Международная и региональная стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является закрепление и углубление знаний по теме исследования, полученных при использовании научной и технической литературы.
Задачи работы:
Анализ литературы по избранной теме.
Сравнение различных подходов к решению проблемы.
Исследовать подобранный материал по данной теме.

Содержание

Введение 2
1 Задачи международного сотрудничества в области стандартизации 5
2 Международная организация по стандартизации 7
3 организация работ по стандартизации в рамках европейского союза (ес) 30
4 Соглашение по техническим барьерам в торговле 41
5 Применение международных стандартов в отечественной практике 44
Выводы и предложения 47
Список использованной литературы 49
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

междунар и регион стандар-ция.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

Введение

Международная стандартизация — участие открыто для соответствующих органов всех стран.

Результатом работы по международной  стандартизации являются международные  стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участницами  при создании или пересмотре национальных стандартов.

Международная организация  по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН [5].

Региональная стандартизация — это стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.

Для успешного осуществления  торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран необходима международная стандартизация. Отсутствие международных стандартов и различие национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.

Основной задачей международного научно-технического сотрудничества в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональной и прогрессивными национальными системами стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

 

В области международной  стандартизации работают Международная  организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК).

ИСО функционирует с 1947 года. Сфера деятельности ИСО –  стандартизация во всех областях, за исключением электроники и электротехники, относящихся к компетенции МЭК. По состоянию на 01.01.1999 г. в деятельности ИСО участвуют 178 стран. Органы ИСО: Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Высший орган ИСО - Генеральная ассамблея.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой  организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро (Исполком), которое руководит техническими комитетами.

Проекты стандартов разрабатывают  рабочие группы, действующие в  рамках технических комитетов (ТК).

Высший руководящий орган МЭК - Совет, в котором представлены все национальные комитеты.

Бюджет МЭК, равно как  и ИСО, складывается из взносов стран-членов этих организаций и поступлений  от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: ТК, ПК и РГ. В МЭК работает до 80 ТК, часть из которых разрабатывает МС общетехнического и межотраслевого характера, а другая - МС на конкретные виды продукции.

Приближение правил отечественной  стандартизации к международным  отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении гарантии. Следуя международному опыту, их относят к коммерческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавливающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно "Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электрорадиотехники и других товаров долговременного пользования [7].

Целью работы  является закрепление и углубление знаний по теме исследования, полученных при использовании научной и технической литературы.

Задачи работы:

Анализ литературы по избранной теме.

Сравнение различных  подходов к решению проблемы.

Исследовать подобранный  материал по данной теме.

 

1 Задачи международного  сотрудничества в области стандартизации

 

Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются: гармонизация государственной системы стандартизации Российской Федерации с международными, региональными, прогрессивными национальными системами стандартизации других стран; совершенствование фонда отечественных нормативных документов по стандартизации на основе применения международных, региональных и национальных стандартов других стран и максимального использования достижений научно-технического прогресса; гармонизация стандартов с международными, региональными стандартами и национальными стандартами других стран; повышение качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке; разработка международных и региональных стандартов на основе отечественных стандартов на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества; нормативное обеспечение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами и участие Российской Федерации в международном разделении труда; обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных и региональных стандартов; обеспечение единства измерений с другими странами [2].

Организация и проведение работ по международному сотрудничеству по стандартизации осуществляется в порядке, установленном Госстандартом России, с учетом документов, принятых ИСО, МЭК, Г ДАТ, Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии, сертификации, а также другим международным и региональным организациям, занимающихся вопросами стандартизации, а также документами, действующими в стране и определяющими порядок проведения работ по двустороннему научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации со странами-партнерами.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О стандартизации», если международным договором Российской Федерации устанавливаются иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации о стандартизации, то применяются правила международного договора [5].

 

2 Международная организация  по стандартизации

 

Международная организация  по стандартизации (ИСО) была создана  в 1946 г. на заседании Комитета ООН  по координации стандартов ООН. В  том же году на заседании Генеральной  ассамблеи был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы работы [4].

Целью ИСО является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности.

В ИСО установлены  два вида членства — комитеты-члены  и члены-корреспонденты.

Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации, наиболее представительные в области стандартизации. Для этого вида членства установлена шкала ежегодных взносов в бюджет ИСО, которая составляется в зависимости от удельного веса каждой отдельной страны в мировой торговле и в производстве промышленной продукции.

