Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценка роли и значения квалиметрии в теории и практике управления качеством.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Квалиметрия — наука об измерении качества продукции………….5
1.1. Общее представление о квалиметрии ……………………………………..9
1.2. Принципы и задачи квалиметрии………………………………………….14
1.3. Классификация квалиметрии……………………………………………....16
1.4. Статусы квалиметрии, как науки…………………………………………..19
1.5. Методология определения и оценивания качеств………………………...20
1.6.Показатели качества………………………………………………………....22
1.7. Методы квалиметрии, используемые для оценки качества……………...24
Глава 2. Методы определения качества пищевого сырья в квалиметрии…..32
2.1. Использование квалиметрических методов при оценке качества сыров……………………………………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……
- У специалистов возникает вопрос, чем квалиметрия отличается от других научных дисциплин, схожих по методам исследования (исследование операций, анализ иерархий, теория полезности). В качестве возражения отметили, что монография Т. Саати по теории исследования иерархии вышла через 8 лет после появления в СССР первых публикаций по квалиметрии и практически является частным случаем теории квалиметрии. Теория полезности и квалиметрия – две разные науки, это убедительно доказано Г.Г. Азгальдовым [4].
- Ставится под сомнение принципиальная возможность выражать одним комплексным показателем многообразие, различных по физическим характеристикам, свойств продукции. Это утверждение также является несостоятельным [5].
Тем не менее, квалиметрия является междисциплинарным инструментом исследования. В СССР проводилась большая работа по внедрению квалиметрических оценок, было подготовлено постановление правительства о широком внедрении методов квалиметрии, но наступил 1991г., и все рухнуло. В настоящее время внедрение методов квалиметрии идет крайне медленно.
Отметим основные причины, сдерживающие развитие квалиметрии:
- Отсутствует научно-организационная структура.
- Нет печатного органа.
- Количество практических методик оценки качества крайне ограничено и явно отстает от потребностей производства из-за неосведомленности специалистов или отторжение со стороны управленцев.
- Сами методики не учитывают специфики разрабатываемых изделий и не могут претендовать на роль объективного судьи. В квалиметрических задачах надо решать задачи ранжировки и оценивания, с первой – методики справляются, а со второй – не очень.
Рассмотрим кратко потенциальные возможности методов квалиметрии:
1. Уточнение социально-экономической информации.
Любой процесс оценивается количеством единиц продукции, полными затратами на единицу продукции, качеством одной единицы. Первая компонента учитывалась всегда, методики оценки второй постоянно совершенствуются, третья компонента практически не учитывается. Учет количественных характеристик качества позволит уменьшить погрешность расчетов при принятии решения в задачах:
- совершенствование механизма ценообразования, влияющего на величину национального дохода, объема валового национального продукта, темпов изменения роста народного хозяйства и т.д.
- определение уровня развития отдельных отраслей по сравнению с мировыми достижениями.
- количественного выражения уровня и качества жизни населения.
2. Повышение эффективности управленческих решений.
Качество принимаемого решения зависит от числа рассмотренных вариантов и способности выбрать из них лучший. В этом направлении прекрасным помощником являются средства информационных технологий, в частности, метод имитационных испытаний.
3. Повышение эффективности работы.
Методы квалиметрии могут быть применены для оценки качества труда по регламентированной системе показателей: повышение темпов роста производства, обеспечение принципа постоянного улучшения [1].
При использовании квалиметрии для решения многоаспектных задач всегда возникает два вопроса:
- Нужно ли проводить в конкретном случае квалиметрическую оценку?
- Можно ли провести эту оценку?
Первые случаи оценки качества известны с давнего времени, так гончары острова Крит (XVв. до н.э.) маркировали свои изделия специальном знаком. Древнейшим примером экспертизы является дегустация вин. Уже в 1549г. в Падуанском университете появилась первая кафедра товароведения. В конце XIX в. Появилась оценка продукции с помощью баллов. Впервые в России аналитический метод конструкции предложил известный кораблестроитель – академик А.Н. Крылов. В 1979г. ГОСТ 15467 «Управление качеством продукции» ввел термин «Квалиметрия» - отрасль науки, изучающая методы измерения и количественной оценки показателей.
Во введении уже было отмечено, что спор о первичности метрологии и квалиметрии до сих пор не привел к каким-то четким выводам и напоминает старую схоластическую задачу о том, что раньше появилось курица или яйцо. Рассмотрим более подробно этимологию этих двух понятий.
Метрология – наука об измерениях, методах достижения их единства и точности (metron – мера, logos-учение), речь идет о количественных измерениях. Еще до нашей эры египтяне и китайцы для измерений пользовались подручными средствами: карат – семя боба, горошина; гран – зерно; пядь – расстояние между большим и указательным пальцами, и естественными мерами: мина – скорость вытекания 500г. воды из сосуда; время – кратное периоду смены времен года и т.д.
