Понятие и виды контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение контроля качества товаров и сырья, его видов и методов.
Для выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. определить необходимость и сущность контроля качества продукции на предприятии;
2. рассмотреть задачи и функции отдела технического контроля на предприятии;
3. изучить виды контроля;
4. ознакомиться с различными методами контроля.

Содержание

Введение

3
1 Понятие и виды контроля качества продукции…………………………..
4
2 Показатели качества………………………………………………………..
6
3 Система контроля качества………………………………………………..
9
3.1 Организация контроля качества продукции……………………………
9
3.2 Положение об отделе технического контроля………………………….
11
3.3 Дефекты товаров…………………………………………………………..
12
4 Виды и методы технического контроля качества продукции……………
13
4.1 Виды технического контроля…………………………………………….
13
4.2 Методы технического контроля………………………………………….
17
5 Технологический процесс контроля качества……………………………
18
Заключение…………………………………………………………………….
21
Список использованной литературы………………………………………..
22

Вложенные файлы: 1 файл

Abilova_Elvira_-_tovarov_-_2.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Показатели  технологичности характеризуют  особенности состава и структуры  продукции, влияющие на уровень затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда и времени на производство продукции и подготовку ее к использованию, техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и утилизацию. Показатели технологичности характеризуют материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость продукции.

Патентная чистота (юридическая безупречность) - юридическое  свойство объекта техники, заключающееся в том, что он может быть свободно использован в данной стране без опасности нарушения действующих на территории этой страны патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.

Совместимость - пригодность продукции, процессов  и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. Совместимыми должны быть оборудования и принадлежности к нему, системы электроснабжения здания и электрооборудования прибора и др. [4].

3 Система контроля качества

3.1 Организация контроля качества продукции

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом. 
Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Контроль – это  процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть). 
Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это  контроль лицами, не зависящими от процесса.

Процесс контроля должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);

2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса правления);

3. Планирование проверки:

а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);

б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);

в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);

г) методы контроля;

д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматический, компьютеризированный);

е) сроки и продолжительность проверок;

ж) последовательность, методики и допуски проверок.

4. Определение значений действительных и предписанных.

5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).

6. Выработка решения, определение его веса.

7. Документирование решения.

8. Метапроверка (проверка проверки).

9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).

10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков) [6].

3.2 Положение об отделе технического контроля

Отдел технического контроля (ОТК) подчиняется руководителю предприятия. Ответственность ОТК:

- экономическая ответственность;

- ответственность за  разработку систем контроля качества, обеспечивающих надлежащее качество продукции от этапа проектирования до производства и обслуживания;

- техническая ответственность,  предусматривающая оперативный  контроль и принятие основных мер по обеспечению технологического качества продукции.

Права ОТК:

- выявлять товар несоответствующего  качества;

- способствовать достижению оптимальных  затрат на обеспечение качества продукции;

- запрещать выпуск несоответствующей  продукции (полный или выборочный);

- принятие окончательных решений  по качеству готовой продукции;

- принятие всех решений, связанных  с повышением качества;

- полный надзор за качеством  продукции.

Задачи ОТК:

- Проверка и приемка по качеству  продукции.

- Проведение контрольных испытаний.

- Анализ и учет поступающих претензий и предложений.

- Совершенствование организаций  и методов контроля.

- Предотвращение выпуска  несоответствующей или бракованной  продукции.

- Разработка рекомендаций  службам.

Обязанности ОТК:

- Ведение клеймового  хозяйства.

- Контроль продукции и процессов (входной, операционный, приемочный и выходной).

- Учет рекламаций.

- Участие в анализе  причин брака.

- Участие в рассмотрении  и подготовке мероприятий по  устранению брака и контроль  за их выполнением.

- Выборочная оценка качества продукции.

Организация технического контроля заключается в: проектировании и осуществлении процесса контроля качества; определении организационных форм контроля; выборе и технико-экономическом обосновании средств и методов контроля; обеспечении взаимодействия всех элементов системы контроля качества продукции; разработке методов и систематическом проведении анализа брака и дефектов [3].

