Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:54, контрольная работа
Целью контрольной работы является рассмотрение всеобщего менеджмента качества (TQM) как основополагающей модели управления качеством.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть сущность понятия «TQM», её принципы, подходы и методы;
- раскрыть основные принципы TQM;
- рассмотреть систему TQM в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность системы всеобщего менеджмента качества………………………5
2. Концепция TQM: общие подходы и методы………………………………..12
3. Концепция всеобщего качества (TQM) в России…………………………...18
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список использованных источников…………………………………...………24
Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое. Но при этом требуется учитывать, что более высокое качество приводит к более высоким затратам, а значит, и к повышению цены на продукцию.
Методы анализа рынка и
Третий уровень - "соответствие
фактическим требованиям рынка"
Продукцию производит не инженер, не управленец,
а рабочий. Поэтому все рабочие должны
постоянно определять дефекты или ошибки
и сами их исправлять. Качество создается
не инспекцией или высококачественным
оборудованием, а скорее постоянным стремлением
к повышению качества со стороны рабочих,
занятых в процессов производства. Если
подобное быстрое исправление и стремление
к улучшению качества организованы на
каждой ступени производства, то дефекты
или отходы, а также переделки сведутся
до минимума. Это и есть "контроль процесса",
в котором должен участвовать весь персонал
фирмы. [10]
Четвертый уровень - "соответствие
скрытым (неочевидным) потребностям".
В богатых странах, таких как
Великобритания, США и Япония, рынок
наводнен продукцией, которая мало
отличается по уровню качества и удовлетворяет
все явные, очевидные требования
покупателя. Поэтому преимущество при
сбыте получает продукция, учитывающая
скрытые потребности. Потребитель
не подозревает, что ему хочется.
И только тогда, когда ему предложили
купить что-то оригинальное, неожиданное,
он поймет, что именно это ему
нравится и подходит.
Процветающие фирмы во всем мире находятся
сейчас на полпути к достижению этого
уровня.
Система управления качеством имеет многие преимущества:
- она дает истинную гарантию
качества. Качество можно закладывать
на каждом этапе, в каждом
процессе и добиться полностью
бездефектного производства. Это
достигается путем управления
технологическим процессом.
- комплексное управление
- комплексное управление
- комплексное управление
Таким образом, ТQМ позволяет представить широкое понимание качества. Как следует из философии ТQМ, качество включает в себя осязаемые и неосязаемые ощущения покупателя, связанные с характеристиками продукции, качеством услуг (включая информацию, сроки поставки, условия обслуживания и т.д.), а также обусловленные качеством процессов и другими обстоятельствами.
Эффективность всеобщего управления качеством зависит от трех ключевых условий:
1) высшее должностное лицо на
предприятии энергично
2) инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;
3) организационные структуры
Всеобщее управление качеством реализуется в фирме благодаря применению определенного набора приемов и средств.
В таблице 1.1 приведен такой набор по четырем сферам управления:
- качеством;
- процессом;
- персоналом;
- ресурсами.
Таблица 1.1. Приемы и средства, используемые для всеобщего управления качеством
КАЧЕСТВО |
ПРОЦЕСС |
ПЕРСОНАЛ |
РЕСУРСЫ |
Определение понятия качества |
Устойчивость (стабильность) процесса |
Команда управляющих |
Программа расходов на качество |
Политика качества |
Статистические методы контроля |
Всеобщее обучение качеству |
Показатели для контроля исполнения |
Всеобщее обучение качеству |
Возможность процессов |
Организация рабочих групп |
Стоимостные показатели |
Отношения с внутренними потребителями |
Решение технологических проблем |
Методы и средства мотивации |
Консервация ресурсов |
Системы качества |
Совершенствование процесса |
Связующие звенья |
Улучшение окружающей среды |
Кружки качества |
Анализ характера и |
Повышение квалификации |
Работаю принципу: "Точно в срок" или "канбан" |
На процесс внедрения
Каждая фирма, каждая организация существенно различается по своим возможностям, опыту, традициям. В то же время мировое сообщество выработало много универсальных методов и средств, позволяющих в различных условиях добиваться успешного решения поставленных задач.
Условно эти методы могут быть сгруппированы в три блока:
- методы обеспечения качества;
- методы стимулирования
- методы контроля результатов работы по качеству.
