Основы управления качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 23:26, контрольная работа

Краткое описание

Управление качеством — часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству.
Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. В примечании к этому определению сказано, что в эту деятельность обычно включают разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества.

Вложенные файлы: 1 файл

производ менеджмент.docx

— 145.85 Кб (Скачать файл)

Нормативы и требования к качеству продукции предусматривают:

  • изучение прогрессивных тенденций и перспектив развития данного вида продукции;
  • выбор номенклатуры показателей качества и методов стандартизации;
  • оптимизацию показателей качества продукции и их нормирование;
  • установление в нормативно–технической документации правил организации и проведения испытаний.

Аттестация продукции включает комплекс организационно–технических и экономических мероприятий, обеспечивающих подготовку к аттестации продукции по категориям качества, а также проведение фирменной аттестации.

Функция разработки и налаживания производства продукции направлена на создание и освоение в короткие сроки образцов новой продукции, технический уровень и экономические показатели которой соответствуют лучшим отечественным и зарубежным достижениям или превосходят их.

Функция технологического обеспечения качества продукции призвана обеспечить технологическую готовность к производству продукции с первых образцов или партий в соответствии с заданными показателями.

Функция метрологического обеспечения качества продукции предполагает своевременное осуществление в полном объеме мероприятий по достижению единства и требуемой точности измерений параметров изделий, характеристик оборудования и инструмента.

Функция материально–технического обеспечения качества продукции направлена на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и др.

Функция подготовки и повышения квалификации персонала в области улучшения качества продукции направлена на организацию обучения всех категорий работающих передовым методам разработки, изготовления и использования продукции.

Функция организации взаимоотношений по качеству продукции между потребителями и поставщиками предполагает наличие широких информационных связей между поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий, с одной стороны, и между потребителями продукции и изготовителями, с другой.

Функция обеспечения стабильности запланированного уровня качества направлена на предупреждение и ликвидацию причин, отрицательно действующих на качество продукции, и поддержание показателей качества на уровне значений, установленных нормативно–технической документацией.

Функция стимулирования повышения качества продукции направлена на расширение выпуска изделий высокого качества и обеспечение систематического обновления ассортимента продукции. Включает широкий набор мер морального, материального поощрения работников и коллективов за выпуск продукции высокого качества, а также меры ответственности за производство некачественных изделий.

Функция контроля качества и испытаний продукции направлена на предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, чертежей, утвержденным образцам, условиям поставки и договорам.

Функция внутрипроизводственного учета и отчетности по качеству продукции заключается в систематической регистрации данных о фактическом количестве продукции и труда подразделений и отдельных работников, составлении отчетов на разных уровнях управления принятием решений.

Учету и отчетности подлежат:

  • выполнение этапов разработки новых видов продукции;
  • освоение новых видов продукции и мероприятия по повышению качества продукции;
  • результаты аттестации;
  • учет брака и потерь от брака;
  • рекламация;
  • качество труда, возврат на доработку;
  • этапы разработки, внедрения, функционирования и совершенствования системы управления качеством;
  • результаты проверки.

Функция технико–экономического анализа улучшения продукции направлена на выявление конечных результатов деятельности предприятий.

Функция правового обеспечения системы управления качеством продукции призвана обеспечить эффективное использование средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Информационное обеспечение системы управления качеством продукции необходимо для своевременного обеспечения руководителей и органов управления обоснованными и достоверными данными, характеризующими технический уровень и качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

Необходимо различать принципы управления качеством продукции:

  • единство количества и качества продукции;
  • эффективность качества;
  • повышение уровня качества;
  • системный подход к качеству;
  • экономическое стимулирование;
  • непрерывность и комплексность контроля;
  • комплексность стандартизации и сертификации;
  • создание систем управления качеством продукции.

Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производительного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. В процессе управления качеством используется пять групп методов (рисунок 1.3).

Организационные методы в основном применяются для разработки и реализации обязательных для исполнения директив, приказов, предписаний, направленных на повышение качества деятельности организации. На рисунке 2 видно, что они включают стабилизирующие, распорядительные и дисциплинарные методы. Стабилизирующие методы связаны непосредственно с регламентацией деятельности организации (разработка руководства по качеству, политика в области качества, положение о структурных подразделениях и др., а также с ознакомлением персонала с содержанием основополагающих документов в области управления качеством путем объяснений, проведения обучения и консультаций. Распорядительные методы предполагают разработку, издание и выполнение определенных распоряжений, приказов, инструкций, указаний, нацеленных на решение конкретных проблем в области управления качеством.

