Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 18:02, курсовая работа
Целью выполнения работы является рассмотрение принципов обеспечения качества продукции и услуг. На основании поставленной цели основными задачами выступают:
изучение теоретических аспектов качества;
- изучение принципов управления качеством продукции и услуг;
проведение оценки качества продукции по предлагаемой методике.
Введение
3
1 Теоретические аспекты управления качества продукции
1.1 Управление качеством как фактор успеха предприятия в
конкурентной борьбе
5
5
1.2 Механизм управления качеством
12
2 Принципы управления качеством продукции и услуг
2.1 Принципы качества продукции
16
16
2.2 Принципы всеобщего управления качеством продукции
19
3 Практическая часть
25
Заключение
28
Список использованных источников
- взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Применительно к управлению
качеством целесообразно
- формирование управленческих решений с учетом производственно-экономических, социальных, рыночных факторов;
- взаимосвязь целей и ресурсов, их сбалансированность;
- полнота учета потребностей в ресурсах;
- сочетание внутреннего и внешнего контроля качества;
- непрерывность и этапность осуществления контроля качества, развитие системы управления качеством и др.
Непосредственными объектами управления качеством являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
Субъектами управления являются различные органы управления и
отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.
Управление качеством продукции на предприятии является одним из звеньев общего цикла управления и выполняет ряд функций, аналогичных функциям общего управления предприятием.
1 Планирование процесса управления качеством - установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование повышения качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества.
2 Организация, координация и регулирование процесса управления качеством - организационная работа по управлению качеством на предприятии заключается в выполнении всего комплекса работ, связанных с планированием, осуществлением и контролем деятельности, направленной на совершенствование качества продукции и всех процессов производственно-хозяйственной деятельности. На уровне отраслевых министерств существуют специальные подразделения, координирующие работу в области управления качеством в своей отрасли. В их подчинении находятся различные отраслевые учреждения и лаборатории (часто при предприятиях отрасли). Государственные и отраслевые органы по управлению качеством имеют региональные центры по осуществлению различных функций - стандартизации, сертификации, контроля и т.д.
3 Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в
определенной ситуации.
4 Контроль, учет и анализ процессов управления качеством - это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. После проведения контроля осуществляется анализ полученных данных, а именно: анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков.
2.2 Принципы всеобщего управления качеством продукции
Принципы всеобщего управления качеством возникли на основе результатов работы в области повышения качества продукции в Европе, Америке и Японии.
Особенностью работ в области повышения качества продукции в Европе было то, что во всех государствах Европы существовали различные подходы к решению проблемы качества. Каждая из стран имела свою систему стандартов, в том числе и в области обеспечения качества продукции. Однако требования этих стандартов отличались друг от друга. Поэтому основные усилия здесь были сосредоточены на унификации требований, о введении единой системы стандартов, в том числе и при обеспечении качества продукции.
В это же время в США большие
усилия направлялись на совершенствование
статистических методов и их использование
в промышленности при оценке качества
различных технологических процессов.
Одновременно с различной долей успеха
пытались применять японские методы повышения
качества продукции (индивидуальное обучение
качеству, кружки качества). Отрабатывались
административные методы управления качеством.
В Японии больше внимания уделялось
внедрению в сознание каждого члена коллектива
его личную ответственность за качество
продукции, отрабатывались схемы «каждый
на своем месте отвечает за качество своего
труда», создавались кружки качества,
производилось обучение методам повышения
качества и так далее.
Международная организация стандартизации (ИСО) обобщила весь накопленный положительный опыт работ в области повышения качества продукции, и разработало на этой основе стандарты серии 9000 и 10000, которые легли в основу принципов Всеобщего Управления Качеством (TQM).
Таким образом, накопленный положительный опыт стал достоянием производителей продукции всех стран мира.
Всеобщее управление качеством представляет собой концепцию, предусматривающую всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней и при рациональном использовании технических возможностей.
TQM состоит из трех составных частей:
-ключевая система - методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля;
- система технического обеспечения
- это приемы и программы, позволяющие
обучить персонал владению этими средствами
и правильному их использованию;
- система непрерывного развития
самих принципов и содержания TQM.
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:
-высшее должностное лицо энергично выступает за повышение качества;
- и инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей;
- организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщее управление качеством.
Так как Всеобщее Управление Качеством предполагает все стороннее управление всей деятельностью предприятия, то принципы TQM включает в себя:
-контроль в процессе разработки новой конструкции;
-оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и
производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала;
- входной контроль материалов;
- контроль готовой продукции;
- оценку качества продукции;
-оценку качества производственного процесса;
- контроль качества продукции и производственного процесса;
-анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества);
- использование информации о качестве продукции;
- контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
- обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
- гарантийное обслуживание;
- координацию работ в области качества;
- совместную работу по качеству совместно с поставщиками;
- использование цикла PDCA (plan - do - check - action);
- работу кружков качества;
- управление человеческим фактором;
- работу в области качества по методу межфункционального управления;
- участие в национальных компаниях по качеству;
- выработку политики в области качества;
- участие служащих в финансовой деятельности, воспитание сознательного отношения к качеству;
- проведение мер по формированию культуры качества;
- подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
- возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.
