Современные системы менеджмента качества и методы повышения результативности и эффективности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Наиболее известными представителями систем менеджмента, требования к которым закреплены в международных стандартах ISO, является системы менеджмента качества (СМК). Международная организация по стандартизации (International Organization of Standardization) - ISO (от греческого слова isos - равный) является неправительственной организацией и имеет консультативный статус ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов.

Вложенные файлы: 1 файл

ук.docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

 

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Управление качеством»

 

 

 

 

 

 

 

Вариант № 1

Современные системы менеджмента качества и  методы повышения результативности и эффективности организаций.

 

Введение

Наиболее  известными представителями систем менеджмента, требования к которым  закреплены в международных стандартах ISO, является системы менеджмента качества (СМК). Международная организация по стандартизации (International Organization of Standardization) - ISO (от греческого слова isos - равный) является неправительственной организацией и имеет консультативный статус ООН. Главной целью ISO является развитие стандартизации и родственных направлений деятельности во всем мире, гармонизация интересов производителей и потребителей, а также развитие международной координации по объединению промышленных стандартов.

Международный стандарт ISO 9000 определяет СМК как систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству. СМК призвана так организовать деятельность предприятия, чтобы гарантировано обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и настраивать это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, каждую операцию, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению несоответствий. СМК делает акцент на предупреждение проблем, подтверждая здравый смысл утверждения, что профилактика пожаров эффективнее пожаротушения.

Система менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ISO должна иметь:

- политику, в которой сформулированы ее цели и задачи, а также принципы их достижения;

- соответствующую политике систему взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов;

- нормативную основу, соответствующую системе взаимосвязанных и взаимодополняющих процессов, и представляющую собой совокупность непротиворечивых нормативных документов;

- эффективный механизм реализации требований, регламентированных документами нормативной основы.

 

СМК на базе ИСО 9000 в России.

В последнее  время много говорится о современной  системе менеджмента качества (СМК), его внедрении, его необходимости  и своевременности. Многие считают, что СМК и сертификация на ИСО 9000 это одно и то же.

В Советском  Союзе велись работы в направлении  повышения качества, но система обеспечения  качества в СССР базировалась на административно-командной  системе производства, в которой  предприятия были связаны друг с  другом государственными планами, подчинение было строго вертикальное, каждый выполнял свою часть работы, за которую он отвечал. Все предприятия гарантировано  были обеспечены госзаказами на многие годы вперед, что, в общем, не стимулировало повышать качество продукции. Качество продукции обычно проверялось на выходе производственного цикла, то есть проверялся конечный продукт на его соответствие техническим нормам и стандартам (система ОТК и Госпроверки).

Меры  по обеспечению качества применялись  в основном в случае обнаружения  брака, причем в основном эти меры были репрессивного характера. Можно  сказать, что в основном на большинстве  советских предприятий  применялась  несколько модернизированная, но устаревшая система управления менеджера и  ученого из США Ф.Тейлора. К этому  следует добавить, что само имя  Ф.Тейлора старались не упоминать, это объясняется тем, что в  некоторых работах В.И. Ленина система  работы по Тейлору называлась изнуряющей эксплуатацией рабочего класса капитализмом, и в этом была доля правды. Система  Тейлора значительно увеличила  интенсивность труда на предприятиях.

Система Тейлора (1905г.) - это концепция научного менеджмента, которая учитывает многовариантность производственного процесса и придает большое значение контролю. Тейлор утверждал, что человек в силу своего биологического развития, не любит долго выполнять монотонную  одинаковую работу, природа не вложила в него этот навык. Для того, чтобы работник длительное время хорошо выполнял свою технологическую операцию за ним необходим постоянный внешний контроль.

Система включала понятия верхнего и нижнего  пределов качества, поля допусков, вводила  контрольные инструменты, обосновывала необходимость независимой проверки, систему штрафов за брак, разнообразные  формы повышения качества работы. Система Тейлора объединяла общий  менеджмент и менеджмент качества. Эта система качества была системой получения качества конкретного  изделия. Что в полной мере реализовывалось  на советских заводах, где одно предприятие  выпускало продукцию высшего  качества и третьего сорта, причем, вполне официально.

