Контрольная работа по "Управлению качеством"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:08, контрольная работа

Краткое описание

На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции.

Содержание

3. Этапы эволюции качества ………………………………………………....….3
20. Затраты на управление качеством …..………………….... ..………..…..….9
Задание 3. ……………………………………………………………………......15
Список используемой литературы. …………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Ульяновская государственная  сельскохозяйственная академия

имени П.А. Столыпина

 

 

Кафедра «Статистика и организация

предприятий АПК».

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Управление качеством»

 

 

Выполнила студентка

5 курса экономического

Факультета

Заочного отделения

Специальность: «Товароведение

и экспертиза товаров»

Иванова Анна Сергеевна

Шифр: 28042

                                                                                                  Проверил:

 

 

 

Ульяновск – 2013г.

Содержание:

3. Этапы эволюции качества ………………………………………………....….3

20. Затраты на управление качеством …..………………….... ..………..…..….9

Задание 3. ……………………………………………………………………......15

Список используемой литературы. …………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы эволюции качества.

     На начальном этапе управление качеством представляло собой отдельные элементы, которые являлись частью производственного менеджмента. Однако в целях более эффективного решения проблем, связанных с качеством, потребовалась более тесная увязка всех элементов. В результате появилось обособленное направление менеджмента производства - управление качеством продукции. 
     Можно выделить несколько этапов эволюции управления качеством продукции. Они получили такие условные названия: 
     - механический контроль (до 1900 года); 
     - контроль мастера (1900-1920 гг.);

