовлетворения запросов потребителей. Но все же между стандартами ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий, которые приведены в таблице 1:

Таблица 1 – Различия TQM и ISO 9000 [6]

ISO   9000

TQM

Нет необходимости фокуса на определенного потребителя;

Фокус на определенного  потребителя

Не интегрировано в  корпоративную стратегию

Интегрированная стратегия  компании

Фокус на технические  системы  и  процедуры

Фокус на философию, концепции, инструменты  и  методологию

Вовлеченность всех сотрудников не обязательна

Подчеркивает необходимость  вовлечения всех сотрудников

Не фокусирует на непрерывном  улучшении

Непрерывное улучшение  и   TQM являются синонимами, в результате чего TQM  представляется непрерывным  и не оканчивающимся путешествием в качество

   

Продолжение табл. 1 – Различия TQM и ISO 9000

Ответственность за качество должна быть определена  и  документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества

Каждый сотрудник ответственен за качество

Возможность фокуса на подразделения

Организация всех подразделений, функций  и  уровней

В основном статичен

Подразумевает изменение  процесса  и культуры


Основное отличие состоит в том, что стандарты ISO в первую очередь направлены на снижение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда будет достигнут некий уровень качества.

 

4. Проблемы TQM в России

Внедрение всеобщего управления качеством в России зачастую сопровождаются целым рядом проблем [5]:

1) во-первых, стоит отметить эволюционный разрыв в 50 лет. На западе философия качества последовательно прошла этапы отбраковки, контроля качества, гарантии качества и приняло форму всеобщего управления качеством. Причем основной движущей силой этого развития был и остается потребитель. Именно борьба за потребителя заставляла менеджеров искать новые подходы в бизнесе, чтобы максимально удовлетворить потребности своих клиентов наивысшим качеством. В административно – командной системе Советского Союза спрос и предложение были предметом государственного планирования, конкуренция между производителями отсутствовала. Наследство советской системы можно перебороть также только эволюционным путем. Преимущество настоящего положения России в том, что путь может быть гораздо короче, т.к. накопленные мировые знания, опыт, а также ошибки и неудачи уже известны. Кроме того, Россия располагает обширной теоретической и методологической базой в области качества советского периода. Однако этот опыт таит в себе следующий подводный камень;

2) в качестве второй проблемы можно выделить разницу в расстановке акцентов в понимании качества. Развитие систем качества в Советском Союзе носило региональный характер, поэтому предлагаемые подходы ассоциировались с местом их разработки: БИП – Саратов, КАНАРСПИ – Горький, СБТ и КСУКП – Львов, НОРМ – Ярославль, КСУКП и ЭИР – Днепропетровск, КСПЭК – Краснодар. При производстве потребительских товаров в условиях планово – распределительной системы качество означало соответствие стандарту. Такое понимание крепко осело и до сих пор превалирует в головах российских управленцев и заставляет их думать, что параметры качества устанавливаются или регулирующими органами, или производителем. Сегодня это серьезная ошибка. Воспитание культуры качества, основанной только на стандартах, особенно в политико-экономических системах несет за собой определенные риски. Такая психология в рыночной системе может привести к тому, что компания будет производить качественные с ее точки зрения продукты, которые не будут находить спроса. Кроме того, советским системам качества присущи следующие недостатки, которые не позволяют рассматривать эти подходы как современную альтернативу TQM: ограниченность сферы действия, отсутствие ориентации на потребителя, экономическая незаинтересованность предприятий, несистемный подход к системе;

3) в-третьих, стоит отметить недостаточность специалистов в области качества. В советское время эти специалисты имели исключительно техническое образование, однако, современный менеджмент качества давно вышел за рамки математики и статистики. Нынешние требования к специалисту в области качества дополняются знаниями экономики и менеджмента. Недостаток комплексной теоретической и методологической базы по вопросам управления в целом и управления качеством в частности, как у зрелых, так и у начинающих специалистов в области качества, таит в себе очередное препятствие для внедрения TQM в России;

4) в-четвертых, к проблемам внедрения TQM в России следует отнести использование современных методов совершенствования. Такие подходы как ИСО 9000, премии в области качества, самооценка вводятся искусственно в российский бизнес, что вызывает проблему адаптации западных подходов. Руководители, с одной стороны, понимают, что менять философию необходимо, с другой стороны, существует масса барьеров: незнание, как и что, менять, сопротивление работников, непонимание коллег и партнеров по бизнесу.

Также хотелось бы отметить, что российские производители больше внимания уделяют исследованию рынка  и привлечению новых клиентов, но так и не научились их удерживать. Еще один фактор, связанный с удовлетворением  потребителей – это одностороннее  восприятие клиентов – только как конечных покупателей продукта или услуги. Концепция внутреннего потребителя, когда следующий процесс является потребителем предыдущего, не используется в большинстве российских организаций, т.к. компании редко рассматривают свою деятельность как совокупность процессов. Но именно процессный подход является одним из основных принципов TQM.

Но следует заметить, что уже в советские времена появились компании, которые в своей деятельности, осознанно или нет, использовали основные элементы современных систем управления качеством.

 

Заключение

В результате проделанной  курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

1) всеобщее управление качеством ставит главной целью изменение культуры организации до состояния, когда каждый работник будет заботиться не просто о выполнении запросов потребителя, а о том, как можно превзойти ожидания потребителя;

2) всеобщее управление качеством предполагает такой подход, который предполагает взаимодействие и с поставщиками, и с потребителями. Здесь также следует применять соответствующие системы управления и методы обеспечения качества, чтобы изыскать возможности для дальнейшего совершенствования работы и извлечь для них дополнительную пользу;

3) всеобщее управление качеством требует значительного участия руководства, но в то же время должны находиться пути для подключения всех сотрудников и их идей.

Таким образом, всеобщее управление качеством – это система взглядов, в которой качество считается источником преимущества в конкурентной борьбе. Стремление к качеству улучшит работу всей организации. Над качеством нужно работать стратегически. Это требует всеобщей, в масштабах всей организации, приверженности таким взглядам на долговременной основе.

 

Список используемых литературных источников

  1. Википедия − свободная энциклопедия − http://ru.wikipedia.org;
  2. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов/ Глудкин О.П., Горбунов Н.М., Гуров А.И, Зорин Ю.В.; / Под ред. Глудкина О.П. - М.: Радио и связь, 2005
  3. Ефимов В.В. Управление качеством DOCX. Учеб. пособие. -Ульяновск: УлГТУ, 2005
  4. Левкина Е. В., Михеева С. В. Шпаргалка по управлению качеством. М.: Аллель, 2008
  5. Маслов Д.В., Ватсон П., Белокоровин Э.А. Всеобщее управление качеством в России - труден путь к совершенству // «Качество. Инновации. Образование» №4, 2004
  6. Открытый портал стандартов − http://www.standard.ru
  7. Стандартизация системы менеджмента качества − http://www.standartization.com
  8. Фомичев С.К., Старостина А.О., Скрябина Н.И. Основы управления качеством. — Киев: Издательство МАУП, 2002

 


Информация о работе Всеобщее управление качеством (TQM)