Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 06:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить документацию системы менеджмента качества и методику ее составления.
Задачи курсовой работы:
- Изучить теоретические основы документирования СМК;
- Разобрать и проанализировать существующую документацию СМК на предприятии ООО «Быстрый-сервис»
- Предложить рекомендации Изучить сущность и порядок составления документации систем качества.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки документации СМК. 5
1.1. Структура и виды основных документов СМК. 5
1.2. Методические основы разработки документации СМК. 11
Глава 2. Анализ документации СМК на примере ООО «Быстрый-Сервис» 18
2.1 Общие характеристики предприятия 18
2.2. Документация СМК на предприятии и ее анализ 19
2.3 Выводы и рекомендации по разработке и совершенствованию документации СМК. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного функционирования организация должна определить многочисленные взаимосвязанные виды деятельности и управлять ими.
Материальной основой в управлении качеством выступает документирование процессов, положений, правил установленных в организации. Семейство стандартов ИСО 9001 требует документирования системы менеджмента качества организации.
Так как документация СМК является источником, устанавливающим и закрепляющим полномочия и ответственность деятельности всего предприятия, отдельных подразделений и каждого работника, необходимо ее правильное и грамотное составление.
При документировании системы менеджмента качества каждая организация свободна в выборе количества и состава документов, которые ей необходимы для того, чтобы продемонстрировать эффективное планирование, функционирование, управление и постоянное улучшение системы менеджмента качества и ее процессов.
Документация системы менеджмента качества может распространяться на всю деятельность организации или на отдельные аспекты этой деятельности, например, на конкретные требования, зависящие от вида продукции, характера, процессов, условий контракта, регламентов, установленных государством или самой организацией.
Актуальность данной темы безусловна, т.к. рынок и товаров и услуг уже перенасыщен и в борьбе за клиента необходимы более совершенные и универсальные средства. Таким средством и является СМК, которая ставит своей целью контроль и совершенствование качества услуг, товаров.
Цель курсовой работы – изучить документацию системы менеджмента качества и методику ее составления.
Задачи курсовой работы:
- Изучить теоретические основы документирования СМК;
- Разобрать и проанализировать существующую документацию СМК на предприятии ООО «Быстрый-сервис»
-
Предложить рекомендации Изучить сущность
и порядок составления документации систем
качества.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки документации СМК.
1.1. Структура и виды основных документов СМК.
Создание и функционирование системы управления качеством, ее элементы, требования, положения, распределение функций, ответственности, прав и обязанностей, взаимодействие подразделений по управлению качеством и т.п. в соответствии с принципами системного управления и МС ИСО следует документально оформлять.[5, 276]
Состав
и содержание документов, характеризующих
процессы системы управления качеством,
следует разрабатывать и
Применительно к предприятию весь комплекс документации системы менеджмента качества, помимо политики в области качества, следует разделить на основополагающие, общие и специальные документы.
Основополагающие должны определять принципы построения, содержания и функционирования системы управления качеством в целом и ее отдельных подсистем в соответствии с разработанной политикой в области качества, целями используемых на предприятии.
Общие документы регламентируют общесистемные вопросы, например общее руководство по качеству, проведение совещаний по качеству, организацию работ групп качества. Специальные документы включают документированные процедуры выполнения различных процессов управления качеством. Сюда же следует отнести другие рабочие документы по качеству (методические указания, инструкции, формы, записи и т.п.).[5, 280]
По существу, основополагающие и общесистемные документы должны составлять комплекс документов уровня А, а специальные, в зависимости от предназначения, - уровней В и С.
Документы уровня В определяют требования к деятельности отдельных подразделений, обеспечивающих функционирование элементов системы. Документы уровня С представляют собой рабочие документы, детально определяющие порядок процессов обеспечения качества и управления качеством (процедуры, инструкции, технологические карты, формы и т.п.).
Известен и другой известный типичный иерархический состав документации систем управления качеством: первый уровень — общее руководство, которое описывает систему в целом в соответствии с политикой и целями в области качества; второй уровень — документированные процедуры системы, описывающие процессы управления качеством в подсистемах и подразделениях; третий уровень — другие рабочие документы, включающие методические указания, инструкции, записи и т.п. [5, 280]
Видов документов в практике управления качеством в частности и управления в целом встречается довольно много. Совокупность взаимоувязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности ( в том числе по какой-либо проблеме, задаче, вопросу, отрасли, предприятию и т.п.), обычно представляется как система документации. В литературе часто системы документации, в зависимости от отнесения их к определенным сферам и видам деятельности, классифицируются следующим образом:
• по сфере деятельности — научная, техническая, экономическая, социальная, правовая, политическая;
• по виду деятельности — научно-исследовательская; конструкторская; опытно-испытательная; технологическая; проектная; технического регламентирования; эксплуатационная; изобретательская;
программного
обеспечения; учебная; методическая; организационно-
расчетно-денежная; финансовая; торговая; бухгалтерская; логистическая; социального обеспечения; отчетно-статистическая; первично-учетная; законодательная и др.).
