Понятие и виды контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение контроля качества товаров и сырья, его видов и методов.
Для выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить необходимость и сущность контроля качества продукции на предприятии;
2. рассмотреть задачи и функции отдела технического контроля на предприятии;
3. изучить виды контроля;
4. ознакомиться с различными методами контроля.

Содержание

Введение

3
1 Понятие и виды контроля качества продукции…………………………..
4
2 Показатели качества………………………………………………………..
6
3 Система контроля качества………………………………………………..
9
3.1 Организация контроля качества продукции……………………………
9
3.2 Положение об отделе технического контроля………………………….
11
3.3 Дефекты товаров…………………………………………………………..
12
4 Виды и методы технического контроля качества продукции……………
13
4.1 Виды технического контроля…………………………………………….
13
4.2 Методы технического контроля………………………………………….
17
5 Технологический процесс контроля качества……………………………
18
Заключение…………………………………………………………………….
21
Список использованной литературы………………………………………..
22

Вложенные файлы: 1 файл

Abilova_Elvira_-_tovarov_-_2.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

3

1 Понятие и виды  контроля качества продукции…………………………..                                                  

4

2 Показатели качества………………………………………………………..

6

3 Система контроля  качества………………………………………………..

9

3.1 Организация контроля качества продукции……………………………                                                      

9

3.2 Положение об отделе технического контроля………………………….                                               

11

3.3 Дефекты товаров…………………………………………………………..                                                                                                

12

4 Виды и методы технического контроля качества продукции……………                          

13

4.1 Виды технического контроля…………………………………………….                                                                            

13

4.2 Методы технического контроля………………………………………….                                                                      

17

5 Технологический процесс контроля качества……………………………

18

Заключение…………………………………………………………………….

21

Список использованной литературы………………………………………..

22


 

 

ВВЕДЕНИЕ

Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью категории качества. Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству. Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.

Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю или потреблении (эксплуатации) требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и техническими условиями, или в соответствии с запросами потребителей. В нормативных документах устанавливаются требования к свойствам и показателям, обусловливающим качество.

Проблема повышения  качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции». Во-первых, повысились требования научно-технического процесса, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах научно-производственной деятельности. Ужесточаются требования к свойствам и характеристикам продукции (надежность, долговечность, сохраняемость, безотказность, эстетичность, экономичность в эксплуатации и др.). Во-вторых, происходит дальнейшее углубление общественного разделения и кооперации труда, что приводит к усложнению внутриотраслевых, межотраслевых и межгосударственных производственных связей. Качество даже средней по сложности техники начинает зависеть от работы десятков, а то и сотен предприятий различных отраслей. В-третьих, по мере удовлетворения в количественном выражении потребности в средствах производства и предметах потребления (время, когда количество играло решающую роль, прошло) на первый план выдвигается их качественная характеристика. Дело в том, что для количественного потребления существуют естественные, если даже не жесткие, границы. В-четвертых, расширяются торгово-экономические связи с другими странами, что предопределяет постоянное повышение качества продукции (конкурентная борьба за рынки сбыта). Успешно реализуют свою продукцию те предприятия, качество продукции которых выше. В-пятых, повышение качества продукции позволяет решать не только технические и экономические, но и социальные задачи.

Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции.

Цель курсовой работы – изучение контроля качества товаров и сырья, его видов и методов.

Для выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:

1. определить необходимость и сущность контроля качества продукции на предприятии;

2. рассмотреть задачи и функции отдела технического контроля на предприятии;

3. изучить виды контроля;

4. ознакомиться с различными методами контроля.

1 Понятие и виды контроля качества продукции

Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям.

Контроль качества продукции является составной частью производственного процесса и направлен на проверку надежности в процессе ее изготовления, потребления или эксплуатации.

Суть контроля качества продукции  на предприятии заключается в получении информации о состоянии объекта и сопоставлении полученных результатов с установленными требованиями, зафиксированными в чертежах, стандартах, договорах поставки, технических заданиях (ТЗ), нормативно-технических документациях (НТД), технических условиях (ТУ) и других документах.