В системе Всеобщего управления качеством Э. Демингом
сформулированы следующие 14 универсальных принципов.
1 Установите соответствие целей с планом повышения качества. Высшее руководство должно создать и опубликовать для всех служащих компании документ о намерениях с планом и ясным определением целей. Цели должны быть обязательно достигнуты.
2 Примите новую философию качества. Каждый, от высшего руководства до низшего по должности работника, должен принять вызов повышения качества, усвоить свои обязанности и придерживаться требований новой философии. Продукция плохого качества никогда не должна достигать заказчика. Организация должна принять за правило, что дефекты по качеству продукции могут возникать, но дефектная продукция никогда не должна поступать к заказчику.
3 Положите конец негативной зависимости от слишком частых инспекций и аудита качества. Цель инспекций — улучшение процессов и снижение затрат, а не просто поиск дефектов. Потребность в частых инспекциях может отпасть за счет обеспечения изначального качества работы.
4 Прекратите практику выбора поставщиков, основываясь исключительно на стоимости их товаров и услуг. Следует исключить контракты, обещающие самые низкие затраты (и подразумевающие худший результат); вместо этого следует заботиться о минимизации полной стоимости проектов. Чем постоянно искать самого дешёвого продавца, а потом иметь проблемы с низким качеством продукции, стоит стремиться к работе с постоянным поставщиком. Тогда можно выстроить длительные отношения, основанные на лояльности и доверии.
5 Идентифицируйте проблемы и работайте непрерывно, чтобы улучшить систему контроля качества. Организации должны постоянно улучшать систему управления и контроля качества. Многие менеджеры склонны думать, что в структуре таких программ есть начало, середина и конец. Всеобщее управление качеством не имеет конца, оно является непрерывным процессом. Фраза «постоянное улучшение» должна стать общей заботой в пределах организации.
6 Учредите обучение. Следует ввести современные методы формального обучения, особенно для новых сотрудников. Обучение в процессе работы не приемлемо, поскольку новый работник, вероятнее всего, станет «учиться» по накатанному пути, выполняя работу рядом с кондовыми «ветеранами», которые могут противиться нововведениям TQM. Обучение возможно и для внешних заказчиков, если оно ориентирует их на цели, к которым стремится компания. Позже, когда компания будет ждать от этих внешних заказчиков качества запросов определённого уровня, их прежнее обучение окажется полезным.
7 Обучите и учредите руководство. Целью руководства не должны быть только указания на то, какую работу выполнять, но и помощь в том, чтобы лучше выполнять эту работу. Руководство должно быть обучено мастерски, и организации должны тренировать своих менеджеров быть хорошими лидерами.
8 Искорените страх на работе. В компании должна быть создана атмосфера доверия и новаторства, чтобы каждый сотрудник мог эффективно работать на благо улучшения организации в целом. Множество страхов на работе вызвано количественными оценками качества работы. Работники стремятся делать требуемое, чтобы получить эти хорошие оценки, не имеющие никакого отношения к качеству. Сотрудники не должны бояться вносить новые идеи, и организация должна терпимо относиться к неудачам, когда работники экспериментируют с новыми идеями.
9 Устраните барьеры между подразделениями. Высшее руководство должно установить между подразделениями взаимодействие, а не конкуренцию. Это должно оптимизировать усилия команд в направлении намерений и целей организации вместо разжигания между подразделениями конкуренции.
10 Избегайте пустых лозунгов на рабочих местах. Руководству следует исключить лозунги и призывы к полному искоренению дефектов и ошибок, повышению продуктивности без предоставления работникам средств и описания методов достижения таких высот. Подобные увещевания только создают конфликтные взаимоотношения. Большинство причин низкого качества и непродуктивности работы в организациях относится к системе управления и поэтому превышает возможности сотрудников что-либо в этом изменить.
11 Минимизируйте (или оптимизируйте) рабочие стандарты и количественные показатели на производстве. Высшее руководство должно ставить повышение качества услуг выше, чем количественные показатели. Исключите такие индивидуальные системы контроля типа «наказание/награда» как, например, премиальные платы и штрафы. Исключите управление основанное на стремлениях. Чтобы достижение целей не зависело только от стремлений, менеджеры должны разработать методы повышения качества, а также привлекать руководство к помощи работникам в достижении их личных целей.
12 Дайте возможность сотрудникам гордиться своим мастерством. Организации должны отменить систему рейтинговых оценок заслуг и не обвинять работников в отказах систем, которые находятся вне их контроля.
13 Поощряйте и стимулируйте развёрнутые образовательные программы, программы пере- и повышения квалификации. Привлекайте ведущих специалистов-инструкторов, для обучения и воспитания сотрудников. Введите обучение, относящееся к статистическому представлению об организации, а затем расширьте его до общего видения процессов. Это даст представление об организации в целом, как о едином организме.
Информация о работе Принципы управления качеством продукции и услуг