Именно  Тейлором была предложена концепция  менеджмента, включившая системный  подход, кадровый менеджмент, идею разделения ответственности между работниками  и управленцами в обеспечении  качественной и эффективной работы организации, идею научного нормирования труда. Он разработал основные идеи иерархической  структуры управления организацией.

Основной  концептуальный недостаток этой системы достижения качества: положение - работник работать не хочет, его необходимо заставлять и постоянно следить за ним. Отсюда получается:

- большой контрольно-ревизорский аппарат,

- плохая обратная связь с персоналом,

- слабая заинтересованность работников в общих делах организации,

- раздробленность служб организации.

- отчуждение работником своих личных интересов от интересов предприятия.

Советская система организации труда изначально предопределяла развитие у человека желание работать осознано, без принуждения. Более того, считалось, что именно коммунистический труд является свободным  радостным, который не требует понукания  и контроля. В.И.Ленин в своей работе "Великий почин" писал, что при победе коммунистического труда не будет необходимости в контроле, человек будет полностью доволен своим положением, будет всем обеспечен, основным стимулом хорошо работать будет большая идея построения светлого будущего. В этом плане эти идеи не далеко ушли от более ранних идей французских утопистов Ш.Фурье, Сен-Симона с их коммунами - фаланстерами.

Достаточно  быстро стимул идейного морального труда  себя исчерпал на фоне упадка экономики, нехватки элементарных бытовых условий, продовольствия, предметов потребления. В годы первых пятилеток, индустриализации СССР (1927-1935 г.г.) советское руководство  в больших количествах закупало оборудование и технологии в США  и Германии, было приглашено множество  иностранных специалистов, которые  принесли с собой систему Тейлора. Эта система была адаптирована к  местным условиям. Особенностью советской системы управления являлось преувеличение роли морального стимула работать и значительное приуменьшение материального, отрицание значительности роли организационного подготовительного момента, тщательного продумывания и подготовки действий, выделения необходимых ресурсов. Для подтверждения преимуществ новых методов работы, советской идеологии в работе поощрялась штурмовщина, гонка, кратковременные достижения, получаемые в результате не длительной фундаментальной работы, а сиюминутных местных перестановок, с отрывом ресурсов с других участков. Такие "успехи" не давали общего повышения эффективности работы.

В советской  системе производства отсутствовали  объективные экономические критерии оценки затрат на производство. В областях, где требовалась качественная продукция, качество достигалось, но колоссальными  усилиями и затратами. Это оборонное  производство, космическая техника, некоторые виды машиностроения и  т.д. Предметы широкого потребления  не входили в эту область. В  стране, где отсутствовали реальные рыночные отношения, цены на товары не отражали их истинной стоимости, они  были занижены, вследствие чего существовал  острый дефицит товаров повседневного  спроса, и, естественно, не было конкуренции между товаропроизводителями. Продукция скупалась населением, несмотря на ее низкое качество.

Также серьезным  негативным моментом, препятствующим процессу повышения качества, являлось отсутствие материальной заинтересованности в хорошей работе, в стране существовала уравниловка в оплате труда.

Корень  этих проблем находился в основном принципе взаимоотношения государства  и граждан. В государствах с рыночной системой эти взаимоотношения строятся на принципе "Интересы личности превыше всего". В советском государстве действовал принцип "Интересы государства превыше всего". Прикрываясь интересами государства, часть общества, находившаяся у власти, навязывали свои взгляды всем остальным. Интересы отдельного человека учитывались мало, он должен был подчиняться официальному мнению, которое выдавалось за мнение государства.