Контроль предусматривает проверку продукции в самом начале производственного процесса и в период эксплуатационного обслуживания, обеспечивая в случае отклонения от регламентированных требований качества, принятие корректирующих мер, направленных на производство продукции надлежащего качества, надлежащее техническое обслуживание во время эксплуатации и полное удовлетворение требований потребителя. Таким образом, контроль продукции включает в себя такие меры на месте ее изготовления или на месте ее эксплуатации, в результате которых допущенные отклонения от нормы требуемого уровня качества могут быть исправлены еще до того, как будет выпущена дефектная продукция или продукция, не соответствующая техническим требованиям. Недостаточный контроль на этапе изготовления серийной продукции ведет к возникновению финансовых проблем и влечет за собой дополнительные издержки. Контроль качества включает:

• входной контроль качества сырья, основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструментов, поступающих на склады предприятия;

• производственный пооперационный контроль за соблюдением установленного технологического режима, а иногда и межоперационную приемку продукции;

• систематический контроль за состоянием оборудования, машин, режущего и измерительного инструментов, контрольно-измерительных приборов, различных средств измерения, штампов, моделей испытательной аппаратуры и весового хозяйства, новых и находящихся в эксплуатации приспособлений, условий производства и транспортировки изделий и другие проверки;

•контроль моделей и опытных образцов;

• контроль готовой продукции (деталей, мелких сборочных единиц, подузлов, узлов, блоков, изделий) [5].

2 Показатели качества

К показателям качества относятся безопасность и жизнеспособность.

Безопасность – это независимость от неприемлемого риска, состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем. Жизнеспособность – это заложенное в конструкцию свойство объекта, которое гарантирует, что в течение технического ресурса вероятность критического отказа будет приемлемо низкой.

В рамках системы сертификации ГОСТ Госстандарта Российской Федерации подлежат обязательной сертификации товары народного потребления по следующим основным параметрам безопасности:

- электробезопасность;

- пожарная безопасность;

- электромагнитные излучения;

- акустические  шумы и вибрации.

Показатели  безопасности характеризуют особенности  продукции, обеспечивающие безопасность человека во всех режимах ее использования, хранения, транспортирования или утилизации. При этом, поскольку необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках приобретаемых товаров, изготовитель должен обеспечить изложение указанных правил н доступной фирме, и том числе с помощью общепринятых символов и термином. Указанные правила могут быть приведены в эксплуатационной документации, на упаковке, таре, товарном ярлыке либо на самом изделии.

Комплексные показатели безопасности включают: травмоопасность; опасность поражения электрическим током; термическую опасность; пожаро- и взрывоопасность; химическую опасность; биологическую опасность; опасность излучений.

Показатели  экологичности характеризуют свойства продукции, определяющие вредные воздействия на окружающею среду и возникающие на любой стадии жизненного цикла продукции. Сюда относиться уровень опасных химических выделений, разрушающих механических воздействий на почву, излучений, концентрацию вредных веществ и отработавших газов, способность к образованию вредных продуктов распада, способность вредных веществ аккумулироваться в почве, возможность переноса вредных веществ.

Функциональные  показатели характеризуют техническую  сущность продукции, свойства, определяющие пригодность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению. Сущность продукции может быть раскрыта через ее физические, химические, механические, технологические и другие свойства.

Стандартизация – это деятельность по установлению правил, общих принципов, характеристик, рассчитанных для многократного использования на добровольной основе, направленная на достижение упорядоченности и повышение конкурентоспособности в области производства и оборота продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Стандартизация  осуществляется в целях:

- повышения  уровня безопасности жизни, здоровья  граждан, а также жизни и  здоровья животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, в том числе для содействия выполнению требований технических регламентов;

- стимулирования  научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

- экономии  и рационального использования  ресурсов;

- технической  и информационной совместимости;

- сопоставимости  результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном и национальном уровнях;

- взаимозаменяемости  продукции.

Надежность - это собирательный термин, используемый для описания характеристик готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта. Надежность характеризуется показателями безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Она используется только для общих описаний, когда не применяются количественные термины, и зависит от времени.

Эстетические  показатели качества продукции предназначены  для качественной и количественной оценки эстетической ценности изделий в зависимости от группы потребителей, конкретных условий потребления и назначения продукции. К показателям эстетичности относят художественную выразительность, рациональную организацию формы и целостность композиции.

Информация о работе Понятие и виды контроля качества продукции