Кружки качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Содержание

1. Основы деятельности кружков качества………………………..5-10
2. Зарождение и развитие кружков качества в Японии…………..10-12
3. Организация обучения в японской системе управления качеством………………………………………………………….13-16
4. Деятельность кружков качества в других странах……………..17
5. Этапы создания и программы деятельности Кружков качества……………………………………………………………19-25
Создание команды...................................................................19-20
Организация занятий в группе качества

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 177.47 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3-4

  1. Основы деятельности кружков качества………………………..5-10
  2. Зарождение и развитие кружков качества в Японии…………..10-12
  3. Организация обучения в японской системе управления качеством………………………………………………………….13-16
  4. Деятельность кружков качества в других странах……………..17
  5. Этапы  создания и программы деятельности Кружков качества……………………………………………………………19-25

Создание команды...................................................................19-20

Организация занятий в  группе качества…………………….20-25

Заключение ………………………………………………………………...26

Список используемой литературы…………………………………...……27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последнее время в  экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000.  В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством. В сфере мирового промышленного производства с 1949 года началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества. Лозунг «Качество, и только качество!» определяет политику японского делового мира. Успехам Японии в этой области способствовал комплекс мер: интенсивное изучение теорий и практик обеспечения качества: создание, развитие и эффективное использование государственных систем стандартизации и контроля экспортной продукции; перестройка внутрифирменного управления и специальные организации производства и мотивации труда персонала, позволяющие достигать более высокой производительности и качества труда. Особенно важную роль сыграла специфическая японская форма организации деятельности малых рабочих групп(кружков качества).

 В кружках качества  решаются такие  проблемы, как  уменьшение брака; совершенствование  технологических процессов; модернизация инструмента и оборудования; снижение издержек производства; повышение квалификации и обучение персонала; трудовая дисциплина .

В Японии основным движущим фактором развития экономики считается движение за качество. На всех японских предприятиях управление осуществляется посредством кружков качества. Вот несколько лозунгов выдвинутых передовыми компаниями. «Кружки качества рассматриваются как средство улучшения работы и саморазвития» (Топпан Принтинг). «Групповая деятельность рассматривается как средство индивидуального развития» (Фуджитсу). «Задачами кружков качества является обеспечение возможностей для самосовершенствования,  как в знаниях, так и в мастерстве через координацию усилий, работу и совместное развитие» (Ниппон Денсо).  В 1990 году на японских предприятиях было проведено исследование, в результате которого было выявлено, что все кружки качества функционируют по- разному. Одни собираются в рабочее время, другие –за его пределами; за некоторые платит компания, а за другие нет; некоторые обязательные, другие на добровольной основе. Деятельность кружков качества является зеркалом, отражающим результаты усилий главы фирмы и руководства среднего звена.

Но как обстоят дела за пределами страны восходящего  солнца?

Сообщают ли рабочие о  проблемах и возможностях? Если нет, то почему? Потому что не хотят или  не могут? Какова бы ни была причина, положение  следует изменить, ибо это накладно для каждого в компании, если возможности  улучшения подавляются. Компания с  постоянным потоком идей улучшения  имеет хорошие возможности вырваться  вперед и удерживаться впереди в  условиях конкуренции. Напротив, если нет потока идей, как решать проблемы качества, конкурентоспособность производства и всех, кто в нем занят, находится  под угрозой.

Чтобы достичь высокой  эффективности использования новых  идей, в улучшении должен принимать  участие каждый работник. Отсутствие участия ведет в тупик. Часто бывает так, что люди, которые знают, что нужно улучшить не обладают полномочиями для проведения улучшений, а люди, обладающие полномочиями выделять необходимые для этого ресурсы, настолько далеки от повседневных проблем, что просто не знают о их существовании. Участие помогает рассмотреть проблему в более широких пределах точек зрения и профессионального мастерства. Слабости одних компенсируются силой других. Даже если не правда, что коллективный стиль приводит к лучшим решениям, то, безусловно, правда, что коллективные решения лучше принимаются к исполнению, и потому у них больше шансов на успех. Люди, рассматривающие данное решение как собственное(будь то полностью или частично), делают все, что можно, для его реализации. Люди, которым дали решение проблемы, которую они не считают важной, не будут тратить усилия и проявлять инициативу в осуществлении этого решения. Участия не следует бояться, его следует поощрять, ибо оно порождает более сознательное отношение людей к работе. Оно является жизненно важным аспектом мотивации, т.е. достижения атмосферы, в которой каждый  небезразличен и с его мнением считаются.

Целью моей работы стало изучение деятельности кружков качества на примере Японии, и попытка разобраться, возможно ли внедрение этой технологии на предприятиях России.

 

 

Основы  деятельности кружков качества

 

По мере расширения деятельности кружков качества и увеличения их количества не исключается возможность  создания групп, по сути отличающихся от них.

В связи с этим возникает  необходимость в определении  того, что представляют собой кружки качества и их задачи. Штабом кружков  качества опубликованы в 1970 г. общие  принципы деятельности кружка качества и в 1971 г. рекомендации по организации  деятельности кружка качества. В этих двух работах отражены основы самостоятельной  деятельности кружков качества. Ниже приводятся определения кружка качества и его задач, сформулированных в  этих работах.

1. Что представляет собой  кружок качества?

Кружок качества является небольшой группой рабочих одного и того же цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качеством.

Эта небольшая группа работает на постоянной основе в рамках общей  деятельности в области управления качеством, обеспечивая процесс  саморазвития и взаиморазвития его членов, совершенствование деятельности на своем рабочем участке посредством повсеместного применения методов управления качеством.

 

2. Задачи кружка качества.

