Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 23:50, реферат
Качество продукции и услуг прямо и косвенно влияет на решение главной задачи в социальной сфере – обеспечение высокого уровня жизни граждан России. Приобретая качественную продукцию, они получают возможность удовлетворять свои физические, культурные и иные потребности. С другой стороны, высокое качество, обеспечивая подъем экономики и увеличивая занятости населения, способствует росту заработной платы, социального обеспечения и платежеспособного спроса.
Введение………………………………………………………………..2
1 Развитие и становление элементов управления качества
в России………………………………………………………………....5
1.Развитие понятия «управлении» и «управление качеством »......5
2.Основные этапы становления …………………………………...15
3.Вклад Российских ученых в формирование научных
подходов к управлению качеством ………………………….….18
Заключение …………………………………………………………...26
Библиографический список………………………………………27
Третья революция. Царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. На текстильных фабриках он применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находится на фабрике та или иная партия сырья. В более совершенной форме этот метод применяется и в современной промышленности.
Итак, достижения Навуходоносора II – строительная деятельность и разработка технических сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции – характеризуют третью революцию в менеджменте.
Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Самое знаменитое из них – административная иерархия Римской католической церкви, которую и сейчас считают наиболее совершенной формальной организацией на Западе. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.
Четвертая
революция в менеджменте практически
совпадает с великой
Оформилась новая, диверсифицированная форма собственности. Вместо единственного собственника появились акционеры, то есть совместные владельцы капитала, вместо единственного руководителя – собственника – несколько наемных менеджеров – несобственников. Новая система собственности ускорила развитие промышленности, привела к отделению управлению от производства и капитала, а за тем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
В
это же время менеджмент распадается
на множество функций –
Содержанием
пятой управленческой революции
стало превращение менеджеров в
самостоятельный социальный класс.
Менеджеры , по мнению современных исследователей
, играют ключевую роль в развитии экономики,
так как именно в их руках находится
контроль над собственностью. Поэтому
собственный экономический
Таким
образом, научную основу управления
составляет вся сумма практических
знаний за тысячелетия, оформленная
в виде концепций, теорий, принципов,
способов и форм управления. Над
развитием теории управления трудились
многие ученые и менеджеры-практики.
Иногда они работали в группах, однако
преимущественно каждый из них шел
собственным путем, опираясь на работы
других.
1.3
Вклад Российских ученых в формирование
научных подходов к управлению качеством
Значительный вклад в формирование существенных подходов к управлению качеством внесли как отечественные, так и зарубежные ученые. При это развитие шло параллельно: в чем –то приоритеты принадлежали российским исследователям, а в чем – то – их зарубежным коллегам.
В России один из первых после Октябрьской революции был принят декрет «О введение метрической системы мер и весов» (14 сентября 1918 года), имевший важное значение для развития стандартизации. В 1925 году при Совете труда и обороны СССР был создан Комитет по стандартизации, основной задачей которого была стандартизация требований к качеству. В 1926 году был утвержден первый общесоюзный стандарт ОСТ 1«Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В этом же году принимается стандарты, позволившие наладить серийное и массовое производство стандартных машиностроительных деталей. Данные стандарты стали основной для овладения методами Ф. Тейлора по контролю качества продукции на основе системы допусков и посадок.
Таким
образом, одной из первых форм управления
качеством в Советском Союзе
стала проверка изделий методом
сортировки и разбраковки на
годные и не годные. В те годы об управление
качеством в современном
Особую роль в становление теории и практики управления качеством в России сыграло широко развернувшееся в 20-30-е годы XX века движение за научную организацию труда. Это было связано с тем, что импорт в нашу страну иностранной техники, капиталов и специалистов сопровождался заимствованием прогрессивных идей в области научной организации труда (НОТ) и менеджмента, в первую очередь идей тейлоризма. Пик интереса к творчеству Ф.Тейлора пришелся на 1912-1914 годы. В студенческих аудиториях, профсоюзах, научных обществах, министерских кабинетах и даже в залах Государственной Думы обсуждались западные новинки НОТ. Дискуссия вокруг тейлоризма развернулось и еще острее после Октябрьской революции, когда приобрела государственный размах и политическую окраску. Критики тейлоризма (В. Воронцов, П. Маслов, И. Поплавский, Г. Алексинский) полагали, что в России при низком уровне организации производства и жизни населения, произволе предпринимателей и отсутствие законодательных гарантий внедрение системы Тейлора принесет больше вреда, чем пользы. До 1917 года В. И. Ленин также негативно оценивал систему Тейлора. Однако большевикам было крайне необходимо доказать преимущества социализма над капитализмом во всех областях и прежде всего в производительности труда. В 1918 году В. И. Ленин на заседание совнаркома заявил, что построить социализм без высокой культуры и производительности труда невозможно. В 1921году он выделил средства на создание Центрального института труда (ЦИТ) и поддержал начинания возглавившего его А. К. Гастева, с именем которого связанно формирование отечественной науки организации труда.
