Международная и региональная стандартизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является закрепление и углубление знаний по теме исследования, полученных при использовании научной и технической литературы.
Задачи работы:
Анализ литературы по избранной теме.
Сравнение различных подходов к решению проблемы.
Исследовать подобранный материал по данной теме.

Содержание

Введение 2
1 Задачи международного сотрудничества в области стандартизации 5
2 Международная организация по стандартизации 7
3 организация работ по стандартизации в рамках европейского союза (ес) 30
4 Соглашение по техническим барьерам в торговле 41
5 Применение международных стандартов в отечественной практике 44
Выводы и предложения 47
Список использованной литературы 49
Приложения 50

Вложенные файлы: 1 файл

междунар и регион стандар-ция.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

—группы управления договорами, которые разрабатывают правила по заключению договоров о взаимном признании и контролируют их выполнение; наблюдают за деятельностью национальных систем сертификации; поддерживают постоянный контакт с Советом, отраслевыми и специализированными комитетами, информируя их о своей работе и возникающих потребностях;

— административная инфраструктура поддержки, которая обеспечивается силами СЕН и СЕНЭЛЕК. Основное место  в инфраструктуре занимает информационное обеспечение: единой информационной системой по стандартизации (ИСИС) пользуются все организации по стандартизации стран — членов ЕС [5] .

Информацию по сертификации, испытаниям и испытательным лабораториям предоставляет система «Промолог-Сертификат».

Политика ЕС в области  сертификации увязывается с политикой по качеству. Такой подход требует нового подхода к стратегическому управлению компанией, который соответствует концепции TQM — всестороннего управления качеством.

Политика ЕС в области  качества продукции направлена на повышение  конкурентоспособности европейских фирм на внутреннем и внешних рынках; развитие инфраструктуры, обеспечивающей техническую основу единого рынка; укрепление партнерства поставщиков и потребителей; повышение качества и эффективности труда; повышения промышленного потенциала Европы.

К региональным организациям относится также учрежденный  в 1992 г. государствами Содружества  независимых государств (СНГ) — Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), который в 1996 г. МГС признан Международной  организацией по стандартизации (ИСО) — Региональной Организацией по стандартизации как Евро-Азиатский Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC) (Резолюция Совета ИСО 26/1996). Высшим органом МГС является заседание членов МГС, которое проводится два раза в год поочередно в государствах — участниках Соглашения. В работе МГС принимают участие суверенные государства, бывшие республики СССР. Между заседаниями руководство работой Совета осуществляют Председатель и Ответственный секретарь. Функции председателя МГС выполняют поочередно руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации. Рабочим органом МГС является Бюро по стандартам в составе группы экспертов и регионального Информационного центра. При Совете создано более 230 межгосударственных технических комитетов по стандартизации. К числу основных задач МГС относятся: осуществление согласованных работ по стандартизации, метрологии, сертификации продукции, работ, услуг и систем качества; устранение технических барьеров в экономическом сотрудничестве; обеспечение объективной оценки качества продукции и взаимного признания сертификатов и знаков соответствия на поставляемую продукцию. Как региональная организация по стандартизации Совет сотрудничает с ИСО, Международной электротехнической комиссией (МЭК), Европейским комитетом по стандартизации (СЕН) и другими международными и региональными организациями по стандартизации, метрологии и сертификации. Деятельность МГС осуществляется в соответствии с «Положением о Межгосударственном Совете по стандартизации метрологии и сертификации».

Соглашением от 1994 г. установлены  условия и процедуры признания  в области сертификации. Основные положения этого Соглашения закрепляют: взаимное признание протоколов испытаний, сертификатов и знаков соответствия на продукцию и услуги, соответствующие утвержденному перечню и подлежащие обязательной сертификации; взаимное признание национальных систем сертификации и выданных ими сертификатов при условии соблюдения установленных процедур; аккредитацию органов по сертификации национальными органами по стандартизации, метрологии и сертификации с учетом мнения экспертов государств — участников Соглашения; право государств — участников Соглашения на осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

Соглашения о взаимном признании в области сертификации определяют: сроки, условия и процедуры  взаимного признания сертификационных органов и испытательных лабораторий, которые аккредитованы в национальных системах сертификации; порядок подтверждения безопасности продукции, поставляемой в рамках Соглашения о взаимном признании; ответственность изготовителя за безопасность экспортируемой продукции и органа, выдавшего сертификат. Сертификат государства-экспортера признается принимающей страной в порядке, предусмотренном для признания зарубежных сертификатов.

Межгосударственный совет  принял Положение о сертификации средств измерений, которое имеет  важное значение для признания сторонами  результатов испытаний взаимопоставляемой продукции.

В ближайшей перспективе планируется разработка общего для стран СНГ законодательного акта «О сертификации продукции и услуг» и межгосударственных нормативных документов, устанавливающих общие требования к правилам (порядкам) проведения сертификации продукции, а также введение единой формы сертификата и знака соответствия [7].