На этом фоне руководство страны было вынуждено  в середине 30-х годов создать  движение передовиков, зачинателем  которого был выбран шахтер А.Стаханов. "Стахановское" движение окончательно подорвало желание работников делать качественную работу. Установка была сделана только на количество продукции. В стране не проводилась системная научно обоснованная работа по организации труда, все сводилось к штурмовщине и рекордам. Это хорошо видно по "рекордам" А.Стаханова и Н.Изотова. А.Стаханов добыл за смену 227 т, а Н.Изотов  607 т угля при норме в 7 т. Ясно, что сменное задание разрабатывалось без каких либо расчетов и обоснований.

Считалось очень хорошо, когда предприятие  принимало годовой либо пятилетний план, а затем его перевыполняло. Стремление выполнить работу раньше положенного времени порождало  спешку в работе, нарушение технологии производства и как следствие  большое количество дефектов.

Крайне  отрицательным моментом "стахановского" движения стало отношение работников к инструкциям и правилам. Они  стали повсеместно нарушаться. Этому  в немалой мере способствовали идеологические установки руководства страны. В  книгах, фильмах, газетах прославлялись  передовики, которые ломают, установившиеся правила, требования инструкций, а им противопоставлялись старые специалисты, осколки буржуазного режима. Это  неуважение к инструкциям и правилам существует и в сегодняшнем менталитете  наших людей. Также считается  хорошо, если работа делается раньше срока, хотя работа должна делаться строго за отведенное для нее время не раньше и не позже.

К концу 50-х годов ясно стало видно, что  советская экономическая система  проигрывает по отношению к западной рыночной системе, имелась низкая производительность труда и плохое качество продукции.

В СССР делались попытки внедрения современных  систем управления качеством. Системный  подход к организации работ по улучшению качества начал развиваться  в СССР еще в середине 50-х годов (Саратовская система бездефектного изготовления продукции), затем последовала система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий, 1960 г.) и др. В начале 70-х годов была разработана комплексная система управления качеством продукции - КС УКП. Но плановая система производства, гонка за количеством, гарантированные государственные заказы на продукцию не стимулировали предприятия в повышении качества, что конечно негативно отражалось на качестве товаров, производимых в СССР.

Несмотря  на отрицательные моменты  системы  управления производства, в СССР были и положительные моменты в  сфере достижения качества, это в  частности доброжелательность  в  трудовых коллективах, идеологическая установка на добросовестный труд ради большой идеи, высокий престиж  рабочих профессий, гордость мастерством. Достоинством советской системы  следует считать высокий уровень  образованности и культуры широких  слоев населения, что конечно  сказалось на разработках науки  и техники, движении рационализаторов и изобретателей.

На сегодняшний  день наиболее успешными считаются  идеи и принципы управления качеством, разработанные в США, в частности учеными Э.Демингом (1900-1993), Д.Джураном (1904-2008), Ф.Кросби и рядом других исследователей. Эти ученые смогли сформулировать и оформить эти идеи в целостные методы обеспечения качества, которые нашли, в частности, свое отражение в международных стандартах системы менеджмента качества (СМК) серии ИСО 9000. Более того, свои идеи они проверили практически и получили прекрасные результаты.

 

14 принципов Эдвардса  В. Деминга 

1. Постоянство цели. Поддерживайте постоянство целей для стабильного совершенствования процессов производства товаров и оказания услуг. Ориентация производства на перспективные цели.

2. Новая философия. Примите новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху. Полный отказ от старой философии производства дефектной продукции.

3. Снижайте зависимость от инспекции. Устраните потребность в большом объеме контроля как способе достижения качества. Устранение контроля качества со стороны контрольных органов. Вписывание контроля в трудовой процесс.

4. Прекратите практику заключения контрактов по самым низким ценам. Не практикуйте ведение бизнеса, основываясь исключительно на цене.

5. Совершенствуйте все процессы в организации. Постоянно совершенствуйте каждый процесс с точки зрения планирования, производства и обслуживания. Постоянное совершенствование методов трудовой деятельности, отказ от устаревших приемов.

Информация о работе Современные системы менеджмента качества и методы повышения результативности и эффективности организаций