Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:46, курсовая работа
Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Таким образом, отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции управления.
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в отечественной управленческой литературе либо отсутствовало, либо в нем речь шла мимоходом, в контексте рассмотрения других проблем управления.
В литературе по менеджменту нередко можно встретить такие термины, как «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. «Понятие «персонал управления» в большей мере соответствует идее человеческого фактора в современном управлении, чем какое-либо понятие. Но еще более этой идее соответствует понятие «человеческий капитал». Это не игра в термины, а отражение совершенно другого отношения к человеку в процессе управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами:
теория вопроса…………………………………………………………………….6
1.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами
в организации……………………………………………………………………...6
1.2 Разработка тактики управления человеческими ресурсами
в организации…………………………………………………………………….18
Глава 2. Анализ стратегии и тактики управления человеческими
ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»………………………….25
2.1.Экономическая характеристика филиала НОПО «Вознесенское
райпо»…………………………………………………………………………….25
2.2. Кадровый аудит предприятия……………………………………………...26
2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими
ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»………………………….34
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии
и тактики управления человеческими ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»…………………………………………………………..42
3.1. Внутрифирменное обучение как стратегия развития кадрового
потенциала организации………………………………………………………...42
3.2. Совершенствование тактики управления человеческими ресурсами
с помощью кадровой психодиагностики………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы………………………………………………………………57
Приложение 1…………………………………………………………………….60
Приложение 2…………………………………………………………………….61
Общее число работников составляет 260 человек.
Отсюда следует, что на предприятии больше всего работников со средним профессиональным и начальным профессиональным образованием.
Главным критерием отбора является уровень профессионализма квалификации, уровень образования, способность качественно выполнять работу, опыт работы по данной специальности, соответствие профилю той должности, на которую претендует кандидат.
В целях повышения уровня кадрового планирования необходимо:
- совершенствование процесса приёма на работу с использованием передовых технологий и отбора персонала на конкурсной основе;
- обеспечение взаимосвязи и сбалансированности опережающего, с учётом трёх месяцев, кадрового планирования финансовым, производственным, техническим планами, планом реформирования технического развития;
- введение комплексного текущего планирования всех процессов управления персонала на основе анализа:
- образовательного уровня персонала;
- демографической ситуации на предприятии;
- уровня текучести, а также количества самовольных невыходов на работу, трудопотерь по уважительным причинам и др. факторов.
В целях повышения достоверности комплексности и оперативности кадровой работы в филиале необходимо:
- автоматизировать систему движения персонала (приём, переводы, увольнения).
Основными этапами решения проблемы подбора являются:
- внедрение комплексной оценки персонала с привлечением специалистов;
- совершенствование технологии работы с персоналом (аттестация кадров, резерв, ротация, повышение квалификации и переподготовка кадров);
- автоматизация системы движения персонала [33].
Особое внимание хотелось бы уделить ротации персонала филиала.
Ротация персонала - это планомерное перемещение с одной должности на равнозначную другую, в отличие от резерва, когда осуществляется подготовка для назначения на вышестоящую должность.
Ротация применяется ко всем категориям персонала: рабочим, руководителям, специалистам и служащим.
Ротация персонала проводится в целях оценки потенциала работников и наиболее рационального применения их профессиональных, интеллектуальных и творческих возможностей (подбор работы под способности человека).
Ротацию персонала рекомендуется проводить:
- один раз в 5-7 лет - для руководителей высшего звена управления;
- один раз в период от 3 до 5 лет - для всех остальных категорий;
- по мере производственной необходимости, но реже одного раза в год - для рабочих.
С учетом ныне действующего законодательства о труде, ротация персонала должна осуществляться на добровольной основе, то есть по согласию работника.
Итоги ротации подводятся на основе результатов аттестации работника методом экспертной оценки:
- анонимно опрашивается мнение 7-9 экспертов о деловых и личных качествах, профессиональных знаниях, умениях и навыках изучаемого работника. Необходимо, чтобы было представлено мнение: 1-2 работников, занимающих более высокую должность по сравнению с оцениваемым работником, в том числе (обязательно) непосредственного руководителя; 2-3 коллег, находящихся на подобных должностях, по сравнению с изучаемым работником; 4-5 работников, занимающих нижестоящие должности, в том числе и рабочих;
- работник представляет руководителю предприятия анализ работы подразделения, которое он возглавлял в процессе ротации, с указанием выявленных недостатков, перечень мероприятий по улучшению работы, обоснованные сроки выполнения мероприятий, затраты на их внедрение и ожидаемый экономический эффект.
Работа по ротации персонала стимулируется материально и морально. Применяются следующие поощрения:
- объявление благодарности;
- выдача премий;
- награждение ценным подарком.
Поощряются:
- руководители, активно занимающиеся совершенствованием системы управления персонала, в частности, путем ротации;
- работники, проявившие себя в процессе ротации.
Рассмотрим положения труда и заработной платы, которые наличествуют в филиале НОПО «Вознесенское райпо».
Рост фонда заработной платы в 2011 году вызван увеличением тарифов и окладов в связи с ростом минимального размера оплаты труда. Остальная часть роста ФЗП связана с увеличением товарооборота на 11% по сравнению с 2010 годом [34].
Неуклонный обоснованный рост заработной платы работников - одно из направлений социальной политики филиала НОПО «Вознесенское райпо».
В 2011 году по сравнению с 2010 годом средняя заработная плата персонала возросла на 9,1%.
Проведена большая работа по мотивации отдельных категорий персонала на повышение производительности труда, повышение качества продукции и труда. Пересмотрены и усовершенствованы положения о премировании рабочих. Большое внимание уделялось укреплению трудовой дисциплины и контролю за потерями рабочего времени работников.
