Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 03:06, реферат
Бережливое производство - это американское название Производственной системы Toyota. Создатель бережливого производства Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства еще в 1950-х годах. В те послевоенные времена Япония лежала в руинах и стране нужны были новые автомобили. Но проблема была в том, что спрос был не настолько велик, чтобы оправдать закупку мощной производственной линии, на манер Ford. Нужно было много разных видов автомобилей (легковые, мало- и среднетоннажные грузовики и пр.), но спрос на конкретный вид машины был невелик.
Бережливое производство - это американское название Производственной системы Toyota. Создатель бережливого производства Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства еще в 1950-х годах. В те послевоенные времена Япония лежала в руинах и стране нужны были новые автомобили. Но проблема была в том, что спрос был не настолько велик, чтобы оправдать закупку мощной производственной линии, на манер Ford. Нужно было много разных видов автомобилей (легковые, мало- и среднетоннажные грузовики и пр.), но спрос на конкретный вид машины был невелик. Японцам пришлось учитьтся эффективно работать, создавая множество разных моделей в условиях невысокого спроса на каждую модель. Такую задачу до них не решал никто, так как эффективность понималась исключительно в терминах массового производства. Собственно, отсюда и родился термин lean, который за кружкой пива придумал Джон Крафчик, один из американских консультантов. Ведь как еще назвать систему, способную эффективно производить множество видов продукции при низких удельных затратах? Lean, то есть «бережливое».
Бережливое производство (lean production), или ЛИН-подход имеет, как правило, две трактовки. Приверженцы первой считают, что бережливое производство – это прорывный подход к менеджменту и управлению качеством, обеспечивающий долговременную конкурентоспособность без существенных капиталовложений (пионером этого подхода стала компания Toyota, которая благодаря его использованию достигла выдающихся результатов); с другой стороны существует определение бережливого производства как концепции менеджмента, основанной на неуклонном стремлении уменьшить время производственного цикла путем ликвидации потерь.
Отправная точка бережливого производства - ценность для потребителя. С точки зрения конечного потребителя, товар (услуга) приобретает действительную ценность только в то время, когда происходит непосредственная обработка, изготовление тех элементов, которые потребителю нужны. Cердцем бережливого производства является процесс устранения потерь, которые по-японски называются «му́да». Му́да - это одно из японских слов, которое означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Например, потребителю совершенно не нужно чтобы готовый продукт или его детали лежали на складе. Тем не менее, в традиционной системе управления фирмой складские издержки, а также все расходы, связанные с переделками, браком, перекладываются на потребителя.
В соответствие с концепцией
бережливого производства всю деятельность
предприятия можно
Сегодня среди целей внедрения положений концепции бережливого производства в деятельность самых разнообразных предприятий неизменно оказываются следующие:
Тайити Оно, отец производственной системы компании Toyota и бережливого производства, будучи ярым борцом с потерями, выделил 7 их видов [2]:
Джеффри Лайкер, который наряду с Джимом Вумеком и Дэниелом Джонсом активно исследовал производственный опыт Toyota, указал в книге «Дао Toyota» 8-й вид потерь:
Также принято выделять ещё 2 источника потерь — му́ри и му́ра, которые означают соответственно «перегрузку» и «неравномерность»:
Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на рынок (производство под заказ).
Джим Вумек и Дэниел Джонс в книге «Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» излагают суть бережливого производства в виде пяти принципов:
Позднее были выделены еще несколько принципов:
Тайити Оно писал, что производственная система Toyota стоит на двух «китах»: системе «дзидока» и «точно вовремя». «Дзидока» означает «вытягивание» то есть идею, что последующая производственная стадия запрашивает нужные изделия с предыдущей, а пока этого нет, ничего не производится. Принцип «точно вовремя» заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии строго в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. В результате компания, последовательно внедряющая подобный принцип, может добиться сведения к нулю складских запасов. Впоследствии консультанты выделили в концепции бережливого производства множество элементов, каждый из которых представляет собой определенный метод, а некоторые (например кайзен) сами претендуют на статус концепция.
