Квалиметрия – наука об измерении качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – оценка роли и значения квалиметрии в теории и практике управления качеством.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Квалиметрия — наука об измерении качества продукции………….5
1.1. Общее представление о квалиметрии ……………………………………..9
1.2. Принципы и задачи квалиметрии………………………………………….14
1.3. Классификация квалиметрии……………………………………………....16
1.4. Статусы квалиметрии, как науки…………………………………………..19
1.5. Методология определения и оценивания качеств………………………...20
1.6.Показатели качества………………………………………………………....22
1.7. Методы квалиметрии, используемые для оценки качества……………...24
Глава 2. Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии…..32
2.1. Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров……………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Квалиметрия.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

4. Метод интегральной оценки уровня качества находится как частное от деления значения интегрального (итогового, комплексного) показателя качества объекта на соответствующее базовое значение.

5. Метод экспертной оценки уровня и показателей качества объекта основан на использовании обобщенного опыта, квалификации и интуиции экспертов (специалистов в конкретной области знаний).

Показатели качества услуг можно классифицировать как количественные и качественные. К количественным относятся такие показатели, как время ожидания и предоставления услуги, надежность ее оказания, полнота оказания услуги и т. п. Качественные показатели – это доступность, чуткость, вежливость, доверительность, компетентность, коммуникабельность, эффективность контактов исполнителей и клиентов и т. п.

В настоящее время используют следующую классификацию показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов. Установление номенклатуры показателей зависят от предназначения продукции, целей ее квалиметрической оценки, областей ее реализации и т.п. Если продукция предназначена для поставки за рубеж, она должна соответствовать не только требованиям контракта или ТУ на поставку, но и требованиям международных стандартов (ИСО, МЭК, МАК, морского регистра и т.д.), а также иметь патентную защиту или соответствующие лицензии патентовладельцев.

На рис. 4 показана укрупненная классификация показателей, используемых при квалиметрических оценках.

 

 

 

 

Рис. 4. Укрупненная классификация показателей.

Прямоугольник (рис.4) включает в себя:

1.      Характеристик свойств. Название, надежность, конструкционные особенности, технологичность, экономичность и конкурентоспособность, экологичность и безопасность, эргономичность и эстетичность, соответствие стандартам, патентную защищенность и т.д.

2.      Количество свойств. Единичные свойств изделия или комплексные (групповые, интегральные, обобщенные).

3.      Стадия определения прогнозируемые свойства, проекторные, производственные, эксплуатационные свойства.

4.      Способ выражения. Свойства безразмерные, натуральные, выраженные в единицах стоимости.

              Дадим кратное описание характеристики свойств.

1.Показатели назначения  - характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции и область ее применения. Они подразделяются на следующие показатели:

      социального назначения - общественной целесообразности выпуска продукции, социального адреса и потребительского класса продукции, ее соответствия оптимальному ассортименту, требованиям моды, сезонности, сопутствующих социальных эффектов;

      функционального назначения – совершенство выполнения продукцией основной функции (безопасность, полезный эффект потребления, выполнение утилитарных и эстетических функций), универсальность применения (широта диапазона, условий и возможность применения и использования продукции), выполнения неосновных функций.

2.Показатели надежности – само понятие надежности, как свойства продукции сохранять за установленное время значение всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в условиях применения, технического обслуживания, хранения, показывает что, оно является сложным свойством. Чаще всего рассматривают единичные свойства безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости. Такие понятия, также входящие в определение надежности, как устойчивость работы, процессная управляемость, живучесть при внешних воздействиях, большинством авторов рассматривается отдельно и, более того, утверждается, что они не имеют отношения к надежности. Сама характеристика надежности довольно трудна для представления, так как она носит статистический характер.

3.Показатели технологичности - характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при создании и восстановлении объектов.

            Например, для продукции это - коэффициент сборности (Ксб):

Qс – количество специфицируемых составных частей;

Qo – общее число составных частей.

Показывает каков удельный вес составных частей, для которых существуют отработанные технологические процессы.

