Методологические аспекты учета выпуска и отгрузки готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка учета готовой продукции и ее продажи на конкретном предприятии – Общество с ограниченной ответственностью «Альпака» и выявление путей усовершенствования учета.
Предмет изучения – бухгалтерский учет выпуска готовой продукции и ее продажи на примере ООО «Альпака».
Реализация данной цели требует постановки следующих задач:
изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.);
рассмотреть порядок отражения операций по учету готовой продукции и ее продажи в теоретическом и практическом аспектах;
разработать пусти совершенствования учета выпуска готовой продукции и ее продажи.

Вложенные файлы: 1 файл

учет готовой продукции курсовая .docx

— 129.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность и значимость рассмотрения учета готовой продукции и ее продажи заключается в том, что результатом деятельности любого производственного предприятия или организации является выпуск готовой продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В результате, стоимость готовой продукции, работ, услуг переходит из сферы производства в сферу обращения.

Для успешного выполнения бухгалтерией своих учетных задач, связанных с готовой продукцией и ее продажей, необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства, своевременное оформление хозяйственных операций. Чтобы правильно и своевременно осуществлять учет результатов производственной деятельности предприятие должно выбрать и закрепить в своей учетной политике ряд основополагающих принципов и методов по учету готовой продукции, варианты которых изложены и закреплены в законодательных актах и рекомендациях Министерства финансов Российской Федерации.

Объем выпуска и продажи готовой продукции является основным показателем, характеризующим деятельность предприятия. Объем продаж крайне важен для установления различных нормированных статей затрат, например, таких как расходы на рекламу, представительские расходы, а также для исчисления целого ряда налогов.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение порядка учета  готовой продукции и ее продажи на конкретном предприятии – Общество с ограниченной ответственностью «Альпака» и выявление путей усовершенствования учета.

Предмет изучения – бухгалтерский учет выпуска готовой продукции и ее продажи на примере ООО «Альпака».

Реализация данной цели требует постановки следующих задач:

  • изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.);
  • рассмотреть порядок отражения операций по учету готовой продукции и ее продажи  в теоретическом и практическом аспектах;
  • разработать пусти совершенствования учета выпуска готовой продукции и ее продажи.

Объектом исследования является – Общество с ограниченной ответственностью «Альпака», на примере деятельности которого рассматривается бухгалтерский учет операций, связанных с выпуском и продажей готовой продукции.

Методологическими основами исследования в работе являются нормативные и законодательные акты по бухгалтерскому учету готовой продукции и ее продажи, а также труды ученых по заданной теме исследования.

Информационной базой исследования является нормативная документация по финансово-хозяйственной деятельности предприятия и  его    внутренняя документация (регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская и оперативная отчетность) по учету готовой продукции и ее продажи, включая Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках.

 

1. Методологические  аспекты учета выпуска и отгрузки  готовой продукции

    1. Понятие готовой продукции и ее оценка

 

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия, также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства [8, c. 18].

Готовая продукция в основном предназначена для реализации на сторону, но часть ее может использоваться внутри своего предприятия.

Продукция, не подвергшаяся всем предусмотренным технологическим процессом операциям обработки, а также изделия, не прошедшие испытаний и технической приемки, в состав объема готовой продукции не включаются и подлежат учету как незавершенное производство.

Предприятия, изготовляют продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству. При этом большое внимание уделяется увеличению ее объема, расширению ассортимента и улучшению качества.

В настоящее время важное значение приобретает реализация продукции по договорам поставок как важнейшему экономическому показателю работы, определяющему эффективность и целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от принятого порядка в объем реализации может включаться отгруженная и отпущенная продукция по мере предъявления покупателям (заказчикам) платежных документов к оплате или после поступления выручки на счета денежных средств поставщика.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.

От объема реализации продукции с учетом выполнения договорных поставок зависит величина прибыли предприятия - одного из важнейших показателей его деятельности.

В системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят [12, c. 13]:

  • постоянный контроль за выпуском готовой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;
  • полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  • своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
  • контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;
  • учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
  • своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет.