Существует стандартизованное понятие нормативная и техническая документация, которое определяет ее как документы, устанавливающие требования (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001).
Нормативная документация относится к процессам и продукции. При этом таким нормативным документом может быть технический регламент, документированная процедура, технологическая документация на процесс, методика испытаний и т.п., а в общем случае ее часто называют нормативно-технической (НТД) и нормативно методической (НМД) документацией.
Применительно к системе управления качеством документационное обеспечение представляет собой комплекс мер по созданию разнообразных видов документов на различных материальных носителях, обеспечивающих эффективное функционирование данной системы, и работ с готовыми документами (прием, распределение, регистрация, контроль исполнения, справочная работа, формирование дел, хранение и использование, а также документооборот, т.е. движение документов в системе, начиная от создания и до выхода их из оборота).
Документация системы менеджмента качества включает:
1) политику и цели в области качества;
2) руководство по качеству;
3) документированные процедуры;
4) рабочие инструкции;
5) формы;
6) планы по качеству
7) технические условия;
8) действующую документацию;
9) записи
Для выявления основополагающих документов и в целях наглядности на рис.1.1. ниже на рис.1 приводится типовая иерархическая структура документов СМК:
Рис. 1.1. Типовая структура документации системы качества
Уровень1: Руководство по качеству
Обычно Руководство содержит политику в области качества и краткий обзор системы качества с указанием того, что делается для соответствия требованиям стандарта со ссылками на процедуры системы качества.
Уровень 2: Процедуры, в которых описано, что делается и зачем, где, когда, как и кем выполняется действие.
Уровень 3: Рабочие инструкции разъясняют сотрудникам выполнение конкретных действий и находятся в зависимости от процедур.
Уровень 4: Формы и документы внешнего происхождения, «встроенные» в систему. Сюда относятся специальные формы для необходимых данных, норм регламентирующих и законодательных документов.
Степень документирование систем менеджмента качества разных организаций может различаться в зависимости от:
a) размера и вида деятельности организации;
b)
сложности и взаимодействия
c) компетентности персонала.
Документация системы менеджмента качества может быть представлена в любой форме и на любом носителе.
Документирование на электронных носителях имеет следующие преимущества:
1) постоянный доступ уполномоченного персонала к актуализированной информации;
2) доступ и внесение изменений легко обеспечиваются и контролируются;
3) распространение и контроль могут осуществляться при первой необходимости путем распечатки копий;
4) доступ к документации отдаленных подразделений;
5) простота и эффективность аннулирования устаревших документов.
Ниже представлена таблица (табл. 1.1.). с пояснениями по каждому виду документа.
Таблица 1.
Основные виды документов, наиболее часто используемые
в системах управления качеством, и их характеристика
(с
учетом ГОСТ Р ИСО 9000-2001) [5, 282]
Вид
документа |
Характеристика и пояснения к документу |
Политика
в области качества |
Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством (по ГОСТ Р ИСО 9000 -2001). Политика в области качества определяется, формируется и документируется высшим руководством организации. Она должна быть согласована с общей политикой всей организации. В соответствии с примечанием в словаре, приведенном в ГОСТ Р ИСО 9000-2001, данная политика обеспечивает постановку целей в области качества. |
Спецификации | Документы, устанавливающие
требования к руководствам
по качеству и планам качества (по ГОСТ Р ИСО 9000- 2001) |
Руководство
по качеству |
Документ, определяющий
систему менеджмента качества
организации (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001) |
Процедура | Установленный
способ осуществления деятельности или
процесса
(по ГОСТ Р ИСО 9000 2000 |
Стандарт
предприятия (организации) |
Документ обязателен
только для ограниченного срока
действия или без ограничения для предприятия (организации), утвердившего его. |
План качества | Документ, определяющий какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту (по ГОСТ Р ИСО 9000—2001). План качества, обычно являющийся результатом выполнения функции планирования, может содержать ссылки на некоторые разделы руководств по качеству или процедуры. |
Целевая
программа «Качество» |
Адресный документ,
содержащий цели и задачи в области
качества, достижение которых должно обеспечиваться взаимосвязанными по срокам, ресурсам и исполнителям заданиями и комплексом мероприятий маркетингового, социального, организационного, экономического, финансового, научно-технического и производственного характера. |
Запись | Документ, содержащий
достигнутые результаты или свидетельства
осуществленной деятельности (по ГОСТ
Р
ИСО 9000-2001) |
Другие
виды
документов |
Регламенты, положения,
инструкции, функциональные
матрицы, программы, методики, оперограммы, отчеты, формы и т.п. |
Информация о работе Документация системы менеджмента качества и методика ее составления