Мероприятия по внедрению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Железобетон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать управление качеством продукции на предприятии.
Задачи курсовой работы:
-рассмотреть качество продукции как объект управления;
- узнать содержание системного подхода к управлению качеством;
- исследовать показатели качества и методы их оценки;
- провести системный подход управления качеством продукции на ОАО «Железобетон»;
- исследовать организацию разработки систем управления качеством на предприятии;
- исследовать совершенствование управления качеством продукции на предприятии ОАО «Железобетон».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ….....6
1.1.История развития систем управления качеством…………………….….…..6
1.2. TQM и дальнейшее развитие ISO 9000……………………………….……..9
1.3. Практика внедрения системы качества на предприятии как
фактор внутрифирменного механизма мотивации труда……………………...11
2. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО «ЖЕЛЕЗОБЕТОН»……………………………………………………..…17
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Железобетон»………………………17
2.2. Комплексная система управления качеством продукции
ОАО «Железобетон»…………………………………………………………….18
2.3.Организация разработки систем управления качеством на предприятии...24
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЖЕЛЕЗОБЕТОН»…………………………………..30
3.1. Рекомендации по совершенствованию процесса управления
качеством на предприятии……………………………………………………….30
3.2. Мероприятия по внедрению системы менеджмента качества
на предприятии ОАО «Железобетон»……………………………………..……32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСПОЧНИКОВ…………

Вложенные файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ.doc

— 699.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5

1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ….....6

   1.1.История развития систем управления качеством…………………….….…..6

   1.2. TQM и дальнейшее развитие ISO 9000……………………………….……..9

   1.3. Практика внедрения  системы качества на предприятии как

   фактор внутрифирменного механизма мотивации труда……………………...11

2. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ  КАЧЕСТВА  НА ПРЕДПРИЯТИИ

    ОАО «ЖЕЛЕЗОБЕТОН»……………………………………………………..…17

   2.1 Характеристика предприятия ОАО «Железобетон»………………………17

   2.2. Комплексная  система  управления  качеством продукции

   ОАО «Железобетон»…………………………………………………………….18

  2.3.Организация разработки систем управления качеством на предприятии...24

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 

   НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЖЕЛЕЗОБЕТОН»…………………………………..30

   3.1. Рекомендации по совершенствованию процесса управления

   качеством на  предприятии……………………………………………………….30

   3.2. Мероприятия по внедрению системы менеджмента качества

   на предприятии ОАО «Железобетон»……………………………………..……32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСПОЧНИКОВ………………………………38

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из важнейших факторов роста эффективности  производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество продукции  относится к числу важнейших  критериев функционирования предприятия  в условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой  продукции по праву можно отнести  к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение  качества продукции определяет степень  выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий российскими  предприятиями в конечном итоге  должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках.

Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные  и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

Цель курсовой работы – исследовать управление качеством  продукции на предприятии.

Задачи курсовой работы:

-рассмотреть качество  продукции как объект управления;

- узнать содержание  системного подхода к управлению  качеством;

- исследовать показатели  качества и методы их оценки;

- провести системный  подход управления качеством  продукции на  ОАО «Железобетон»;

- исследовать организацию  разработки систем управления качеством на предприятии;

- исследовать совершенствование  управления качеством продукции на предприятии ОАО «Железобетон».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

1.1. Внедрение системы управления качеством

 

Для каждого предприятия и для каждой отрасли качество представляет собой решающий инструмент по поддержанию и повышению конкурентоспособности.

На дальнюю  перспективу  успех предприятия  на рынке во многом зависит от более  высокого качества его продуктов  или услуг по сравнению с конкурентами. Кроме того качество производственных процессов приобретает всё большее значение, а постоянно повышающаяся производительность даёт определённые преимущества в производственных затратах в отличие от конкурентов.

Таким образом, качество перестало быть лишь фактором имиджа, а однозначно превратилось в вопрос выживания на рынке.

В связи с  переходом от рынков сбыта к рынкам потребления покупатели сегодняшнего дня в своих желаниях руководствуются  различными аспектами качества, а  предприятия ощущают давление, оказываемое со стороны клиентов, относительно соблюдения и выполнения: ожиданий клиентов, условий конкурентной борьбы; промышленных стандартов; государственных предписаний.

При этом нельзя недооценивать факторы риска  в глобальной торговле. К ним относятся:

- неоплата  поставленного товара;

- претензии  по причине плохого качества  продукта;

- претензии  по причине несвоевременной поставки;

- претензии  из-за повреждений во время  транспортировки;

- порча особо  чувствительных продуктов;

- несоответствие продукта предъявляемым требованиям;

-невыполнение  требований правовых и технических  нормативов и предписаний.

Стратегические  факторы «качество - расходы - время» можно регулировать лишь тогда, когда  на всех уровнях предприятия жива идея приоритета качества и ощущается стремление к ее развитию. Преуспевающие предприятия выбирают приоритет качества своей стратегией и внедряют систему управления качеством (менеджмент качества).

В качестве ремарки  необходимо отметить, что внедрение  стандартов ИСО серии 9000 на предприятии  является добровольным решением руководства и направлено, прежде всего, на повышение конкурентоспособности предприятия. В отличие от этого, внедрение стандарта GMP в медицинской промышленности РФ с 2005 года при производстве готовых лекарственных средств, а с 2008 года и при производстве субстанций является обязательным.

