Международная стандартизация, контроль качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 04:14, контрольная работа

Краткое описание

Проблема качества в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней неуклонно возрастает. Это связано с тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства; во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучие человека. Для выполнения своих функций на высоком профессиональном уровне менеджеры должны иметь глубокие знания о качестве товаров в целом и наивысших достижениях в производстве товаров конкретных групп.

Содержание

Введение 3
1.Международная стандартизация 5
1.1. Понятие и значение международной стандартизации 5
1.2. Международные организации по стандартизации 7
1.3. Региональная стандартизация 10

2. Контроль качества 12
2.1. Определение и виды контроля качества 12
2.2. Контроль качества как процесс 16

Заключение 23
Библиография 25

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

 

1.Международная  стандартизация 5

1.1. Понятие и значение международной  стандартизации 5

1.2. Международные организации по  стандартизации 7

1.3. Региональная стандартизация 10

 

2. Контроль  качества 12

2.1. Определение и виды контроля  качества 12

2.2. Контроль качества как процесс 16

 

Заключение 23

Библиография 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема качества в настоящее время является во всем мире одной из наиболее актуальных, и интерес к ней неуклонно возрастает. Это связано с тем, что качество продукции определяет приоритеты на рынке, экономическую безопасность государства; во многом обеспечивает устойчивое развитие цивилизации, сохранение окружающей среды, здоровья и благополучие человека.

Для выполнения своих функций  на высоком профессиональном уровне менеджеры должны иметь глубокие знания о качестве товаров в целом  и наивысших достижениях в  производстве товаров конкретных групп. Они должны знать состояние рынка  товаров и его требования; процессы, происходящие в сфере потребления; методы исследования товаров; их воздействие  на здоровье потребителей и окружающую среду; современные методы менеджмента  качества.

В данной контрольной работе рассмотрены два вопроса из курса  «Управление качеством»:

1. Международная стандартизация;

2. Контроль качества.

Работа разделена на два  раздела.

Первый раздел посвящен вопросам международной стандартизации в управлении качеством продукции. В этой связи наряду с методологическими основами стандартизации дана краткая характеристика международных и региональных организаций по стандартизации; рассмотрено участие России в их деятельности.

Во втором разделе раскрывается сущность контроля качества продукции. Рассмотрены теоретические основы контроля качества, а также деятельность соответствующих служб.

При написании работы были использованы действующие законодательные  и нормативные акты, учебники и  учебные пособия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Международная стандартизация

1.1. Понятие и значение  международной стандартизации

 

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

 Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Международная стандартизация –  стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Соответственно, международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.

  Без международной стандартизации невозможно успешное осуществление торгового, экономического и научно-технического сотрудничества между странами, так как требования к одному и тому же объекту, содержащиеся в национальных стандартах различных стран, могут существенно различаться и поэтому превращаться в технические барьеры в международной торговле. Единые для множества стран международные стандарты выступают в этих процессах связующим звеном и эффективным средством устранения технических барьеров.

Для нашей страны международная стандартизация имеет большое значение в решении важнейших задач в области технического регулирования, управления качеством продукции и во многих других сферах деятельности. Реформирование национальной системы стандартизации возможно только на основе более полного использования потенциала международной стандартизации и опыта передовых стран. Выпуск продукции, качество и конкурентоспособность которой соответствовали бы критериям международного рынка, требует гармонизации технических регламентов и национальных стандартов с международными требованиями и нормами.

Следует отметить, что в условиях глобализации соблюдение обязательных и добровольных требований, содержащихся в технических регламентах, международных  и национальных стандартах, является недостаточным условием обеспечения  конкурентоспособности отечественной продукции даже в пределах собственных границ, не говоря уже о мировых рынках. Как правило, международные стандарты фиксируют лишь средние достижения в определенной области деятельности, регламентируют уже апробированные сообществом технические нормы и правила. Конкурентная борьба в условиях насыщенного рынка происходит выше норм, установленных стандартами. Поэтому для получения конкурентных преимуществ на насыщенном рынке нужно предлагать потребителям продукцию (товары, работы, услуги), которая превышает лучшие предложения конкурентов. Стратегия развития отечественной промышленности должна быть ориентирована на превышение норм не только национальных, но и международных стандартов. В первую очередь это касается предприятий и организаций, деятельность которых ориентирована на экспорт производимой продукции.

1.2. Международные организации  по стандартизации

 

Международная стандартизация представлена в настоящее время многими организациями. Наиболее авторитетными и значимыми являются:

1. Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO);

2. Международная электротехническая комиссия — МЭК (IEC);

3. Международный союз электросвязи — МСЭ (ITU);

4. Комиссия Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius).

Между собой они различаются сферами и основными направлениями деятельности. Результатом деятельности этих организаций является  
разработка стандартов, рекомендаций, технических отчетов  
и других документов.

Ниже приводится краткая характеристика каждой из них.

Международная организация по стандартизации – ИСО (ISO) основана в 1947 г. Ее основная цель содержится в Уставе ИСО: «…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

 В 2007 г. в составе ИСО насчитывалось 157 стран, представленных своими национальными организациями по стандартизации. Техническую работу ИСО осуществляли 188 технических комитетов (ТК), 546 подкомитетов (ПК), 2057 рабочих групп (РГ).

ИСО осуществляет свою деятельность в следующих направлениях: терминология, документация, технология материалов, инженерные и информационные технологии, строительство, электроника, транспортирование  товаров, социология, услуги, сельское хозяйство, продукты питания, безопасность, экология.