Сильная социальная политика - важнейший фактор стабилизации социально-трудовых отношений в филиале, повышения мотивации, роста производительности и качества труда персонала, сохранения и привлечения высококвалифицированных специалистов. Она является одним из базовых элементов, на основе которых формируются принципы корпоративного поведения и реализуется через коллективный договор группы организаций и локальные нормативные акты на основе социального партнерства с профсоюзным комитетом работников организации.
2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»
Обучение и развитие персонала филиала НОПО «Вознесенское райпо» обеспечивает действующая на предприятии система непрерывной подготовки работников, которая нацелена на поддержку знаний и компетентности персонала и осуществляется по следующим приоритетным для предприятия направлениям:
- обучение системе менеджмента качества,
- обучение промышленной безопасности и охране труда,
- повышение квалификации и развитие персонала,
- профессиональное обучение рабочих.
Для совершенствования действующей на предприятии системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров решаются следующие задачи:
1. С целью удовлетворения потребности в персонале развивается внутренний рынок специалистов за счет обеспечения связи обучения персонала с планированием численности и дополнительной потребности в персонале, организации трудовой адаптации вновь принятого персонала.
2. С целью подготовки персонала к проводимым на предприятии изменениям обеспечивается более тесная взаимосвязь профессионально-технического обучения с проблемами повышения качества продукции, планами и внедрением новой техники и другими задачами, стоящими перед предприятием.
3. Внедряется система материального и нематериального стимулирования повышения квалификации и переподготовки кадров, передачи имеющегося опыта работникам предприятия.
4. С целью оптимизации процесса обучения внедряются действенные механизмы учета, контроля и анализа процесса обучения.
5. С целью обеспечения управленческой компетентности руководителей предприятия шире применяются разнообразные виды обучения за счет организации краткосрочных курсов повышения квалификации, деловых игр, тренингов с приглашением квалифицированных преподавателей ВУЗов, а так же участия в презентациях и выставках.
6. Обеспечиваются условия для самообразования управленческого персонала путем приобретения научно-технической, учебной литературы, периодических изданий.
7. Уделяется особое внимание оценке результативности и эффективности обучения, учитывать ее в ходе оценки персонала (Приложение 1,приложение 2).
Оценка проводится для определения потенциала работника на соответствия вакантному или занимаемому рабочему месту (должности) и выполняется тремя способами:
1. Оценка потенциала работника. Данная оценка позволяет руководителю наметить те направления индивидуальной работы, которые помогут работнику сформировать необходимые установки и лучше усвоить предъявляемые требования к выполнению должностных обязанностей.
Инженерно-технические работники предприятия оцениваются на соответствие профилю компетентности должности. Рабочие проходят оценку уровня профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы.
2. Оценка индивидуального вклада работника. Дает возможность более эффективно использовать потенциал персонала предприятия, предусмотреть повышение заработной платы. С этой целью на предприятии периодически проводится оценка деловых качеств эффективности труда персонала.
3. Аттестация кадров - форма комплексной оценки кадров, по результатам которой принимаются решения о дальнейшем карьерном росте, перемещении или увольнении работника.
Результаты оценки являются основой для кадрового планирования, расчетов потребности в дополнительном персонале, составления планов обучения, организации замещения вакантных должностей и материальной мотивации сотрудников.
Для совершенствования действующей системы оценки персонала в филиале необходимо:
1. Разработать критерии соизмерения труда в сфере производства и управления.
2. Усовершенствовать методику оценки индивидуального вклада работников в производство. Для повышения эффективности управления персоналом на основе ежегодной оценки деятельности руководителей и специалистов необходимо усовершенствовать работу:
- с резервом кадров на руководящие должности;
- по планированию карьеры специалистов;
- по формированию «Золотого фонда рабочих» и обеспечению его состава материальными стимулами с учетом результативности труда;
Совершенствование работы с молодыми специалистами является одним из приоритетных направлений кадровой политики. Старение персонала и недостаток молодых кадров является сегодня важнейшим фактором, значение которого в перспективе заметно возрастает.
Причины нежелания работать на производстве имеют экономические, социальные и психологические корни:
- низкие реальные доходы работников;
- неблагоприятные условия труда;
- неэффективная система материальных и нематериальных стимулов привлечения молодежи на предприятие;
- снижение привлекательности специальностей для молодежи.
Для привлечения молодежи на предприятие необходимо реализовать комплекс управленческих и организационно-технических мер:
1. Внедрить специальные программы по адаптации и управлению карьерой молодых специалистов.
2. Поощрять рабочие династии и традицию преемственности поколений.
3. Заключить договор с ВУЗами на подготовку специалистов дефицитных для предприятия специальностей.
4. Разработать и внедрить мероприятия по мотивации молодых специалистов технических специальностей, привлекаемых на предприятие.
5. Продолжить развитие молодежного движения.
Критерии и методы отбора рабочих в «Золотой фонд»:
- значимость профессии для производства и квалификационный разряд:
- экспертный опрос (оцениваются профессиональные и личностные характеристики, качество труда). Кандидат для включения в «Золотой фонд» должен получить наивысшую экспертную оценку;
- степень теоретической подготовки - оценивается квалификационной комиссией предприятия;
- уровень профессионального мастерства - оценивается квалификационной комиссией предприятия путем выполнения пробных работ;
- опыт (стаж) работы по профессии - не менее, как правило, 5-ти лет;
- владение смежными профессиями.
В настоящее время в филиале НОПО «Вознесенское райпо» наиболее распространены четыре модели служебной карьеры: трамплин, лестница, змея и перепутье.
Главный недостаток модели служебной карьеры «Трамплин» заключается в том, что практически не используется опыт руководителя после его увольнения с должности директора предприятия.
Модель служебной карьеры «Трамплин»
Заместитель
директора