Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 22:20, курсовая работа
В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
1. Основы деятельности кружков качества………………………..5-10
2. Зарождение и развитие кружков качества в Японии…………..10-12
3. Организация обучения в японской системе управления качеством………………………………………………………….13-16
4. Деятельность кружков качества в других странах……………..17
5. Этапы создания и программы деятельности Кружков качества……………………………………………………………19-25
Создание команды...................................................................19-20
Организация занятий в группе качества
В системе подготовки и обучения персонала выделяются четыре направления: образовательная подготовка, профессиональная подготовка, должностная подготовка, специальное воспитание.
В свою очередь, система подготовки подразделяется по вертикальному принципу на несколько подсистем или подуровней.
Методы обучения основам всеобщего контроля качества делятся на:
Коллективное обучение может проводиться внутри фирмы или на специальных семинарах и краткосрочных курсах вне фирмы. Такие семинары и курсы организуются Японской организацией стандартизации, Японским союзом ученых и инженеров и другими учреждениями. Достоинством краткосрочных курсов, организуемых вне предприятий, можно считать повышение общего уровня командированных на курсы сотрудников за счет взаимного обмена информацией с представителями других фирм. Однако по сравнению с обучением на фирме занятия на таких курсах дают меньше знаний, как бы близки ни были темы лекций условиям на предприятиях.
На большинстве японских
фирм в настоящее время эффективное
использование людских ресурсов
рассматривают как долговременн
На большинстве крупных
фирм созданы специальные
Основной объем в
Обучение на рабочем месте включает два направления: профессиональную и должностную подготовку. Последняя направлена на выработку определенного стереотипа поведения работников.
При обучении на фирме обычно используются готовые разработки, но преподаватели относятся к ним творчески, изменяя тексты разработок и используя примеры из практики своей фирмы. При эффективном обучении основам контроля качества обучаемые, как правило, непрерывно повышают качество своей работы.
где P (Plan) – составление плана работы;
D (Do) – выполнение работы в соответствии с планом;
C (Check) – проверка соответствия полученного результата запланированному;
A (Action) – принятие необходимых мер в случае отклонения результата исполнения от запланированного результата.
После завершения первого
цикла вновь переходят к
Идея цикла PDCA принадлежит доктору Демингу, поэтому его часто называют циклом Деминга. Этот цикл является фундаментом всеобщего контроля качества на всей фирме, основой успеха в работе как отдельного работника, так и коллектива, такого как кружок качества. Очевидно, чем скорее будет совершаться этот цикл, тем быстрее будет повышаться качество процесса или изделия.
Персонал фирмы обучается применению цикла PDCA на своем уровне. При составлении плана должны учитываться так называемые условия 5W и1H:
После утверждения плана надлежит:
• уверенно приступать к выполнению работы в соответствии с планом;
• выполнять работу, четко соблюдая последовательность пунктов программы;
• если не удается выполнить какой-либо пункт программы в соответствии с планом, немедленно обратиться за советом к вышестоящему руководству и наметить нужные меры;
• если работа идет не гладко, стремиться, не отступая перед трудностями, решить проблемы одну за другой и закончить работу в соответствии с планом.
После выполнения работы проверяется соответствие полученного результата запланированному. Эта проверка осуществляется с позиций так называемых P, Q, C, D, S, M, в результате чего все затруднения обычно бывают выясненными. Эти позиции имеют следующее значение:
P – производительность (нельзя ли повысить?),
Q – качество (нельзя ли повысить?),
C – стоимость (нельзя ли понизить?),
D – срок выполнения работы (нельзя ли сократить?),
S – безопасность (есть ли проблемы?),
M – мораль (все ли в порядке с токи зрения морали?).
Выявленные в результате
проверки трудности тщательно
Одним из условий достижения высоких производственных показателей является строгая экономия рабочего времени, чему на японских предприятиях уделяется особое внимание (см. рис. 1). В систему общефирменного обучения обязательно включается курс совершенствования работы для каждого уровня персонала. В кружках качества рабочие учатся повышению эффективности работы на своем рабочем месте.
Рис. 1. Принципы совершенствования работы
Большое внимание уделяется изучению и правильному применению статистических методов контроля. Основу статистических методов контроля, изучаемых всеми работниками, составляют “Семь инструментов контроля качества”, к которым относятся диаграммы Парето, диаграммы Исикавы (диграммы “причина - следствие”), методы расслоения, контрольных карт, гистограмм, диаграммы разброса, карты корректирующих воздействий.
“Семь инструментов контроля
качества” позволяют простыми методами
решать 95% проблем, возникающих при
контроле качества в самых разных
областях. Оставшиеся 5% проблем требуют
дополнительных методов решения. Так
появились “Семь новых
Обучение управленческого персонала производится как без отрыва, так и с отрывом от производства. В курс обучения входит следующее:
• приобретение знаний, необходимых для практической работы;
• методы и процедуры организации деловых встреч;
• контроль собственной деятельности;
• тактика завоевания рынка.