Квалиметрия – наука о количественных измерениях характеристик качества (quails – какой по качеству, metreo - измеряю). Речь идет об альтернативных характеристиках, большинство из которых не могут быть измерены непосредственно, а определяются сравнением (хуже – лучше, больше - меньше). Первоначально эти науки существовали раздельно. Процесс познания всегда объединял оценку окружающей нас действительности (материальное начало) и трансформацию этой оценки в умах исследователя в интересах общества или отдельных групп (субъективное – идеальное начал). В философии материальное и идеальное рассматривается как реальности, находящиеся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении.
В настоящее время сфера идеального представляет собой информационное поле, а точнее, взаимодействие полей. Сложность объекта познания приводит к понятию системности всего сущего и необходимости системного подхода [8-10]. Информационное поле состоит из различных потоков информации, создающих не только само поле, но и информационный образ объекта, а именно:
- Поток внешней информации в виде книг, баз данных, результатов в фундаментальных исследований и т.д.
- Поток внутренней информации в виде расчетов, результатов компьютерного моделирования, экспериментов, опыта и навыков исследователей и т.д.
- Поток сигналов управления в виде маркетинговой и таргетинговой информации, управляющих воздействий менеджмента (анализ, выработка и принятие решений, реализация решений и контроль).
Интеграция этих потоков создает информационный образ объекта, существующих в условиях противодействия среды. Сама среда состоит из множества сфер: физической, биологический, психологической, технической, экономической, социально-политической и информационной. В табл. 1 приведены без комментариев упомянутые сферы:
Таблица 1
Компоненты базиса и сфер [8]
Наименование сферы | Компоненты базиса | Компоненты сферы |
Физическая (физиоценоз) | Составляющие материи: движение, энергия, информация | Физические объекты: частицы, атомы, тела, вакуум |
Биосфера (биоценоз) | Атмосфера, почва, гидросфера | Животные, растения, микроорганизмы |
Психическая (психоценоз) | Физические ощущения (сенсоры), действия (эффекты), нервная система | Подсознание, сознание, сверхсознание |
Техническая (техноценоз) | Физические, интеллектуальные, биологические ресурсы | Сельское хозяйство, промышленное производство |
Экономическая (экоценоз) | Потребляемые ресурсы, средства производства, продукция | Рынок труда, товаров, капитала |
Социально-политическая (социоценоз) | Общественное сознание, экономические, демографические ресурсы | Граждане, их объединения, органы власти |
Информационная (информоценоз) | Технологические, экономические, интеллектуальные ресурсы | Наука, искусство, религия |
Все эти сферы взаимосвязаны, более того, проникают друг в друга и взаимообусловлены. Все это приводит к необходимости проводить квалиметрические оценки и принимать решения в условиях нечеткости и размытости, как исходных данных, так и целевых посылок. Сами сферы содержат многие компоненты и основываются на определенном базисе.
Объекты познания, независимо от того принадлежат они к материальному и идеальному миру, всегда достаточно сложны. Сам процесс познания бесконечен, достаточно вспомнить парадокс Аристотеля: о расширении границы незнаемого, по мере увеличения области познанного, или высказывание Платона: - «я знаю, что ничего не знаю». При познании объекта создается его модель, вначале грубая, потом более совершенная.
1.2. Принципы и задачи квалиметрии
Так как определение качества объектов реального мира есть, по существу, познание их важнейших свойств и по сути, то, следовательно, квалиметрия является методологией с комплексом различных методик, относящихся к гносеологии – теории познания. Квалиметрия считается прикладной теорией познания качества всевозможных объектов исследования.
Итак, у квалиметрии, как и у всякой научной дисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в нижеследующем.
1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достоверной квалифицированной и количественной оценки качества различных объектов исследования.
В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей и производителей продукции существенно разные интересы. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать их он стремится по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции. Поэтому соответствующие методы оценки качества продукции могут быть разными. Задача квалиметрии – разрабатывать такие методы, приемы и средства оценивания качества продукции, которые учитывают интересы, как производителей, так и потребителей.
2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителей.
Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности с ее назначением». Продукция создается для сферы потребления, поэтому в квалиметрии отдается предпочтение показателям потребительских свойств.
3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.
Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки качества исследуемого образца продукции, является относительная величина знаний обобщенного показателя его качества и такого е показателя базового, эталонного образца.
4. Показатель любого обобщения, кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.
Под самым низким иерархическим уровнем показателей следует принимать единичные показатели простейших свойств, формирующих качество. Показателем качества высшего иерархического уровня является интегральный показатель.
5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разноразмерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.
6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости.
7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение.
8. Качество целого объекта обусловлено качеством его составных частей.
9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустимо использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.
10. Обычно оценивается качество продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.
Выше перечисленные методологические принципы квалиметрии не исчерпывают всех концептуальных положений этой области науки. Однако они являются основополагающими при решении общих и частных вопросов, связанных с методами оценки качества объектов реальности и технической продукции в частности [3].
1.3. Классификация квалиметрии
Уточним, что понятие квалиметрия включает в себя теорию, методы и средства измерения и оценки качества любых создаваемых или используемых человеком объектов и процессов, являясь в то же время разделом квалитологии (науки о качестве). Укрупненная структура разделов квалитологии показана на рис. 1.
Информация о работе Квалиметрия – наука об измерении качества продукции