К методам обеспечения качества относятся, прежде всего, инженерно-математические методы, используемые для анализа и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, испытания, эксплуатация и т.д.), а также для отработки характеристик (планирование эксперимента, обеспечение надежности, анализ отказов).
К методам стимулирования относятся как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т.д.).
К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, через проверку документации как на продукцию, так и на систему качества.
Обычный контроль качества имеет следующие негативные последствия:
- не повышает качества, а предназначен лишь для отделения плохого от хорошего;
- не способствует повышению ценности, однако повышает расходы;
- нужен только там, где процессы освоены ненадежно, ибо то, что налажено, не требует проверки (исключение - проверка безопасности изделий);
- не обеспечивает
Таким образом, качество должно быть заложено в изделии, а не доказано контролем.
Переход на принципы всеобщего управления
качеством позволяет по-
Улучшение собственной работы обеспечивается за счет правильного, грамотного руководства с одной стороны, и сознательного поведения каждого работника фирмы, его добросовестного отношения к делу, с другой. В результате в фирме складывается "корпоративная культура", содержанием которой является задействование человеческого фактора, понимание того, что качество - забота каждого.
Созданию корпоративной
- рассматривать сотрудников
- находить причины ошибок
- предотвращать ошибки, а не
ждать, когда их придется
- стимулировать мероприятия по повышению качества, а не тормозить их осуществление;
- использовать факты, а не предположения;
- работать над
Освоив эти принципы и приемы,
внедрив их в систему качества,
фирма может перейти к
Последовательность операций самоконтроля
качества.
На первом этапе рядовым исполнителем на фирме (рабочим или оператором) освоены первые задачи:
- текущий контроль
- заполнение сопроводительной
документации при заданном
- принятие решения на
Целями следующего этапа являются освоение исполнителем в режиме самоконтроля таких задач, как:
- решение о доработке операции;
- исправлении обнаруженных дефектов и недостатков выполненной операции с административным оформлением всей работы.
Заключительным этапом внедрения принципов самоконтроля является
- проведение исследований и
анализа технологического
- окончательный выходной
После внедрения самоконтроля в
полном объеме функцией службы качества
фирмы остается лишь проведение испытаний
образцов и общий контроль за соблюдением
требований нормативно-технической документации.
Внедрение автоматизированного оборудования
во всех случаях требует обеспечения организационной
автономии операторов и расширения выполняемых
ими функций, в число которых в обязательном
порядке включается и самоконтроль.
Необходимыми условиями
Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества.
Такой метод работы, как кружки качества, одновременно позволяет решать проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности всех сотрудников фирмы. А получившие широкое распространение в последние годы методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам.
Таким образом, качество зависит от многочисленных и разнообразных факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы, ведущие целенаправленную, продуманную политику повышения качества своей продукции и услуг, используют для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств.
Таким образом, японцы первыми поняли важность лучшего понимания нужд потребителя (клиента) и необходимость систематического подхода к анализу его ожиданий с целью выявления степени их влияния на технические характеристики создаваемого продукта и обеспечения в конечном итоге максимальной ценности продукта. Таким образом, они сумели разработать систему создания и усовершенствования продукта в соответствии с требованиями и приоритетом рынка, обеспечив впоследствии значительное улучшение качества, а также уменьшение времени и стоимости изготовления продукта - ключевых факторов удовлетворения потребителя и успеха компании, на которых базируется TQM.
Успех японской промышленности после введения Всеобщего менеджмента качества очевиден и может быть лишний раз проиллюстрирован сравнением затрат промышленности США и Японии на переделку некачественной продукции в конце 80-ч - начале 90-ч годов. Если японская промышленность израсходовала на это 5-10% общей суммы, использованной на производство продукции, то потери американской промышленности в этот же период времени составили 25-30%.
Японцы говорят: «Все нужно делать хорошо с первого раза». Делать хорошо - подразумевается делать все в соответствии со стандартами. Эту задачу и помогает производителю решить Всеобщий менеджмент качества.
В данной главе мы проанализируем
необходимость концепции
Многие страны — Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Гонконг, Англия, Германия, в последние годы Бразилия — подняли концепции Всеобщего качества на уровень национальной идеи. В США появились публикации с предложениями о внесении изменении в Конституцию страны, отражающих тот факт, что США является родиной многих концепций качества и должна быть страной качества.
Информация о работе Концепция Всеобщего управления качеством (TQM)