К региональным организациям, осуществляющим свою деятельность по обеспечению взаимного признания  результатов работ по стандартизации и сертификации, относятся:

—  Международная ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — межправительственная организация, объединяющая в настоящее время 6 стран и созданная с целью решения задач развития регионального сотрудничества в области стандартизации и сертификации, содействия развитию промышленности и торговли;

—Африканская региональная организация по стандартизации (АРСО), созданная в 1977 г. с целью содействия развитию стандартизации, сертификации и испытаний в 23 африканских государствах;

—  Арабская организация  по стандартизации и метрологии (АСМО), действующая с 1968 г. В ее работе принимают участие 17 арабских стран;

— Панамериканский комитет  стандартов (КОПАНТ), учрежденный в 1961 г. 19 странами Центральной и Латинской  Америки;

—   Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА), созданная в 1952 г. по инициативе национальных организаций по стандартизации Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, и ряд других европейских организаций по стандартизации, метрологии и сертификации [7].

 

4 соглашение по техническим барьерам в торговле

 

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, работ (процессов) и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

Соглашение по техническим  барьерам в торговле состоит их преамбулы, 15-ти статей и трех приложений. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется на все промышленные и сельскохозяйственные товары. Однако санитарные и фитосанитарные меры – предмет другого соглашения. В Соглашении используются два термина: «технический регламент» (Technical Regulation), включающий стандарты, соблюдение которых обязательно и термин «стандарт» (Standard), соблюдение которого является добровольным. Оно распространяется также и на процессы производства в тех случаях, когда они меняют качественные характеристики товаров. Соглашение признает за всеми странами право устанавливать обязательные стандарты – «технические регламенты», включая требования к маркировке и упаковке товаров. Они должны базироваться на научно обоснованных данных, применяться на основе режима наибольшего благоприятствования к товарам всех стран и не должны быть более обременительными к иностранным товарам по сравнению с товарами национального производства. Такие же правила относятся к процессам определения соответствия стандартам – сертификация (статья 2) [7].

Круг ведения Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО включает технические регламенты, стандарты и правила сертификации. Важнейшее требование Соглашения – названные выше меры не должны формулироваться и применяться таким образом, чтобы создавать барьеры в международной торговле. Общее требование Соглашения по техническим барьерам в торговле – гласность в использовании всех названных мер. Каждая страна обязана учредить информационные центры, сообщающие необходимую информацию в отношении мер, входящих в круг ведения Соглашения. Информация о названных выше мерах должна публиковаться и быть легкодоступной. Соглашение по техническим барьерам в торговле требует от его участников использования национального режима в отношении мер, регулируемых Соглашением. Процедуры определения соответствия стандартам не должны ставить иностранных поставщиков в худшее положение по сравнению с внутренними поставщиками и не должны быть для них более дорогостоящими. В Соглашении содержатся рекомендации его участникам признавать взаимно результаты проверки соответствия стандартам; заключать соглашения о взаимном признании процессов сертификации и самих сертификатов (статьи 5-9); базировать свои технические регламенты и системы сертификации на соответствующих международных стандартах и призыв к странам-членам ВТО участвовать в работе Международной организации по стандартизации. Статья 6 Соглашения касается тех случаев, когда обязательные стандарты могут быть введены на уровне местных властей и неправительственных учреждений. Правительства стран-членов ВТО должны применять такие разумные меры, которые обеспечивали бы выполнение Соглашения по техническим барьерам в торговле названными выше органами.

В Приложении к Соглашению содержится так называемый «Кодекс  добросовестной практики», регламентирующий подготовку, принятие и применение стандартов. Этот Кодекс содержит основные положения, регулирующие использование  стандартов. Статья 4 Соглашения рекомендует всем странам-членам ВТО придерживаться положений Кодекса. В нем признается право развивающихся стран не использовать стандарты, несовместимые с нуждами их развития и их право на разработку в международных органах международных стандартов на товары, имеющие особое значение для развивающихся стран. Положения Соглашения содержат также обязательства предоставления развивающимся странам необходимой помощи в развитии их систем стандартизации и в реализации норм Соглашения по техническим барьерам в торговле.

В рамках ВТО создан Комитет  по техническим барьерам в торговле, входящий в круг органов Совета по торговле товарами ВТО, для обсуждения всех вопросов, относящихся к деятельности Соглашения [7].

 

 

5 применение международных стандартов в отечественной практике

 

Правила применения. ГСС  России допускает следующие варианты правил применения международных и  региональных стандартов:

•   принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений ("метод обложки"). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;

•   принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).

Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт [3].

Руководство 2 ИСО/МЭК  рассматривает также прямое и  косвенное применение международного стандарта.

Прямое применение —  это применение международного стандарта  независимо от его принятия в любом  другом нормативном документе.

Косвенное применение — применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.

Таким образом, по терминологии указанные выше два варианта —  это косвенное применение международного стандарта в национальной системе стандартизации РФ.

Российская система  стандартизации, конечно, опирается  на международный опыт, приближена к международным правилам, нормам и практике стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт и свои особенности, не противоречащие, однако, изложенному выше. Поэтому целесообразно рассмотреть разновидности нормативных документов, действующих в РФ.

Нормативные документы  по стандартизации в РФ установлены Законом РФ "О стандартизации". К ним относятся:

  • Государственные    стандарты    Российской    Федерации 
    (ГОСТ Р);
  • применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, 
    нормы и рекомендации по стандартизации;
  • общероссийские  классификаторы  технико-экономической 
    информации;
  • стандарты отраслей;
  • стандарты предприятий;
  • стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений [3].

До настоящего времени  действуют еще и стандарты  СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также

ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стандартизации и 

ТУ — технические  условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации [3].

Рассмотрим содержание российских нормативных документов.

Государственные стандарты  разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых  носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов — Госстрой России.

Информация о работе Международная и региональная стандартизация