3.3 Дефекты товаров

Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а так же требования, относящегося к безопасности.

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств  для их обнаружения или устранения.

По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные. Критические дефекты – несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Значительные дефекты – несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя и/или окружающей среды. Малозначительные дефекты – несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность, безопасность.

В зависимости от наличия  методов и средств обнаружения  дефекты подразделяются на явные, для  которых предусмотрены методы и  средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение нецелесообразно.

В зависимости от наличия  методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и  неустранимые. Устранимые – дефекты, после устранения, которых товар  может быть использован по назначению. Неустранимые – дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять.

В зависимости от места  возникновения все дефекты подразделяются на технологические, предреализационные и послереализационные. Технологические – дефекты, вызванные недостатками при проектировании и/или разработке продукции, сырья, несоблюдением или несовершенством производственных процессов. Предреализационные дефекты возникают при транспортировании хранении подготовке к продаже или реализации товаров. Послереализационные дефекты возникают при хранении эксплуатации или использовании товаров потребителем.

В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически производить невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются виновники брака и намечаются мероприятия по его предупреждению [4].

4 Виды и методы технического контроля качества продукции

4.1 Виды технического контроля

Организационные формы  и виды процессов технического контроля качества продукции весьма разнообразны. Поэтому целесообразно их деление на группы по классификационным признакам. Выделяют следующие виды контрольных операций:

По стадиям жизненного цикла изделия:

- контроль проектирования  новых изделий;

- контроль производства  и реализации продукции;

- контроль эксплуатации  или потребления,

По объектам контроля:

- контроль предметов  труда;

- контроль средств  производства;

- контроль технологии;

- контроль труда исполнителей;

- контроль условий  труда.

По стадиям производственного  процесса:

- входной контроль, предназначенный  для проверки качества материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений до начала производства

- промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологического  процесса (пооперационный);

- окончательный приемочный  контроль, проводимый над заготовками,  деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями;

- контроль транспортировки  и хранения продукции.

По степени охвата продукции:

- сплошной контроль, выполняемый  при 100%-ном охвате предъявляемой продукции. Он применяется в следующих случаях: при ненадежности качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц; когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивают однородности изготовляемых объектов; при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости; после операций, имеющих решающее значение для качества последующей обработки или сборки; после операций с возможным высоким размером брака; при испытании готовых изделий ответственного назначения;

- выборочный контроль, осуществляемый не над всей  массой продукции, а только над выборкой. Обычно он используется в следующих случаях: при большом числе одинаковых деталей; при высокой степени устойчивости технологического процесса; после второстепенных операций.

По месту выполнения:

- стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных  пунктах, которые создаются в  следующих случаях: при необходимости проверки большого числа одинаковых объектов производства, которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура); при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса;

- скользящий контроль, выполняемый непосредственно на  рабочих местах, как правило, в следующих случаях: при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки; при изготовлении малого числа одинаковых изделий; при возможности применения простых контрольно-измерительных инструментов либо приборов.

По времени выполнения:

а) непрерывный;

б) периодический.

По организационным  формам выявления и предупреждения брака:

- летучий контроль, выполняемый  контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных за ним рабочих мест;

- кольцевой контроль, заключающийся в том, что за  контролером закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он обходит «по кольцу» периодически в соответствии с часовым графиком, причем продукция проходит контроль на месте ее изготовления;

- статистический контроль, являющийся формой периодического  выборочного контроля, основанный на математической статистике и позволяющий обнаружить и ликвидировать отклонение от нормального хода технологического процесса раньше, чем эти отклонения приведут к браку;

- текущий предупредительный  контроль, выполняемый с целью  предупреждения брака в начале и в процессе обработки. Он включает: проверку первых экземпляров изделий; контроль соблюдения технологических режимов; проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др.

Информация о работе Понятие и виды контроля качества продукции