Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 03:06, реферат
Бережливое производство - это американское название Производственной системы Toyota. Создатель бережливого производства Тайити Оно начал первые опыты оптимизации производства еще в 1950-х годах. В те послевоенные времена Япония лежала в руинах и стране нужны были новые автомобили. Но проблема была в том, что спрос был не настолько велик, чтобы оправдать закупку мощной производственной линии, на манер Ford. Нужно было много разных видов автомобилей (легковые, мало- и среднетоннажные грузовики и пр.), но спрос на конкретный вид машины был невелик.
Система ТРМ охватывает основные виды деятельности компании – проектирование, производство и управление система ТРМ. Все мероприятия, осуществляемые в рамках ТРМ, направлены на устранение основных видов потерь, снижающих эффективность компании. Такими потерями являются:
• потери времени функционирования оборудования (потери, вызванные поломками оборудования; потери из-за наладки оборудования),
• потери энергоресурсов, сырья, материалов,
• потери рабочего времени.
Ключевым направлением развертывания
системы TPM является самостоятельное
обслуживание оборудования оператором.
При традиционных методах организации
производства оператор занимается изготовлением
продукции, а обслуживание оборудования
осуществляют наладчики, механики-ремонтники,
то есть функционально эти два
вида деятельности разграничены. При
этом ремонты оборудования носят
планово-предупредительный
При переходе на самостоятельное обслуживание
оборудования первым шагом является обучение
операторов способам и видам обслуживания
оборудования. Далее, для всех типов оборудования,
которые переводятся на самостоятельное
обслуживание, определяются виды и периодичность
работ по обслуживанию и мелким ремонтам,
передаваемым операторам. По этим работам
разрабатываются и размещаются на рабочих
местах наглядные карты, схемы, инструкции.
Для выполнения этих работ оператор оснащается
необходимым инструментом и материалами.
Следующее направление, связанное с внедрением
ТРМ – обеспечение управления оборудованием
на протяжении его жизненного цикла. В
этих целях, с учетом перехода на самостоятельное
обслуживание оборудования оператором,
переосмысливаются задачи планово-предупредительного
ремонта и технического обслуживания
оборудования. Обновленные (сокращенные,
но обладающие более высокой квалификацией)
ремонтные службы предназначаются для
ведения среднего и капитального ремонта,
модернизации оборудования, а также для
устранения серьезных аварий. Усиливается
информационное обеспечение, предполагающее
консолидацию технической документации,
компьютерный учет и анализ всех видов
простоев оборудования и их причин.
Третьим важным направлением развертывания
системы TPM является проведение отдельных
улучшений, косвенно связанных с обслуживанием
оборудования. Отдельные улучшения представляют
собой постоянный процесс совершенствования
различных элементов производства (использование
человеческих ресурсов, использование
помещений, расход энергоресурсов, расход
сырья и материалов, работа с потребителями,
подрядчиками и поставщиками и др.).
В ТРМ участвуют операторы
и ремонтники, которые вместе обеспечивают
повышение надежности оборудования.
Поскольку операторы постоянно
находятся рядом с
Операторы + Обслуживающий персонал + Руководство = УСПЕХ системы ТРМ
Обслуживающему персоналу
Можно обучить операторов
самостоятельному выполнению несложных
видов ремонта и
Большинство неисправностей возникает или на новом, или на старом оборудовании. А недостаточное внимание и ненадлежащее обслуживание ускоряют процесс его устаревания и сокращают срок службы. Работая сообща и определяя возникающие неисправности еще на начальных стадиях, команда операторов и специалистов по обслуживанию может значительно продлить срок службы оборудования, быстро локализуя проблемы, пока они не обусловили серьезных аварий и дорогостоящих простоев. Для обеспечения более эффективной поддержки в эту команду следует включить представителей руководства, которые определят необходимое количество профилактических остановок оборудования для выполнения планового техобслуживания. Руководство должно также следить за своевременным выделением денег на ремонтные работы. [5]
Установить причины снижения
производительности до того, как это
приведет к полной остановке производства,
помогает процедура документирования
данных о полной эффективности оборудования
(ОЕЕ, Overall Equipment Effectiveness). В большинстве
случаев целесообразно
Записи о полной эффективности оборудования должны быть понятны каждому, поэтому удобно использование в них диаграмм. Операторы должны регистрировать все фактические случаи остановки, независимо от их длительности и причин. Когда график ведется долго и без ошибок, регистрация повторяющихся проблем позволит выявить тенденции и наметить пути предотвращения производственных потерь
Внедрение метода Всеобщего ухода за оборудованием в TPS описывается последовательностью, представленной на рисунке 1.