- коэффициент использования материала (Ки.м.):

 

Qm – суммарный вес материала изделии;

Qизд – общий вес материала в изделии;

- удельная трудоемкость:

T – общая трудоемкость производства;

В – основной показатель качества продукции (имеющий наибольшее значение - вес);

Коэффициент использования рациональных материалов, а также удельные показатели трудоемкости производства.

        Коэффициент сборности изделия характеризует простоту монтажа изделия и показывает, какую часть от общего количества составных частей изделия составляют специфицируемые составные части. В тех случаях, когда составные части существенно отличаются друг от друга по весу или по стоимости определяют коэффициент сборности соответственно отношением веса специфицируемых составных частей к общему весу изделия или стоимости специфицируемых составных частей к стоимости изделия в целом.

Qсб – количество специфицируемых частей;

Q – общее количество составных частей.

            Если в конструкции изделия технически и экономически выгодно шире применять отдельные виды материалов, то определяют коэффициент использования рациональных материалов. Он показывает какую часть от общего веса изделия Qизд составляет суммарный вес данного материала Qм:

 

Удельные показатели трудоемкости производства определяются как отношение общей трудоемкости производства к одному из основных параметров, относящихся к показателям назначения.

4.      Показатели экономичности и конкурентоспособности – в рыночных условиях эта характеристика становится одной из определяющих. Ведь даже самый успешный экспортный сектор российской экономики, дающий 17,5% ВВП за счет усилий 4% трудоспособного населения, выигрывает только за счет низкой цены природных ресурсов и труда, т.е. практически остается конкурентоспособным по отношению к  мировому рынку. Ограниченность инвестиции заставляет искать рациональные решения в Парето - оптимальном множестве, снижая стоимость продукции и эксплуатационные расходы при сохранении или даже повышении характеристик качества. При этом, никоим образом нельзя решать проблему экономичности, снижая только внутренние издержки организации. Необходимо помнить, что при расчете экономичности необходимо учитывать все три составляющие потерь, а именно: организация (производитель) – потребитель – общество. 

5.      Экологичность и безопасность – свойство экологичности проявляется в системе: человек-среда-объект и приобретает все большее значение для общества  целом. Недавно утверждены стандарты ИСО 14000 по экологическому мониторингу, гармонизированные по принципам менеджмента качества со стандартами ИСО 9000. Требования по экологичности включают в себя нормы по предельно допустимым характеристикам загрязнения окружающей среды и определяют меры борьбы с нежелательными воздействиями. Требования по безопасности можно разделить на две группы:

- Безопасность и производственная санитария, предусматривающие защиту работающих от воздействия опасных и вредных физических факторов и нервно-психических перегрузок при производстве или эксплуатации.

- Безопасность самой продукции для потребителя (электрическая, шумовая, вибрационная, химическая, радиационная и т.п.). закон о техническом регулировании предусматривает именно эту составляющую безопасности.

              6. Эргономичность и эстетичность – свойство эргономичности включает в себя антропометрические и психофизиологические требования. Антропометрические требования учитывают соответствие размеров конструкции радиоаппаратуры размерам частей тела и рабочей позы среднестатистического оператора. Психофизиологические требования должны учитывать физиологические свойства человека. К ним можно отнести число индикаторов на пульте управления, их цвет, возможность слуховой и осязательной реакции оператора и т.д., то должно снизить утомляемость и снижение скорости реакции. Эстетичность и дизайн в последнее время приобретает все большое значение, так как довольно часто российские товары, имея лучшие технические характеристики, но непривлекательный внешний вид, становятся не конкурентоспособными.             

              7.  Соответствие стандартам – это требование не только заставляет полностью соответствовать международным стандартам, что особенно важно в преддверии вступления в ВТО, но и предусматривать опережающие требования отрасли, выбирать прогрессивные методы учета показателей, включаемых в стандарты, предусматривать унификацию решений и т.д.

