Развитие и становление элементов управления качеством в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:50, реферат

Краткое описание

Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятости населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………..2

1 Развитие и становление элементов управления качества

в России………………………………………………………………....5

1.Развитие понятия «управлении» и «управление качеством »......5
2.Основные этапы становления …………………………………...15
3.Вклад Российских ученых в формирование научных
подходов к управлению качеством ………………………….….18

Заключение …………………………………………………………...26

Библиографический список………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

реферат управ.кач. готов.docx

— 53.33 Кб (Скачать файл)
p align="justify">    

    

    

    

    

       

    Рис.1.1 Подходы к определению сущности управления

    Понимание  управления как искусства базируется на том, что организации – это  сложные социальные - технологические системы, на которые воздействуют разнообразные факторы внешней и внутренней  среды. Это требует определенного искусства для достижения стоящих перед организации целей. В тоже время управление  - это наука, которая опирается на лежащие в ее основные концепции, теории, принципы, формы и методы. Управление как функция реализуется через выполнение ряда действий, получивших название функций управления. К ним традиционно относят планирование, организацию, контроль, мотивацию. Процессный подход к управлению отражает стремление интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку взаимосвязанных функций.

    Управление  также представляет  собой умение добиваться поставленных целей, направляя  в нужное русло труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Нередко его идентифицируют с  органами или аппаратом управления.

    Существующая  система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений  в мировом общественном развитии. Первая половина XX века для многих стран была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине века страны – лидеры (по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре индустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно -  технический прогресс, а также концентрация научного и производственного потенциала. Производство все в большей степени начало ориентироваться не на удовлетворение массовых потребностей, а на  специализированные запросы потребностей, т.е.  на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями,  к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

    Новая система взглядов на управление в  радикально меняющейся экономической  среде была сформирована в 1970-1980-е  годы. В таблице 1.1 приведены главные положения, характеризующие различия  во взглядах на управление в период  индустриального развития (старая  парадигма) и сформировавшиеся в связи с переходом к экономике рыночно – предпринимательской ориентации (новая парадигма).

                                                                                                       Таблица 1.1

    Основные  положения старой и новой парадигмы  управления

    Старая  парадигма (Ф.Тейлор, А.Файоль, Э. Мэйо, А. Малоу и др.)     Новая парадигма (Р.Уотермен, Т.Питерс, И.Ансофф, П. Друкер и др.)
    Предприятие- это закрытая система, цели задачи и  условия деятельности которой достаточно стабильны      Предприятие  - это открытая система, рассматриваемая  в единстве факторов внешней и  внутренней среды 
    Рост  масштабов производства продукции  и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности      Ориентация  не на объем выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей
    Главная задача управления – рациональная организация производства, эффективное  использование всех видов  ресурсов и повышение производительности труда      Ситуационный  подход к управлению. Признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования  организации. Рационализация производства становится задачей второго этапа 
    Главный источник прибавочной стоимости  – производственный рабочий  и  производительность его труда      Главный источник прибавочной стоимости  – люди, обладающие знаниями, и условия  для реализации их потенциала
    Система управления, построенная  на контроле всех видов деятельности, функциональном разделение труда, нормах, страндартах  и правилах выполнения работы       Система управления, ориентированная  на повышение роли организационной  культуры и нововведений, мотивацию  сотрудников 
 

       Новая парадигма потребовала  пересмотра принципов управления. В 90-е годы  XX века главное внимание обращается на человека или социальный аспект управления: направлено на то, чтобы делать людей способными к совместным  действиям, делать их усилия более эффективными.

    Необходимо  ответить, что параллельно либо пересекаясь, а иногда и как единое целое  наряду с развитием теории и практики управления развивались  и продолжают развиваться  теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов речь шла в основном об управлении качеством продукции. Еще в 1979 году А.В. Гличев,  М.И. Круглов,  И.Д. Крыжановский,  О.Л. Лосицкий  определили управление качеством продукции как “постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия  на всех уровнях  на факторы и условия, обеспечивающий  создание   продукции   оптимального   качества   и полноценное   ее использование ”. Экономический словарь “Качество продукции” трактует данный термин следующим образом : “Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения”.

    Управление  качеством продукции представляет  собой процесс, включающий выявление  характера и объема потребностей  в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и  реализацию мероприятий по обеспечению  запланированного уровня качества продукции.