Наиболее популярными инструментами и методами Бережливого производства сегодня являются [2]:
1. Картирование потока создания ценности (Value Stream Mapping);
2. Вытягивающее поточное производство;
3. Канбан;
4. Кайзен - непрерывное совершенствование;
6. Система SMED - Быстрая переналадка оборудования;
7. Система TPM (Total Productive Maintenance)
- Всеобщий уход за
8. Система JIT (Just-In-Time - точно вовремя);
9. Визуализация;
10. U-образные ячейки;
11. «Пока - ёкэ» («защита
от ошибок», «защита от дурака»
В рамках настоящей
работы целесообразно
Концепция Кайзен непосредственно связана с улучшением производительности. По-японски, «кайзен» означает «небольшое, постепенное, постоянное улучшение», а английский перевод – «постоянное или непрерывное изменение». Это процесс, который будучи правильно проведенным, «смягчает» и облагораживает рабочие места, устраняет необходимость слишком тяжелой работы (как умственной, так и физической), учит людей проводить быстрые эксперименты с использованием научных методов, а также учит тому, как увидеть и свести к минимуму простои и потери при выполнении бизнес процессов.
Цели применения философии Кайзен включают в себя устранение простоев и потерь, а также видов деятельности, добавляющих издержки, но не ценность; налаживание своевременных поставок, «выравнивание» производственной загрузки по количеству и типам продукции, стандартизация работы, обеспеченность соответствующим оборудованием. В своей основе Кайзен берет процесс, системы, продукты и услуги по отдельности, а затем перегруппировывает и перестраивает их в более боеспособный вариант. Кайзен идёт рука об руку с циклами контроля качества, хотя его сущность далеко не ограничивается только обеспечением гарантии качества. [1]
Кайзен не рассматривает
проблемы, как нечто определенно
негативное; с точки зрения Кайзен,
проблемы – это позитивные возможности
для дальнейшего развития. Для
того, чтобы внедрить изменения, Кайзен
находит, документирует и фиксирует
проблемы. Программа предусматривает
систему поощрений для
Однако кайзен не означает лишь «делать лучше»; он также подразумевает достижение таких конкретных целей, как устранение потерь (времени, денег, материалов, усилий), повышение качества (товаров, услуг, взаимоотношений, личного поведения, развития сотрудников), снижение издержек на разработку, производство, содержание запасов и распространение и в конечном итоге повышение степени удовлетворенности потребителей.
Кайзен, возможно, стал первым
целостным «движением» в
Кайзен — это стиль
мышления и поведения. Он направляет
индивидуумов и команды в "компании-семье",
позволяет ориентировать их усилия
на обеспечение прибыли в
Процесс совершенствования в компании, использующей кайзен, — это предмет заботы каждого. Каждый сотрудник может свободно рассматривать любую инициативу, которая способствует улучшению продукта, дальнейшему сокращению потерь или издержек. Следовательно, группа, работа которой основана на принципах кайзен, в меньшей степени ограничена, нежели, например, группа, отвечающая за какой-либо проект или за контроль качества, или просто отдельно взятый сотрудник в традиционной западной компании, где их могут упрекнуть, если они начнут "совать нос" в функциональную область, выходящую за рамки компетенции их собственного департамента.
Ключевая концепция подхода кайзен состоит в том, что изменения являются всеохватывающими: ничто не является статичным, статус-кво отсутствует. Все должно подвергаться постоянному пересмотру. Следствием этого является то, что изменения не должны быть масштабными — другими словами, они могут сводиться к небольшим, постепенным модификациям, что позволит гарантировать, что компания использует самые современные методы и обеспечивает наилучшее возможное качество. В течение последних пятидесяти лет подобные последовательные, небольшие, эволюционные изменения позволили преобразовать экономику Японии и предоставлять потребителям по всему миру продукты, которые постоянно устанавливают все новые стандарты. Сегодня во многих секторах японской экономики редко можно встретить ситуацию, когда японской компании необходимо совершить "квантовый скачок" для того, чтобы опередить западного конкурента или восстановить свою рыночную позицию.
Информация о работе Основные положения концепции «Бережливое производство»