Кружки качества на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить роль и значение кружков качества.
В современных условиях качество продукции выступает важным мерилом экономических успехов любой страны. В сфере мирового промышленного производства с 1949 г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества в Вузах, на предприятиях, в правительственных органах. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.

Содержание

Введение

1Кружки качества в Японии
1.1 Зарождение и развитие кружков качества в Японии

1.2. Организация обучения в японской системе управления качеством
2.--------------------------------

2.1. Организация деятельности кружков качества

2.2. Всеобщий контроль качества и кружки качества

3. Кружки качества на практике
3.1 Работа кружков качества в компании Toyota

3.2 Опыт организации работы групп качества в России

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая! Кружки.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

 

1Кружки качества  в Японии 
    1.1 Зарождение и развитие кружков качества в Японии

 

    1.2. Организация обучения в японской системе управления   качеством

 2.--------------------------------

 

    2.1. Организация деятельности кружков качества

 

    2.2. Всеобщий контроль качества и кружки качества

 

3. Кружки качества  на практике

    3.1 Работа кружков качества в компании Toyota

 

    3.2 Опыт организации работы групп качества в России

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Цель данной работы: изучить роль и значение кружков качества.

В современных условиях качество продукции  выступает важным мерилом экономических  успехов любой страны. В сфере  мирового промышленного производства с 1949 г. началась новая эпоха, связанная с введением контроля качества выпускаемых изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества в Вузах, на предприятиях, в правительственных органах. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.

Высокое качество японской продукции  не только обеспечивает ей устойчивое господство на внутреннем рынке, на котором  массовый потребитель отдает предпочтение отечественным образцам перед импортированными. Качественный параметр превратился в могучее средство продвижения японских товаров на внешние рынки.

Данная тема достаточно широко представлена в работах таких авторов как Исикава К., Николаевой Э.К, Пронникова В.А., Фольмута Х. Й и др.

В работах К. Исикавы представлены основные положения концепции кружков.

В работах Николаевой Э.К развёрнуто представлены методические и методологические основы кружков качества.

 

 

 

 

 

  1. Кружки качества в Японии

1.1 Зарождение и развитие кружков качества в Японии.

Сейчас японские товары по всему  миру ассоциируются с высоким  качеством, но в 60-х качество у них  хромало настолько, что возникла угроза полного вытеснения продукции  национальных производителей импортом. И тогда правительство Японии пошло на беспрецедентные меры, провело масштабную кампанию, направленную на улучшение качества национальной продукции. В этой кампании были задействованы и государственные органы, и общественные организации и промышленные предприятия. На заводах и фабриках стали создаваться «кружки качества». А государство всемерно поощряло предприятия, успешно внедрившие у себя системы контроля качества.

С 1961 г. на предприятиях японских фирм стали назначаться лица и создаваться  подразделения, ответственные за осуществление  контроля  качества. Следующим шагом явился переход к такой форме контроля качества, которая удовлетворила бы не только производителя, но и потребителя – всеобщему контролю качества. Таким образом, основной производственной целью стратегии японских фирм стало повышение качества, определяющего конкурентоспособность товаров на рынке одновременно со снижением себестоимости. При организации производства японские менеджеры столкнулись с проблемой нехватки квалифицированных трудовых ресурсов, от которых непосредственно зависит  качество  изделия .Общий результат деятельности фирмы в конечном счете зависит от чёткости распределения и выполнения работ рабочими группами .Рабочая группа - самая мелкая организационная единица, в которую входят от 5 до 10 исполнителей. Поэтому необходимо было добиться такой организации рабочих участков, при которой рабочая группа хорошо понимала бы производственные задачи и методы их выполнения, сознательно и творчески относилась к своей работе и действовала как единое целое. В апреле 1962 г. была опубликована брошюра “Контроль качества для мастеров“. Это издание стало ежемесячным журналом, а для мастеров и бригадиров был создан семинар по изучению материалов, публикуемых в нём. Мастерам с самого начала издания журнала было рекомендовано читать и обсуждать помещаемые там статьи совместно с рабочими для того, чтобы они применяли на практике описываемые в журнале методы статистического контроля качества для решения производственных проблем, возникающих на рабочем месте.

Основные положения концепции кружков качества сформулировал в 1962 г. Каору Исикава. Было установлено, что при объединении людей в группу облегчаются взаимодействия и повышается индивидуальная активность и работоспособность. Были выделены и описаны такие характеристики малой группы, как её величина, композиция, каналы коммуникации, межличностные отношения, стиль лидерства и ряд других. По представлению К.Исикавы, кружок качества – это группа людей, функционирующая непосредственно на рабочем месте, основной задачей которой является поиск, изучение и решение практических задач, а также постоянное обучение. При организации кружков обязательно должен соблюдаться принцип полной добровольности. Между кружками должно быть организовано широкое соревнование как внутри фирмы так и в масштабах всей страны. Существенная часть работы кружков - общефирменная образовательная программа. Успехи работы кружков должны широко освещаться и пропагандироваться внутрифирменными, региональными и общенациональными средствами информации и отмечаться различными формами поощрения.

Результаты были феноменальными. Как  и прогнозировали американские эксперты, Япония за 20 лет по темпам развития экономики обогнала и США и  Европу. И в основе этого скачка лежал прорыв в качестве продукции.

 

Кружок качества представляет собой:

  1. небольшую группу (не менее 3 и не более 12 человек);
  2. самостоятельно работающую (но не работающую в рамках единой административной системы предприятия);
  3. выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся качества, безопасности, стоимости и т.д.);
  4. на одном рабочем месте (руководитель и подчиненный составляют одно целое).

Основная идея работы кружков качества:

1.Кружки качества вносят вклад  в существенное улучшение и  развитие работы предприятия.