Задачами кружка качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

    1. содействие совершенствованию и развитию предприятия;
    2. создание здоровой, творческий и доброжелательной атмосферы на рабочем участке;
    3. всестороннее развитие способностей работников и, как результат, ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы.

При решении основных задач, стоящих перед кружками качества, я рекомендую руководствоваться  следующими принципами:

    1. саморазвитие;
    2. добровольность;
    3. групповая деятельность;
    4. участие всех служащих в работе кружков;
    5. применение методов управления качеством;
    6. взаимосвязь с рабочим местом;
    7. деловая активность и непрерывность функционирования;
    8. взаиморазвитие;
    9. атмосфера новаторства и творческого поиска;
    10. осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

Эти 10 принципов лежат  в основе деятельности кружков качества. Остановлюсь на некоторых из них  более подробно.

Принцип добровольности

В начале работы было решено организовать деятельность кружков  качества на основе принципа добровольности, поскольку в основе самого движения лежал принцип уважения человека. Таким образом, членом кружка качества может стать любой желающий. Принцип  исключает любую форму принуждения  сверху. Нельзя, конечно, отрицать того факта, что фирма является организацией, члены которой подчиняются единым установленным правилам. Говоря о  принципе добровольности, мы учитываем  тот факт, что каждый человек является членом данного общества или фирмы  и подчиняется правилам, установленным  данной организацией. Я не случайно акцентирую на этом внимание, поскольку  на многих фирмах забывают о том, что  принцип добровольности является залогом  успеха. Руководство фирмы может  отдать распоряжение, обязывающее всех служащих участвовать в деятельности кружков качества. В отдельных  случаях это представляется допустимым, но в процессе развития деятельности подобные методы становятся неприемлемыми. Только добровольное участие обеспечит  получение желаемых результатов.

Идеальная форма демократического управления предусматривает четкую координацию связей по схеме "снизу  вверх и сверху вниз". Предпочтение одной из них ведет к сбою всей системы.

Саморазвитие

Для Японии характерен высокий  уровень образования. Необходимым  условием дальнейшего неуклонного  развития личности является обучение и самостоятельные занятия.

Взаиморазвитие

Развитие работников в  узко ограниченной среде имеет поверхностный  характер. Необходимо расширять кругозор работников, помочь им взглянуть на поставленные задачи с точки зрения не только самой фирмы, но и с учетом тенденции в мире. Важно расширить  границы мышления, обеспечить обмен  информацией с работниками других участков, фирм и отраслей промышленности. Некоторые рабочие могут не принять  предложение руководства участвовать  в работе кружков качества. Однако, обмениваясь опытом и информацией  с другими рабочими, они могут  прийти к результативным и перспективным  решениям, обеспечивающим развитие и  совершенствование деятельности своего предприятия. Руководителям отделов  и подразделений не нужно прибегать  к уговорам. Достаточно направить  руководителей кружков качества и их членов на рабочие участки, где  целенаправленно руководствуются  принципом взаиморазвития. Пусть инициатива будет в руках у самих рабочих. Одной из причин, объясняющих такое широкое участие рабочих Японии в кружках качества, является предоставление различных возможностей для взаиморазвития. Люди выполняют с желанием и энтузиазмом поставленные перед ними задачи, если они сами прониклись необходимостью их выполнения. Приказы и распоряжения не дадут желаемого эффекта.

Участие всех служащих

Участие всех служащих в  работе кружков качества означает участие  всех, кто трудится вместе в одном  подразделении, на одном участке. Если, например, на рабочем участке трудится 6 человек, все шестеро должны участвовать  в деятельности кружка. Но это не означает, что членами кружков  должны быть все без исключения работники  фирмы.

Однако не следует забывать, что комплексное управление качеством  предполагает участие всех работников фирмы и ее подразделений. Участие  всех - от главы фирмы до каждого  специалиста - в деятельности конкретного  кружка качества совсем необязательно. Они могут создавать свои специальные  кружки качества и таким образом  участвовать в системе комплексного управления качеством. С другой стороны, некоторые руководители и специалисты  могут участвовать в системе  комплексного управления качеством, выполняя свои обычные повседневные функции.

Участие же, например, 6 человек, которые трудятся на одном рабочем  участке, является обязательным. Отказ  даже одного от участия в кружке качества скажется отрицательно на всей его деятельности. Эта - наиболее трудная  проблема, с которой сталкиваются руководители в начале своей деятельности.

Различают три этапа участия  работников в кружках качества. Первый этап предполагает вступление всех в  определенный кружок качества, второй - посещение всеми занятий, проводимых в кружках качества. Для этой цели руководители определяют время и  место, приемлемые для всех участвующих. И конечный этап предполагает непосредственное участие в деятельности кружка качества, когда перед каждым его членом ставится конкретная задача. После  этого кружок качества становится эффективным, в нем принимают участие все.

Непрерывность функционирования

Кружки качества должны функционировать  постоянно, а не какой-то установленный  период времени, после которого их деятельность прекращается. Кружки должны функционировать  до тех пор, пока существуют рабочие  участки или сама фирма. На многих фирмах практикуется создание временных  групп для совершенствования  конкретных аспектов деятельности фирмы, которые после выполнения поставленной задачи распускаются. Такие группы именуются группами, работающими  над проектом, группами управления качеством или целевыми группами. Необходимо проводить четкое различие между деятельностью таких групп  и кружков качества.

Обеспечение непрерывности  исключает поспешность и требует  терпения. В работе кружков качества неизбежны подъемы и спады и даже обескураживающие неудачи. Иногда наступают такие моменты, когда члены кружков готовы выйти из их состава. В таких случаях не следует отчаиваться. Необходимо проявить терпение и преодолеть возникшие чувства, стремясь обеспечить более высокий уровень работы кружков качества.

Информация о работе Кружки качества