Рисунок 2 – Классификация методов управления качеством продукции

 

Применение дисциплинарных методов обусловлено установлением ответственности за те или иные поручения, а также определением форм поощрения работников за достижение в работе.

Использование организационных методов играет существенную роль в процессе реализации таких функций, как планирование и организация.

Экономические методы управления качеством непосредственно нацелены на реализацию функции мотивации персонала качественно выполнять свою работу в рамках стимулирования деятельности отдельного работника, группы и организации в целом.

Социально–психологические методы управления качеством включают методы воспитательного характера, а также методы психологического воздействия на сотрудников организации. Применение социально–психологических методов играет особую роль при реализации функции мотивации и принципа вовлеченности персонала в совершенствование деятельности организации. Одной из важнейших целей применения этих методов является мотивация высококачественного труда персонала путем создания возможностей для самовыражения в этом процессе.

Применением методов воспитательного характера нацелено:

  • на воспитание особого отношения к высококачественному труду как искусству;
  • воспитание патриотического отношения к организации;
  • воспитание дисциплины и ответственности ;
  • воспитание и стимулирование инициативы;

Использование психологических методов связано с решением следующих задач:

  • воздействие на неформальные коллективы и формирования общественного мнения о престижности высококачественного труда;
  • создание положительного психологического климата в коллективе;
  • разрешения конфликтных ситуаций, обеспечения психологической совместимости работников;
  • воздействия положительными примерами.

Технологические методы включают методы контроля качества продукции и процесса, а также методы воздействия на качество продукции и процесса.

Экспертные методы основываются на экспертных оценках. Сущность экспертных методов заключается в устранении полученных различными способами мнений (суждений) специалистов – экспертов по рассматриваемым вопросам (методы рангов, непосредственного оценивания, сопоставления, организационный и социальный методы).

Также, средства управления включают оргтехнику (в том числе компьютеры), средства связи, все то, что используют органы и лица, выполняющие специальные функции в системах управления качеством. В состав средств управления качеством продукции также включаются:

  • банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;
  • метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;
  • государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);
  • государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Средства управления должны воздействовать на неудовлетворительные факторы и условия, а также координировать действия всех исполнителей.

Итак, в соответствии со стандартом ISO 9000 «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные потребности».

Таким образом, качество продукции формируется на всех этапах жизненного цикла. Для того, чтобы оценить качество продукции необходимо определить показатели качества. Показатели качества – количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в качество и рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания.

В современной литературе существуют различные трактовки качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО 8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности [18].

Существуют различные аспекты категории «качество»:

  1. Философский.
  2. Технический.
  3. Социально-экономический.
  4. Экономический.

В философском понимании качество выражает целостность объекта, его внутреннюю определенность и специфичность.

Технический аспект качества характеризуется совокупностью свойств продукции, функциональностью отдельных ее свойств, их интенсивностью по сравнению с аналогичными свойствами у конкурентной продукции, предназначенной для удовлетворения одной и той же потребности.

Социально-экономический аспект категории «качество» определяется характером отношений членов социальных групп и общества в целом к результатам своего труда и мерой удовлетворения их потребностей.

Качество как экономическая категория связано с такими понятиями продукта (услуги), как «полезность», «удовлетворение потребности» при наиболее эффективном использовании имеющихся в распоряжении организации ресурсов.

В виду многоаспектности категории «качество» выделяют следующие уровни структурно-логической модели управления качеством: системный, структурно-объектный, целевой, нормативно-правовой и экономический.

Структурно-объектный уровень отражает многоаспектность категории «качество» и включает в себя следующие элементы: организация, персонал, технология, процесс, продукт (услуги), логистика, менеджмент.

Целевой уровень включает в себя концепцию, принципы стратегию и методы управления качеством.

Нормативно-правовой уровень управления характеризуется наличием нормативно-правовых актов, системы стандартизации и сертификации качества, предполагает гарантию качества и ответственность производителя.

Экономический уровень управления качеством, предполагает достижение эффективного результата при оптимизации затрат на обеспечение качества, наличие экономической эффективности, а также страхование качества от риска неполучения эффекта.

В 1987 г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии ИСО 9000 (по системам качества), в которых были установлены требования к системам обеспечения качества продукции (услуг) при жесткой ориентации на потребителя и строгом соблюдении культуры производства. Возникло самостоятельное направление – менеджмент качества. В настоящее время ученые связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) – всеобщим (тотальным) менеджментом качества, который можно представить в виде рисунка (рис.6.1).

Информация о работе Основы управления качеством