Алексей Капитонович Гастев (1882-1941) – видный общественный деятель, ученый и поэт. С 1921 по 1938 года он возглавлял Центральный институт труда, в этот же период (1924-1926) был заместителем председателя и председателем Совета по научной организации труда, в 1932-1936 годах работал председателем Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете труда и обороны СССР, в эти же годы возглавлял журнал «Вестник стандартизации» (ныне «стандарты и качество»).
На
ЦИТ были возложены задачи исследования,
разработки и практического внедрения
в промышленность наиболее совершенных
и прогрессивных методов
Разработанная
коллективом ЦИТ концепция
В
отличие от тейлоровской школы,
не уделявшей должного внимания психофизиологическим
проблемам труда, коллектив ЦИТ,
изучая рудовые движения с целью
исключения всех лишних и обеспечения
их наивысшей эффективности, не упускали
при этом из поля зрения самого человека,
а также всего того, что касается
его здоровья и условий труда.
Исследования сопровождались поисками
методов активизации способностей
работника. Центральная проблема,
которую решил коллектив ЦИТ
во главе с А.К. Гастевым, заключалась
в том, как развить в каждом
работнике постоянную внутреннюю
потребность в непрерывном
Труды А.К. Гастева до сих
пор не потеряли своего
Памятка А.К. Гастева, приведенная в книге «Как надо работать», включает в себя 16 правил, выполнение которых, по его мнению, должно способствовать формированию трудовой выдержки независимо от вида выполняемой работы.
Памятка «Как надо работать»:
Данные правила, не теряя своей актуальности и в настоящее время, по сути дела закладывают основу управления качеством труда и как следствие – достижения (при соблюдении прочих необходимых условий) требуемого уровня качества продукта деятельности организации ( продукции или услуги).
Особый вклад А.К. Гастев внес в теорию и практику стандартизации. Он уделял большое внимание вопросам методологии разработки стандартов, их обоснования и классификации, разрабатывал принципы согласования стандартов с определенной научно – технической культурой. Он рассматривал стандартизацию как метод организации всей культурно – технической жизни, образующий особое «стандартизационное хозяйство» страны, где доминирует принцип системности.
Исследуя вклад А.К. Гастева в становление современной теории и практику управления качеством, необходимо отметить также его идеи, связанные с перестройкой сознания всех работников для достижения наилучших результатов. В работе «Восстание культуры» он пишет о наступление эпохи созидания, работы, но с сожалением констатирует, что она лишь декларирована, не обозначена в широком действии. Актуальным остаются его мысли о том, что, несмотря на всю сложность внутренних политических, и социальных окрасок, есть черты, присущие всем населениям. Это раздумье, неверие, скептицизм, ожидание. Безумная чехарда перемен амплуа, положений с разными подходами, заданиями продолжается.
Обобщая вклад А.К. Гастева в становление российской школы управлением качеством, важно отметить, что работа в дореволюционное время в период эмиграции на заводе «Citroen» в Париже, тщательное исследование и критическое использование подходов Ф.Тейлора, активная деятельность в ЦИТе, переписка с компанией Форд – все это в результате повседневной творческой деятельности привело к формированию концепции, представляющих собой синтез передовой научно – технической мысли того времени и глубоко создания необходимых перемен.
Таким образом, можно отметить, что в 20-30 годы XX столетия, несмотря на то что управлением качеством в современном его понимание еще не было, зарождаются его истоки, такие как выявление необходимости планирования и контроля качества; определение ответственности за результаты труда; формирование теории и практики научной организации труда; определение значимости перестройки создание работника для улучшения качества результатов деятельности.
Информация о работе Развитие и становление элементов управления качеством в России