Список опубликованных к 2007 г. стандартов ИСО превышает 16500. Они используются в большинстве стран мира, стремящихся на равных условиях участвовать в формировании глобального рынка.

Большое значение имеют содержащиеся в международных стандартах ИСО единые требования к характеристикам продукции, методам ее испытаний и оценок, требования и рекомендации в области разработки и аудита систем менеджмента качества, аккумулирующие положительный опыт и достижения многих стран. Это касается, в частности, международных стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества, разработку которых осуществляет ИСО/ТК 176. Стандарты ИСО серии 9000 находят самое широкое применение в различных областях деятельности.

  Международная электротехническая комиссия –  МЭК – создана в 1906 г. В ее составе 62 страны, представленные национальными комитетами по участию в МЭК. Основная цель, сформулированная в Уставе МЭК, — содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

 Структура технических органов, разрабатывающих документы, такая же, как структура ИСО. В составе МЭК — 174 технических комитета и подкомитета и около 532 международных рабочих групп.

 МЭК осуществляет стандартизацию в области электротехнической промышленности, электронного машиностроения, ядерного приборостроения, лазерной техники, средств связи, авиационного и космического приборостроения, судостроения и морской навигации, атомной энергии, информатики, акустики, медицинской техники. Стандарты МЭК по содержанию более конкретны, чем стандарты ИСО, и поэтому более пригодны к прямому применению в странах-членах МЭК.

В последние годы внимание МЭК сосредоточено на разработке международных стандартов в области надежности, безопасности, электромагнитной совместимости технической продукции.

Россия — член МЭК с 1911 г. В настоящее время представители РФ входят в состав всех руководящих органов МЭК. В разработке стандартов МЭК участвует более ста министерств, ведомств, других организаций России.

Международный союз электросвязи — МСЭ (ITU) — международная организация, в рамках которой координируются глобальные сети и услуги электросвязи. Основан в Париже в 1865 г. как Международный телеграфный союз. В 1934 г. получил название МСЭ. Деятельность его направлена на развитие средств электросвязи, повышение их эффективности и доступности для населения. МСЭ осуществляет разработку стандартов в области электросвязи и телекоммуникаций, имеет примерно 15 тыс. стандартов.

 МСЭ в рамках своей деятельности удерживает лидирующие позиции в области кибернетической безопасности, разрабатывая стандарты, которые содействуют борьбе с преступлениями в кибернетической сфере, включая защиту от незаконного использования посторонними лицами идентификационных данных. Кроме того, МСЭ работает над стандартами, которые позволят устанавливать приоритет вызовов в аварийных ситуациях. Это означает, что в критической ситуации коммуникационные сети могут быть эффективно очищены от вызовов, не имеющих существенного значения. Новое достижение телевизионной медицины, позволяющее докторам и хирургам, находящимся в различных местах, иметь надежную связь и руководить лечебным процессом на расстоянии, также стало возможным благодаря стандарту МСЭ на мультимедийные системы в реальном времени.

В МСЭ состоят 189 государств-членов и 719 членов по секторам и ассоциациям (научно-промышленных предприятий, государственных частных операторов связи, радиовещательных компаний, региональных и международных организаций).

Комиссия Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius) является важнейшей международной организацией по стандартизации и контролю пищевых продуктов. Она образована Всемирной организацией сельского хозяйства и продовольствия FAO (Food and Agriculture Organization) и Всемирной организацией здравоохранения ВОЗ (World Health Organization) в 1963 г.

Комиссии Кодекс Алиментариус были переданы полномочия по созданию Кодекс Алиментариус — Международного пищевого кодекса. В настоящее время он является всемирным эталоном для потребителей, производителей пищевых продуктов, а также национальных органов, которые контролируют продукты питания и соблюдение международных правил торговли.

 Главная цель деятельности Комиссии заключается в создании согласованных на международном уровне правил национальных систем контроля продуктов. В ее составе 168 стран, представляющих более 97% стран мира.

1.3. Региональная стандартизация

 

Региональная стандартизация – разновидность международной стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира. Региональный стандарт – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации.

К региональной стандартизации в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) относится стандартизация, координируемая Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и Сертификации стран СНГ (МГС).

  В целях повышения конкурентоспособности продукции, производимой в странах-членах СНГ, а также гармонизации межгосударственных стандартов с международными и европейскими нормативными документами успешно реализуются межгосударственные программы стандартизации продукции легкой промышленности, автомобильного транспорта, сельскохозяйственной техники.

  Международное сотрудничество по стандартизации осуществляют по линии международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран на базе соглашении, договоров и протоколов о сотрудничестве. Важным направлением международной деятельности в области стандартизации является двустороннее сотрудничество с национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран, а также стран СНГ.

Россия участвует в следующих  международных и региональных организациях по стандартизации:

 • Международной организации по стандартизации — ИСО;

 • Международной электротехнической комиссии — МЭК;

 • Комиссии FАО/ВОЗ Кодекс Алиментариус (Codex Alimentarius);

 • Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ;

• Европейской экономической комиссии ООН (ЕОК ООН);

 • Тихоокеанско-азиатском Комитете по стандартизации (ПАСК) и др.

В этих организациях Россию представляет национальный орган по стандартизации — Ростехрегулирование.

Информация о работе Международная стандартизация, контроль качества