    К концу 80-х годов  XX  века становится ясно, что говорить лишь об управление качеством нельзя. Пришло осознание того, что в современных условиях оно представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. Его принципы, средства и методы стали распространятся практически на всех виды деятельности  человека. В связи с этим понятие «управление качеством»  было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8402 определил качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству». Однако эта дефиниция не отражает реальный  сущности данной категории.

    В новой версии стандартов  ИСО  серии 9000:2000 основным  понятием является  менеджмент качества, который рассматривается  как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией  применительно к качеству. Управление качеством  представляется как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований  к качеству. Другими составляющими менеджмента качества являются планирование, обеспечение и улучшение качества (рис 1.2).

          

    

      
 
 

    Рис.1.2 Понятие, относящиеся к менеджеру  качества в соответствии с новой  версией  МС ИСО серии 9000:2000

    В соответствии с МС ИСО 9000:2000 планирование качества представляет собой часть  менеджмента качества, которая направлена  на установление целей в области  качества, определяет необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции  соответствующие ресурсы для  достижения целей в этой области.  Обеспечение качества рассматривается  как часть менеджмента качества, направленная  на создание уверенности, что требования к нему будут выполнимы. Улучшение качества – часть менеджмента  качества, направленная  на улучшение  способности выполнять требования к нему.

    Таким образом, основываясь на вышеприведенных  подходах, управление качеством можно  определить  как скоординированную  деятельность организации, включающую планирование, обеспечение, мотивацию  и контроль качества и направленную на постоянное его улучшение.

      Итак, управление качеством возникло  как объективное потребность  человечества первоначально в  высококлассном продукте и технологиях,  в высококвалифицированном персонале,  а затем как потребность в  достойном качестве жизни. Однако  многие специалисты по управлению  практически игнорируют в своих  трудах проблемы управления качества. Такое положение объясняется  в первую очередь тем, что  место и роль управлением качеством   в общей системе управления  далеко не очевидны как для  специалистов в области  управления, так и для ученых, занимающихся  проблемами качества.

    Единственное, с чем согласны многие отечественные  специалисты, так это то, что в  новое время источником управления и управления качеством является система Ф.Тейлора. 

    1.2 Основные этапы становления 

     

    Управление  выделилось в самостоятельную область  человеческих знаний, в науку только в конце XIX века, когда появились первые работы, в которых была сделана попытка обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Это не означает, что управление как практическая область деятельности не существовало  вплоть до указанного времени. Оно возникло на заре формирования человеческого общества  вместе с необходимостью координации деятельности людей и эффективного распределения ресурсов. В развитие практики управления можно выделить пять важнейших моментов изменения сути менеджмента, который можно назвать управленческими революциями.

    Первая  революция произошла 4-5 тыс. лет назад – в период формирования рабовладельческих государств на Древнем востоке. В Шумере, Египте и Аккаде каста священников превратилась фактически в касту чиновников, наделенных широкими полномочиями в области государственной, религиозной и общественной деятельности. Это удалось сделать благодаря тому, что они  переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги «требовали» человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Достаточно если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов.  

    В результате появился принципиально  новый тип деловых людей. Собираемая  с населения денег под видом  религиозного обряда не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и  пускалась  в дело. Оборотливые  шумерские жрецы  вскоре стали  самыми богатыми и влиятельным классом. Деньги для них не служили самоцелью, они были побочными результатом  религиозной и государственной  деятельности.  Ведь жрецы помимо соблюдения ритуальных почестей  заведовали сборами налогов, управляли государственной  казной, распределяли государственный  бюджет, ведали имущественными делами.

    Вторая  революция в области менеджмента  произошла приблизительно через  тысячу лет после первой и связана  с именем вавилонского правителя  Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец, он подчинил соседние Месопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалось эффективная административная система, с помощью которой можно  было бы успешно руководить страной  не по личному произволу, а на основе единообразных написанных законов. Свод законов (Кодекс)  Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами  жизни общества, -  ценный памятник древневосточного права, который ознаменовал  важный этап  в истории менеджмента. Хаммурапи  создал первую формальную  систему администрирования, выработал  оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народов. Для традиционного метода руководства,  который  характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением.

    Итак, суть второй революции в менеджменте  заключается в появлении светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования  отношений людей, наконец, в зарождение основ лидерского стиля, а стало  быть, и методов мотивации поведения.

Информация о работе Развитие и становление элементов управления качеством в России