Начиная с 1980-годов TPM была успешно внедрена во многих японских компаниях, компаниях США и Западной Европы. В последние годы систему TPM начали внедрять ряд российских компаний - Ярославском шинном заводе (холдинг «СИБУР-Русские шины»), Чепецком механическом заводе, Челябинском заводе по производству пластиковых окон (ООО «Эталон»), кондитерской фабрике ОАО «Большевик» в Москве и др.
В философии ТРМ центральное место отводится человеку. Лишь радикальное изменение трудового поведения работников, возникновение у них стремления к совершенствованию производства позволит успешно внедрить в компании систему ТРМ. Изменение трудового поведения работников осуществляется при помощи их активного участия в функционировании ТРМ, расширении их функций, повышения квалификации, роста мастерства, а также совершенствования системы мотивации в компании.
Термин «точно-в-срок» (just-in-time — JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени — так, что на каждом этапе процесса следующая (обычно небольшая) партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена. Отсюда и название just-in-time (точно в срок, только вовремя). В результате получается система, в которой отсутствуют любые пассивные единицы, ожидающие обработки, а также простаивающие рабочие или оборудование, ожидающие изделия для обработки. [4]
Явление «точно-в-срок» (JIT) характерно
для производственных систем, которые
функционируют с очень
Подход «точно-в-срок» был разработан в японской автомобильной компании Toyota. Его автор — Тайиши Оно (который в конечном счете стал вице-президентом компании по производству) и несколько его коллег. На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительны к пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы — как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы.
Широко распространено мнение,
что система JIT — это просто соответствующее
планирование производства, результатом
которого является минимальный уровень
незавершенного производства и материальных
запасов. Но в сущности, JIT представляет
собой определенную философию, которая
охватывает каждый аспект производственного
процесса, от разработки до продажи
изделия и послепродажного
Конечная цель системы JIT
— это сбалансированная система;
то есть такая, которая обеспечивает
плавный и быстрый поток
Сбои и нарушения процесса
оказывают отрицательное
Время подготовки и производственные сроки удлиняют процесс, ничего не добавляя при этом к стоимости изделия. Кроме того, продолжительность этих сроков отрицательно воздействует на гибкость системы. Следовательно, их сокращение очень важно и является одной из целей непрерывного усовершенствования.
Необоснованные расходы
представляют собой непроизводительные
ресурсы; их устранение может освободить
ресурсы и расширить
Наличие подобных необоснованных расходов говорит о возможности усовершенствования или список необоснованных расходов определяет потенциальные цели непрерывного усовершенствования.
Системы JIT используют трехэтапный подход к качеству. Первая часть — внедрить качество в изделие и в производственный процесс. Высокий уровень качества достижим потому, что «точносрочные» системы производят стандартные изделия, с использованием соответственно стандартных методов работы и стандартного оборудования, рабочие привыкли к своим производственным операциям и хорошо их знают. Кроме того, все расходы на качество проекта (т.е. формирование качества изделия еще на стадии проекта) можно распределить на многие изделия, получая при этом небольшую стоимость единицы изделия. Очень важно выбрать соответствующий уровень качества с точки зрения конечного потребителя и возможностей производства. Таким образом, проектирование изделия и разработка процесса должны идти рука об руку.
«Точносрочные» системы имеют ряд важных преимуществ, которые привлекают внимание компаний с традиционным подходом к производству Основными преимуществами являются [7]:
Информация о работе Основные положения концепции «Бережливое производство»