Деятельность, связанная
с организацией деловых встреч –
главное в работе звена управления.
Программа обучения должна содержать
рекомендации по работе с партнером,
по методам убеждения, по техническому
обеспечению деловых встреч. С
другой стороны руководитель должен
уметь отстаивать интересы своей
фирмы, разрешать конфликтные
Большое внимание на японских
фирмах уделяется подготовке среднего
звена управляющих. Именно они отвечают
за обучение в кружках качества,
за работу кружков, за результаты их деятельности
по решению проблем на рабочем
месте. Спецификой японской системы
обучения и подготовки кадров является
целенаправленное социальное воспитание.
При этом акцент делается на создание
идеологии преданности фирме. Важная
роль отводится неформальным контактам
сотрудников во внеслужебное время.
Фирмы готовят специальные
Созданные в Японии в 1962 г. кружки качества стали широко распространяться на Западе и в других регионах мира. Вначале я, принимая во внимание социальные, культурные и религиозные традиции, считал, что эта деятельность получит должное развитие только в Японии или в странах, которые объединяет общая культура "канжи". В Корее кружки качества стали создаваться 10 лет назад. В настоящее время здесь проводятся национальные конференции. В Китае кружки качества стали функционировать с 1978 г.
Однако по мере роста популярности
кружков качества они стали создаваться
и в других странах. В Юго-Восточной
Азии они действуют на Филиппинах,
в Таиланде, Малайзии и Сингапуре.
В середине 70-х годов деятельность
кружков качества получила развитие
в США, Бразилии, Швеции, Дании, Нидерландах
и Бельгии. В 1977-1978 -гг. к ним присоединились
Мексика и Великобритания. Кружки
качества приобрели широкую
И все-таки не могу не отметить,
что в отличие от кружков качества
в Японии, в состав которых входят
рабочие одного рабочего участка, многие
кружки, создаваемые в других странах,
являются по своему составу неоднородными.
Иногда кружки качества состоят преимущественно
из инженеров. Что произойдет с подобными
кружками качества в будущем? Меня особенно
беспокоят такие факторы, как
всеобщее участие и непрерывность
работы. Иногда кружки качества создаются
не ради комплексного управления качеством,
основной целью которого всегда является
обеспечение качества выпускаемой
продукции, а для поднятия морального
духа участников. Неизбежность различных
подходов к деятельности кружков
качества обусловлена, конечно же, различными
социальными и культурными
В заключение необходимо отметить, что деятельность кружков качества может получить развитие в любой стране. Они не обязательно должны создаваться по японскому образцу. В последнее время я пришел к выводу, что деятельность кружков качества может дать желаемый эффект в любой стране при условии соблюдения основных принципов независимо от расы, традиций, социальных или политических систем.
Степень расцвета кружковой работы в Японии настолько контрастирует с положением дел на Западе, что соблазнительно думать, что копирование Японского опыта может явиться простым средством достижения успеха. Но нам не следует задаваться вопросом «Как внедрить такие же кружки качества», а следует спросить себя: «Как нам стимулировать мотивацию каждого к участию в улучшении качества ». Метод решения такой задачи возможно будет различным в России и Японии. Кружковая работа требует тщательного планирования. Особое внимание следует уделить правилам и нормам поощрения., чтобы избежать отрицательного эффекта споров. Очень много мнений по поводу того, что в России кружки качества не смогут существовать, в отличие от Японии, у нас совсем другой менталитет, обычно бывает, что японец пришедший на работу в одну компанию остается предан ей на всю жизнь, а в России не хватает национальной идеи качества. Каждый работник должен заинтересоваться идеей качества и делать все для ее реализации и дело тут не в менталитете. Несколько японских компаний развернули производство в Великобритании, заполнили штаты всех уровней местными людьми и достигли показателей качества и производительности не ниже, чем на своих дальневосточных предприятиях. как раз это свидетельствует о том, что феномен качества является не национальной характеристикой, а подходом к управлению, который можно перенести на другую почву. Проанализировав информацию на сайте www.mrybakov.ru на котором можно получить бизнес консультации и пройти всевозможные тренинги по управлению, в том числе и качеством, я узнала, что в фирма помогала внедрять кружки качества в Российском филиале крупнейшей фирмы BEKO,а так же в НК ЮКОС и дочерних компаниях.
В результате было сделано следующее:
Не существует единственно
правильного способа
Необходимо иметь конституцию кружка , чтобы каждый знал его цели и задачи, а также основные правила работы. Руководство должно явно и энергично поддерживать кружок. На Западе члены и руководители кружков- добровольцы, но занятия проходят в рабочее время.