 

1.2. TQM и дальнейшее развитие ISO 9000

 

Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) — это философия  организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество — это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации.

TQM — это всеобщий  менеджмент качества, это стратегия, которая будет определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе XXI столетия. Это означает стать лучшим.  
 Стратегия TQM проста, и в то же время универсальна — выяснить нужды потребителя и удовлетворить их. В этом секрет успеха. Конечно, нельзя рассчитывать, что все можно изменить очень быстро и без проблем. Внедрение этой системы — длительный процесс, на освоение которого идут годы. Он требует значительных усилий для освоения тонкостей, разработки соответствующей системы взглядов и ее реализации.

Достичь высокого, достойного уровня жизни невозможно без решения проблемы качества труда. По И.А. Ильину эта проблема может  быть решена при наличии верных, волевых, знающих и даровитых людей; крепкой и гибкой организации; напряженным и добросовестным трудом; производством первосортного продукта [3]. Интересно сопоставить эту мысль, высказанную более семидесяти лет  тому назад, с основными принципами ТQМ – всеобщего (тотального, всеохватывающего) управления качеством.

Нацеленность  ТQМ на качество, на участие в управлении качеством всех сотрудников предприятия, на удовлетворение требований потребителя, на достижение выгоды для сотрудников предприятия и членов общества - разве можно во всем этом не выявить тесную корреляцию с суждениями известного русского философа?

В целом, можно  сказать, что методология управления качеством представляет собой разновидность методологии управления бизнес-процессами в сфере повышения качества продукции.

В последнее  время в отечественной прессе появился ряд публикаций, представляющих TQM как панацею от всех бед российских предприятий. При этом из поля зрения выпадает тот факт, что TQM - это способ ведения бизнеса, а не одна программа, и ее внедрение требует большой длительной работы при участии всех сотрудников предприятия.

Сертификация  системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 свидетельствует лишь о соответствии минимальным требованиям, на основании которых потребитель оценивает возможность заключения с предприятием партнерских отношений, и не более. Практика показывает, что для успешной деятельности одной сертификации системы качества недостаточно, необходимо разрабатывать и развивать эту систему, основываясь на методах и принципах TQM, чтобы достичь долгосрочного успеха. В разработку системы управления в соответствии с принципами TQM вовлекается большинство сотрудников предприятия, а полное воплощение этой системы должно производиться с применением современных технологий (организационных, управленческих, информационных и др.). Этот процесс требует перестройки всей деятельности предприятия, согласованной работы всех структурных подразделений, а также длительного периода времени.

До недавнего  времени не существовало утвержденной методологии и программы внедрения TQM на предприятии. И вот, наконец, произошло то, чего так долго ждали: закончена разработка стандартов ИСО серии 9000 версии 2001 года. Эти стандарты направлены на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы управления качеством с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путем выполнения их требований. Модель системы управления качеством, основанной на процессном подходе изображена на рисунке 1.  

Рисунок 2. Модель системы управления качеством, основанной на процессном подходе

 

Практика  показывает, что квалифицированное  использование методологии TQM обеспечивает:

1. Увеличение степени  удовлетворенности клиентов продуктами и услугами. В условиях TQM обязательным является удовлетворение всех запросов клиентов, а также дополнительные усилия по предупреждению их ожиданий.

2. Улучшение имиджа  и репутации предприятия.

3. Повышение производительности  труда. Оно наступает автоматически, как только работники становятся партнерами по внедрению TQM.

4. Увеличение прибыли.

5. Повышение качества  и конкурентоспособности продукции  и услуг. 

6. Обеспечение экономической  устойчивости предприятия, а также  рационального использования всех видов ресурсов.

7. Повышение качества  и эффективности управленческих  решений.

8. Внедрение новейших  достижений в технике и технологиях.

 

1.3. Практика внедрения  системы качества на предприятии как фактор внутрифирменного механизма мотивации труда

 

Перед тем как перейти к оценке роли мотивационного механизма при внедрении системы качества следует обратить внимание на основные препятствия, сдерживающие процесс внедрения системы.

В 2000 году автором на ряде предприятий Волгоградской области было проведено тестирование на тему: каковы препятствия внедрения системы качества на предприятии. В данном случае опрос был нацелен на определение причин, связанных непосредственно с деятельностью работников и выявление препятствий, возникающих между работниками в процессе внедрения системы качества. В процессе тестирования принимали участие предприятие без внедренной системы качества (ОАО «Нефтегазмаш») и предприятие с внедренной системой качества (ОАО «Волжский Оргсинтез»).

В результате были получены следующие результаты (таблица 1).

 

 

 

 

 

Таблица 1. Оценка препятствий на пути к внедрению системы качества на предприятии

Препятствия

Место по сложности

Предприятие с внедренной системой качества

Предприятие без внедренной системы качества

Нехватка времени, необходимого для  инициатив в области качества

1

2

Слабая внутрифирменная коммуникация

2

4

Отсутствие реальной самостоятельности  у персонала

3

5

Отсутствие доверия сотрудников к руководителям

4

9

Политические и групповые причины

5

8

Отсутствие официального стратегического  плана преобразований

6

3

Отсутствие четкой мотивации

7

1

Представление, что программы в  области качества дают быстрые результаты

8

10

Отсутствие инициативы и лидерства руководителей

9

6

Отсутствие четкой ориентации на заказчика

10

11

Отсутствие четкого общефирменного определения понятия «качество»

11

7

Информация о работе Мероприятия по внедрению системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Железобетон»