     - инспекционный контроль (1920-1940 гг.); 
     - статистический контроль (1940-1960 гг.); 
     - обеспечение качества (1960-1980 гг.); 
     - всеобщее управление качеством (1980-по настоящее время). 
     На первом этапе каждый работник сам отвечал за продукцию собственного изготовления, выполненную с помощью ручного или машинного труда. 
     Второй этап условно затронул период с 1900 по 1920 годы. Сущность его заключалась в том, что основная ответственность за качество ложилась на мастера (десятника). В этот период проходило активное внедрение «системы Тейлора», которая включала такие понятия как верхний и нижний пределы качества, поля допусков, вводила измерительные инструменты (шаблоны и калибры). На этом этапе качество продукции определялось как соответствие стандартам. 
     Третий этап эволюции управления качеством охватил период с 1920 по 1940 годы. В это время начали появляться обоснованные Ф. Тейлором инспекции по качеству. Контроль качества переходил в руки специально обученных независимых инспекторов по качеству. Впервые стали применяться методы статистического контроля: контрольные карты, обосновывались выборочные методы контроля качества продукции. Заслуги в разработке контрольных карт принадлежат В. Шухарту. 
     Четвертый этап, с 1940 по 1960 годы получил условное название «Статистический контроль качества», так как именно в это время повсеместно распространялись статистические методы контроля качества. Разработанные в США и не получившие там особого признания, они активно стали использоваться на Японских предприятиях. Более того, после возведения проблемы качества в ранг общегосударственной национальной программы при непосредственном участии К. Исикавы, изучением статистических методов начали заниматься в Японии. 
     Качество продукции, процессов, деятельности определялось как соответствие рыночным требованиям. Осуществлялся контроль проектирования и производства. 
     На пятом этапе большой вклад в развитие управления качеством внесли Э. Деминг и Дж. Джуран. Им удалось убедить руководство Японских компаний в важности обеспечения качества продукции. Они отводили особую роль в обеспечении качества продукции именно высшему руководству фирмы. Э. Демингом были сформулированы 14 принципов, которые были положены в основу реформирования системы менеджмента производства в Японии. Философия качества и методы его обеспечения, разработанные этими учеными, позже легли в основу теории Всеобщего Управления Качеством (TQM). 
      В этот период американским специалистом по качеству А. Фейгенбаумом была разработана идея комплексного управления качеством, которая предусматривала учет всех факторов, влияющих на качество, управление качеством на всех этапах производства и между всеми подразделениями компании. 
     Благодаря Э.Демингу, Дж. Джурану, А. Фейгенбауму, К. Исикаве и другим в Японии произошел ускоренный процесс улучшения качества продукции. Было создано японское «чудо». Качество японских товаров постепенно завоевывало весь мир. 
     Это происходило потому, что японские компании очень быстро поняли преимущество выпуска продукции высокого качества. Они первыми осознали важность лучшего понимания нужд потребителя (заказчика) и необходимость систематического подхода к анализу его требований. 
     Качество определялось как удовлетворение требований и потребностей заказчиков и служащих. Осуществлялся контроль всей деятельности производителя. 
     На шестом этапе происходит усиленное распространение принципов TQM. 
     Разрабатываются международные стандарты ISO 9000. Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных расходов и своевременность поставки. 
     На взаимоотношения поставщика и потребителя сильное влияние оказывает сертификация на соответствие МС ISO 9000. Основной целью этих стандартов является обеспечение качества продукции, требуемого потребителем и предоставлении ему доказательств в способности предприятия выполнить это. 
     Повышается внимание руководства фирм к удовлетворению потребности своих работников. Сформирована новая концепция качества, фокусировавшаяся на потребителе. 
     Появились международные стандарты ISO 14000, устанавливающие требования к системам управления производством с точки зрения окружающей среды и безопасности. 
     Качество определяется как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих. Осуществляется управление качеством предприятия и управление качеством общества в целом. 
     Опыт ведущих стран мира воплотился в принципах общего управления качеством (TQM), среди которых наиважнейшим является удовлетворение потребностей всех заинтересованных сторон, наивысший профессионализм персонала и постоянное усовершенствование всех аспектов деятельности предприятия. 
     На данном этапе появляется методика «шесть сигм» и Европейская модель делового совершенства являются различными подходами к решению вопросов всеобщего управления качеством. 
     «Шесть сигм» - это подход к совершенствованию бизнеса, который стремится найти и исключить причины ошибок или дефектов в бизнес-процессах путем сосредоточения на тех выходных параметрах, какие оказываются критически важными для потребителя. «Шесть сигм» - это стратегический подход, который работает для всех процессов, продуктов и отраслей. 
     Эта методика направлена на выявление наиболее критических, с точки зрения качества, производственных процессов и параметров продукции с целью их совершенствования. 
     Модель делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) хорошо дополняет методику «шесть сигм», поскольку оба эти подхода придают повышенное значение измерениям достигнутых результатов. Методика «шесть сигм», будучи нацеленной на повышение основных характеристик производственных процессов, опосредованным образом влияет на все критерии Модели EFQM. Европейская модель делового совершенства используется для присуждения премий по качеству. 
     Дейл и Купер (1992) выделили 4 этапа в эволюции представлений о качестве: 
     - инспекция качества, 
     - контроль качества, 
     - обеспечение качества, 
     - всеобщее управление качеством (TQM). 
     Инспекция качества связана с тестирование выходов операционного процесса. 
     Контроль качества связан с применением статистических методов и коррекцией деятельности на основе статистических данных о нежелательных отклонениях. 
     Обеспечение качества связано с проактивным отношением к качеству и стремлениями предотвратить сами причины проблем с качеством. 
     Всеобщее управление качеством связано на радикальном изменении отношения всех сотрудников к качеству и укоренении качества как фундаментальной ценности и одного из главных элементов культуры организации. Всеобщее управление качеством - это целостная система взглядов, в которой качество считается источником устойчивых конкурентных преимуществ. Такая система основана на задании системы показателей, охватывающих всю деятельность организации, нацеленной на первоочередное удовлетворение требований конечного потребителя (в нашем случае обучающегося) и уверенности, что стремление к качеству улучшит работу всей организации. Всеобщее управление качеством предполагает стратегической работы над совершенствованием качества, что требует всеобщей (в масштабе всей организации) приверженности этой деятельности, причем на долговременной систематической основе. 
     Известные специалисты в области TQM Ш. Шиба, А. Грэхем, Дж. Вальден (1992) описывают эволюцию в определении качества как соответствия 4 группам заинтересованных сторон: 
     - качество, определяемое соответствием стандарту (характеризует этап массового производства 50-60-х и следования жестким производственным стандартам, часто устанавливаемым на государственном уровне и контролируемым государственными, региональными и внутренними органами контроля);

     - качество, определяемое соответствием применению (характеризует этап ориентации на конечную полезность продуктов и услуг для потребителей, определяемую на основе маркетинговых исследований и обратной связи от потребителей и характерный для 70-80-х); 
     - качество, определяемое соответствием стоимости (характеризует этап нацеленности на обеспечение должного качества для потребителей и одновременное снижение затрат для обеспечения главной задачи - увеличения стоимости для акционеров, характерный для 80х-90х); 
     - качество, определяемое соответствием непроявленным (несформированным) потребностям (характеризует этап нацеленности организаций на проактивное удовлетворение потребностей потребителей, формируемых самими организациями на основе развития их ключевых компетентностей персоналом и партнерами, характеризует деятельность передовых компаний начала XXI века). 
     Современный этап развития методологии управления качеством, согласно Ш. Шиба, А. Грэхему и Дж. Вальдену характеризуется необходимостью для организаций обеспечивать все четыре вида соответствий. Дальнейшие ориентиры связываются с учетом еще более тонких требований деятельности, определяющихся глобализацией и увеличением взаимозависимости всех сторон жизни (учете других заинтересованных сторон) и определении качества на основе соответствия требованиям культуры организации и потребностям общества в целом (что в случае управления качеством образовательной деятельности является обязательным).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. Затраты на управление качеством.