Члены-корреспонденты в счет уплаты незначительного взноса в бюджет ИСО имеют право получения комплекта всех издаваемых международных стандартов, а также других информационных изданий. Членами-корреспондентами являются национальные органы, занимающиеся стандартизацией, где нет комитетов-членов. На заседания технических комитетов их представители направляются только в качестве наблюдателей.

К руководящим органам  ИСО относятся Генеральная ассамблея, являющаяся высшим органом, Совет, Исполнительное бюро, техническое бюро, технические комитеты Совета, Центральный секретариат.

Должностными лицами ИСО являются президент, вице-президент, казначей и генеральный секретарь.

Генеральная ассамблея  — высший руководящий орган ИСО, состоит из представителей всех национальных организаций комитетов-членов и решает все основные вопросы деятельности ИСО, собирается один раз в три года. На ее сессиях выбирается президент ИСО сроком на три года. В ходе проведения Генеральных ассамблей организуется обсуждение важнейших проблем и тенденций в международной стандартизации с участием ведущих специалистов промышленности.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи руководство  ИСО осуществляет Совет, во главе  которого стоит президент. Совет  состоит из 18 комитетов-членов, избираемых Генеральной ассамблеей сроком на три года. Совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и решает все вопросы деятельности ИСО, в частности, вопросы структуры технических органов, публикации международных стандартов, назначает членов органов Совета, а также председателей технических комитетов и др.

Исполнительное бюро по поручению Совета рассматривает  финансовые вопросы, а также вопросы  организации и руководства технической  деятельностью ИСО. Исполнительное бюро состоит из вице-президента (председатель Совета) и девяти представителей комитетов-членов.

Другими органами Совета являются Техническое бюро, состоящее  из председателя и девяти лиц, назначенных  Советом, Комитет по оценке соответствия (КАСКО), Комитет по защите интересов  потребителей КОПОЛКО), Комитет по оказанию помощи развивающимся странам ДЕВКО), Комитет по научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по стандартным образцам (РЕМКО) и Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).

Техническое бюро Совета вырабатывает рекомендации Совету то вопросам организации, координации и планирования технической деятельности ИСО. Бюро рассматривает предложения по созданию новых и роспуску действующих технических комитетов, готовит предложения по изменению Директив по технической работе, по поручению Совета утверждает названия технических комитетов и определяет сферы их деятельности, закрепляет ведение секретариатов технических комитетов за комитетами-членами и т. д [4].

С 1970 г. ИСО перешла  на разработку международных стандартов вместо рекомендаций. В этом же году было принято решение о создании Комитета по сертификации соответствия продукции международным стандартам (СЕРТИКО). В 1985 г. он был переименован в Комитет по оценке соответствия (КАСКО). В это время начали создаваться национальные системы сертификации, сети независимых испытательных лабораторий (центров). Выработка единого подхода к решению вопросов сертификации была поручена КАСКО.

Членство в этом комитете Совета открыто для любого комитета-члена  ИСО. В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитетов-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.

КАСКО ведет работу по следующим направлениям:

—  изучение способов оценки соответствия продукции и  систем обеспечения качества стандартам или техническим условиям;

—  подготовка руководств по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также  по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций  по сертификации и систем обеспечения  качества;

— содействие взаимному признанию национальных и региональных систем обеспечения качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию, обеспечение качества.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО  в области гармонизации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний на двусторонней и многосторонней основе, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации.

Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации в случае необходимости международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

За последние время КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил ряд руководств по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах—членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации, а на уровне регионального торгово-экономического сотрудничества используются в качестве базы для разработки соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции [5].

В настоящее время  в рабочую программу КАСКО  включена тематика, касающаяся подготовки общих требований к аттестации и регистрации контролеров, действующих в системе заводского контроля, и экспертов по аттестации испытательных лабораторий, а также общих требований и критериев для областей: аккредитация испытательных лабораторий, оценки качества работы аккредитующих органов, принципов заключения двусторонних и многосторонних соглашений по взаимному признанию результатов испытаний и контроля продукции и сертификатов на продукцию.

Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО). В задачу КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:

—  пути содействия потребителям в получении максимального эффекта  от стандартизации продукции, представляющей интерес для широкого потребителя, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;

Информация о работе Международная и региональная стандартизация