Для успешного выполнения этих задач необходима ритмичная работа предприятия, правильная организация складского хозяйства и сбыта, своевременное документальное оформление хозяйственных операций.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана из производства на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

В учете продукция отражается в натуральных, условно-натуральных единицах и в стоимостном выражении. В качестве натуральных единиц измерения используются количественные меры - штуки, литры, тонны и др. С их помощью ведется аналитический учет и исчисляется количество, объем и масса продукции по ее видам, сортам, размерам и т.д. Условно-натуральные показатели – это показатели, которые предназначены для отражения однородных по назначению, но разных по качественным характеристикам объектов учета. С помощью стоимостного измерителя ведется аналитический и синтетический учет, определяются показатели выпуска продукции, объем выручки и финансовый результат от продажи продукции. При формировании стоимостных показателей продукция оценивается по нормативной (плановой) и фактической себестоимости, по продажным ценам [10, c. 185].

Выпуск готовой продукции на синтетических счетах отражается по фактической себестоимости их производства. В текущем учете продукция может оцениваться [10, c. 191]:

  • по фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки применяется в производствах, выпускающих изделия или выполняющих работы по индивидуальным заказам. Фактическая себестоимость каждого изделия, вида работ определяется по мере их завершения, что и позволяет использовать эту оценку;
  • по нормативной (плановой) себестоимости. При данном способе оценки по окончании месяца выявляют отклонения фактической себестоимости от нормативной (плановой), которые в аналитическом учете отражаются обособленно. Этот способ оценки возможен при применении в организации нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, при наличии плановых калькуляций;
  • по продажным ценам на продукцию и тарифам на работы (услуги). В этом случае по окончании отчетного периода исчисляется разница между стоимостью продукции (работ, услуг) по продажным ценам (тарифам) и фактической ее себестоимостью, которая, как и отклонения при предыдущем способе оценки, в аналитическом учете показывается также обособленно;
  • по прямым статьям расходов (по сокращенной себестоимости). При данном способе оценки все косвенные расходы списываются непосредственно на проданную продукцию.
  • по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимости продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При устойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продукции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества.

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отгрузка, реализация), поэтому для учета необходима условная оценка продукции. Ежедневный учет движения готовой продукции ведется или по плановой производственной себестоимости, или по договорным ценам организации, называемым учетными.

Плановая себестоимость или договорная цена единицы продукции, разрабатывается организацией самостоятельно. В конце месяца плановая себестоимость должна быть доведена до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты отклонений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продукция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость отгруженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую себестоимость и остаток на складах на конец месяца [18, c. 204]. Процент отклонение плановой себестоимости от фактической определяется по следующей формуле.

         (1.1),

где: О - сумма отклонений на остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца), руб.;

O1 — сумма отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного периода (месяца), руб.;

Сп— остаток готовой продукции на складе на начало отчетного периода (месяца) по учетным ценам, руб.;

Cп1 — поступление на склад из  производства готовой продукции  в течение отчетного периода по учетным ценам, руб.

На предприятии ООО «Альпака», участки работы которого будут рассмотрены  в данной работе, такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются предприятием исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При этом плановые цены могут разрабатываться исходя из среднегодовой или среднеквартальной плановой производственной себестоимости.

 

    1. Синтетический и аналитический учет готовой продукции и  
      ее продажи

 

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех расчетов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой продукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании месяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).

По показателям выпуска готовой продукции определяется результат работы организации в процессе производства - экономия или перерасход как разница между фактической и плановой себестоимостью выпущенной продукции. Здесь же выпуск расценивается и по отпускным (продажным, договорным) ценам, что дает возможность определить предполагаемую выручку и прибыль после реализации выпущенной продукции.

По мере готовности продукция передается из цехов на склады, где и ведется учет ее дальнейшего передвижения.

Передача продукции из цеха на склад оформляется приемо-сдаточной накладной, в которой указывается номер цеха-сдатчика, номер склада, получившего продукцию, наименование изделий, номенклатурный номер, количество сданных на склад изделий, учетная цена и сумма.

В большинстве организаций применяется накопительная приемо-сдаточная накладная. В ней производятся записи в течение нескольких дней и по нескольким изделиям.

В ряде случаев вместо накопительных применяются разовые накладные, которые оформляются на каждый выпуск продукции. Если продукция изготовляется по разовым заказам, то в накладной перечисляются изделия, входящие в заказ, номер договора или письма, по которому выполняется данный заказ.

Информация о работе Методологические аспекты учета выпуска и отгрузки готовой продукции