 

     Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.

     Затраты для обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества. В настоящее время известны следующие методы оценки затрат на качество:

     - с группировкой на предупредительные затраты, на контроль и устранение дефектов;

     - с группировкой на соответствие и устранение несоответствия.

     Первый метод на сегодняшний день может применяться промышленными предприятиями для оценки затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции.

     Второй подход использоваться в любой сфере деятельности при оценке затрат на обеспечение качества бизнес-процессов соответствии с выбранным методом информация по затратам на качество может быть выявлена путем введения комплексной системы внутрифирменного управленческого учета.

Затраты на качество обычно делят на следующие категории:

     - затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;

     - затраты на и контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

     - внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);

     - внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери).

Такая система представляет собой  совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, методов  и принципов планирования, учета, контроля, анализа и регулирования  затрат. Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов - убыточными.

     Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, на каком этапе деятельности и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. Под гарантиями мы подразумеваем технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

В фирме «Toyota», например, выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества: планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка производства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения.

Если представить деятельность предприятия по вертикали, то и в  этом случае очевидна актуальность управления затратами. Они формируются как снизу вверх, так и сверху вниз, различаясь по составу, величине, способу формирования и отнесения на продукт, затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.

     Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие, производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают затраты, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. предопределяют наличие и величину производственных затрат. Если разработка и конструирование новой продукции осуществляется внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.

     Управленческие затраты включают в себя:

   1) транспортные (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции). Они подразделяются на:

-   организационные, обеспечивающие бесперебойную работу транспорта, взаимоувязку возможности и необходимости полноты его загрузки;

-   технические, включающие стоимость транспортных средств, цехов и подъездных путей и затраты на персонал транспортных подразделений - его набор и оплату труда;

   2) снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов). Их можно разделить на:

-   непосредственно материальные - соответствие фактических материальных ресурсов запланированным;

-   технические, относящиеся к закупке необходимого оборудования и иных видов основных фондов производственного назначения и для целей управления предприятия;

-   затраты на персонал снабженческих подразделений, от деятельности и компетентности которого зависит в дальнейшем выполнение производственной программы;

   3) затраты на подразделение, контролирующие производство

затраты, связанные с работой  экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции:

-   плановый отдел (своевременное составление планов);

-   финансовый (своевременное обеспечение проекта финансовыми ресурсами);

-   бухгалтерия (выписка счетов) и т. п.

   4) затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.

Производственные затраты в  свою очередь можно разделить на: материальные, технические, трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредовано, то размер материальных производственных поддается прямому счету.

Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических  производственных затрат - через амортизационные  отчисления, и трудовых - через заработную плату (оплату нормо-часов).

     С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, различают:

- базовые, которые образуются  в процессе разработки, освоения  и производства новой продукции  и являются в дальнейшем до  момента ее снятия с производства  их носителем;

- дополнительные, связанные с усовершенствованием  продукции и восстановлением  утерянного или недополученного  по сравнению с запланированным  уровня качества.

     Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.

     Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение.

     К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и иным условиям. Обычно их нетрудно рассчитать. Частично они включают затраты на контролирующий персонал, специальное оборудование и накладные расходы отдела технического контроля (отдела качества).

Другую часть составляют затраты  на информацию в сфере реализации продукции, на изучение мнения потребителя  о качестве продукции, а именно: разработку, организацию и проведение специальных  выборочных обследований, включая инструментарий и затраты на оплату персонала.

     Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.

В данную группу следует включить затраты на внедрение системы  управления качеством, в том числе  ее техническое обеспечение, разработку стандартов, расходы на документацию, на персонал: его подбор, подготовку, оплату и т. д.

     Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, и может также включать оплату морального и (или) физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией. В последнем случае издержки, связанные с качеством продукции, а точнее его отсутствием, могут оказаться весьма велики.

Информация о работе Контрольная работа по "Управлению качеством"