2.Кружки качества позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на уважении и человечности.

3.Кружки качества создают условия  для повседневного роста, развития творческих способностей человека.

Основная цель деятельности кружков качества.

• изыскивать дополнительные возможности для эффективного управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня, способствовать их саморазвитию;

• поднять уровень трудовой морали рабочих на производстве и создать атмосферу, в которой усилится сознательное отношение каждого члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;

• функционировать как “ядра” общей системы управления, что обеспечит поддержку и внедрение политики обеспечения качества продукции.

Главной целью всей теоретической  и практической деятельности по организации  кружков качества является, естественно, обеспечение победы в конкурентной борьбе и повышение прибылей фирмы.

Реализация поставленных целей  в большой степени зависит  от принятого на фирме стиля управления наёмным персоналом. Для успешного выполнения задач, поставленных перед кружками качества, руководство должно воспринимать рядовых рабочих и служащих как сознательных членов трудового коллектива, лучше всех знающих, как выполнять свою трудовую операцию, заинтересованных в укреплении и процветании своего предприятия, в собственном саморазвитии, в рациональном решении производственных проблем.

10 принципов кружков качества:

►Добровольность ;

►Саморазвитие;

►Групповая деятельность;

►Участие всех служащих в работе кружков;

►Применение методов  управления качеством;

►Взаимосвязь с рабочим  местом;

►Деловая активность и непрерывность функционирования;

►Атмосфера новаторства  и творческого поиска;

►Осознание важности повышения качества;

►Взаиморазвитие;


Успешное функционирование кружков качества.

Условия плодотворной работы

1. Добровольность участия. В  Японии участие в кружках –  добровольное дело, однако ведётся обширная пропаганда престижности такого участия.

2. Регулярность. Кружки должны собираться  не реже одного раза в две  недели, лучше – раз в неделю.

3. Отклик руководства на работу  участников кружков. Для человека  важно знать, принято его предложение к реализации или отклонено (если отклонено, то почему).

4. Реальная поддержка кружков  высшим и средним звеном руководства  компании.

5. PR-поддержка системы качества.

6. Стимулирование за активное  участие в работе кружка, разработку  предложений, которые нашли применение. Причём не только материальное, но и моральное стимулирование: например, возможность обучения и профессионального роста.

7. Создание творческой открытой  атмосферы при работе кружка.

8. Участие самых опытных и  уважаемых сотрудников в деятельности кружка.

 

Мощным резервом повышения производительности и качества является положительная  мотивация труда. Рабочие должны чувствовать себя полноправными  членами коллектива, быть уверенными в том, что руководство относится  к ним справедливо, учитывает их нужды и думает об их благополучии. Только в этом случае у них будет соответствующее “рабочее настроение”. Эта проблема становится все более важной по мере повышения уровня жизни и уровня образования в стране.

Иерархия человеческих потребностей сформулирована американским ученым Маслоу. По мере удовлетворения потребностей одного уровня они перестают служить мотиваторами, и возникают новые потребности более высокого уровня. Материальные потребности (первые два уровня) постепенно сменяются духовными (последние три уровня). Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

В 70-е годы проблема положительной мотивации труда получила новое развитие. В работе Нисибори (1971 г.), отражающей новый взгляд на организацию труда, формулируется альтернатива принятой в большинстве стран мира такой организации труда, при которой вся работа складывается из планирования, осуществляемого работниками инженерного уровня, и исполнения, осуществляемого рабочими. По мнению Нисибори, труд человека должен включать три фактора:

1) творческий элемент (работа мысли);

  1. элемент активности (собственно труд);
  2. социальный элемент (удовлетворение).

В повседневной работе рабочего в  рамках принятой системы труда первый и третий факторы обычно отсутствуют.

Внедрение кружков качества на японских предприятиях явилось в значительной степени реализицией концепций  Маслоу и Нисибори. Добровольное участие рабочих в кружках качества пропагандируется организаторами кружков как надежный путь к удовлетворению индивидуальных потребностей. Действительно:

  1. творческий труд в кружке стимулирует активность и снимает утомляемость, повышает интерес к работе;
  2. постоянная учёба в кружке повышает квалификацию рабочего, успехи и достижения повышают его ценность как работника для фирмы, поощрения руководства увеличивают его уверенность в завтрашнем дне, гарантируют обеспеченность в будущем;
  3. работа в кружке, где обеспечивается атмосфера человечности, доброжелательности, внимания, повышает чувство коллективизма, удовлетворяет социальные потребности;
  4. успешная работа в кружке, рациональное решение возникающих проблем, приносящее прибыль фирме, повышает значимость кружка, способствует появлению чувства собственного достоинства членов кружка;
  5. в кружках качества обеспечиваются возможности свободного высказывания суждений и оценок, внесения предложений, творческого самовыражения.

Работа кружков качества осуществляется при соблюдении условий организации труда на основе положительной мотивации:

• ясное понимание истинной цели работы;

• обучение и воспитание членов кружка;

• обеспечение возможности свободного выбора средств и методов в достижении целей работы;

• обратная связь, состоящая в своевременном и правильном информировании о результатах работы;

• коллективизм в работе членов кружка;

• использование различных средств для тесной связи руководства с кружками качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организация обучения в японской системе управления качеством

 

Один из ключевых принципов концепции  кружков качества – непрерывное и систематическое обучение и подготовка работников всех уровней. Система обучения принципам и методам контроля качества, осуществляемая в рамках единой программы обучения на фирме и охватывающая весь персонал японских фирм от высшего руководства до рабочих, является важнейшим фактором в обеспечении высокого уровня управления качеством в Японии.

Информация о работе Кружки качества на практике