              8. Патентная защищенность – новые решения (ноу-хау) представляет собой промышленную способность с исключительным правом на нее предприятия разработчика. Однако это право надо защитить в соответствии с нормами международного права. Если до получения приоритета в виде российского патента или патентов стран, куда предполагается поставка продукции, суть решения стала известна неопределенно широкому кругу лиц, то патентная защита отсутствует. В этом случае продукция теряет свою привлекательность и может послужить поводом для привлечения к судебной ответственности в связи с отсутствием лицензии на ее изготовление. Предметом защиты являют полезные модели, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки. Охраноспособной признается одна из упомянутых категорий при нахождении новизны, существенных отличий, полезности и должного юридического оформления.

Аналогичен подход к системам качества (технологическим, производственным, корпоративным, общефирменным, конкретного предприятия или его подразделения). По сути дела эффективная оценка объектов является важнейшим фактором, определяющим их конкурентоспособность и ее повышение в рыночных условиях.

Квалиметрия позволяет сравнивать системы управления качеством на отечественных предприятиях с аналогичными системами за рубежом, в том числе самыми передовыми аналогами мирового уровня, выявлять, в чем наши предприятия недорабатывают и над чем необходимо работать далее, в перспективном периоде, как совершенствовать процессы управления качеством [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

КАЧЕСТВА ПИЩЕВОГО СЫРЬЯ  В КВАЛИМЕТРИИ

 

Изучением количественной характеристики качества пищевых продуктов, т.е. совокупности их свойств и ценности для человека, занимается особая отрасль знаний - квалиметрия. Методы квалиметрии:

1) инструментальный, основанный на использовании средств измерений;

2) расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами;

3) статистический, использующий правила прикладной математической статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов;

4) органолептический, основанный на анализе восприятий органов чувств без применения технических измерительных средств;

5) экспертный, учитывающий мнение группы специалистов-экспертов;

6) социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции;

7) комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.

Для определения качества пищевого сырья применяются следующие методы.

Органолептическими методами определяют качество про­дуктов с помощью органов чувств — обоняния, осязания, вку­са, зрения и слуха.

Перед органолептическим исследованием продуктов про­веряют их упаковку, маркировку, внешний вид. Органолептические методы позволяют установить качество продукта по таким показателям, как форма, цвет, состояние поверхности, вкус, запах, консистенция. Определение этих показателей тре­бует необходимых навыков, знаний и большого практического опыта, особенно при оценке вкуса и запаха (дегустации) про­дуктов. Дегустация проводится в светлом помещении с со­вершенно чистым, свободным от посторонних запахов возду­хом. Температура помещения должна быть в пределах 15— 20° С. Перед каждым определением вкуса необходимо поло­скать рот чистой водой или прожевать кусочек хлеба, кото­рый адсорбирует вкусовые вещества, остающиеся в полости рта от предыдущего испытания. Пробу не глотают, а лишь держат во рту до определения вкуса.

Для более объективной органолептической оценки каче­ства масла коровьего, сыров сычужных твердых и некоторых других продуктов пользуются 100-балльной системой, при которой на вкус и запах отводят 45—50 баллов, а в зависимо­сти от обнаруженных недостатков, с общего количества бал­лов делают соответствующие скидки и по сумме баллов су­дят о сорте продукта и его соответствии требованиям стан­дарта.

Большинство действующих систем балльной оценки имеют недостатки: в разных системах один и тот же показатель оценивается разным числом баллов; некоторые показатели (внешний вид, упаковка и др.) в одних системах значатся, в других - нет.

Каждый рассматриваемый критерий конкурсной заявки или показатель, характеризующий квалификацию поставщика, получает оценку в баллах по десятибалльной шкале. С этой целью значения анализируемого критерия (показателя) в натуральных единицах измерения ранжируется для всех поставщиков. Худшему значению критерия (показателя) присваивается один балл, лучшему - десять баллов. Применение метода интерполяции в интервале 1-10 баллов позволяет определить балльное значение критерия (показателя) для каждого вида продукции.

Информация о работе Квалиметрия – наука об измерении качества продукции