Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:46, курсовая работа
Для всех организаций, больших и малых, производственных и действующих в сфере услуг, управление людьми имеет первостепенное значение. Таким образом, отобранных, расставленных и профессионально подготовленных людских ресурсов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Это положение является основополагающим в концепции управления.
До последнего времени само понятие «управление персоналом» в отечественной управленческой литературе либо отсутствовало, либо в нем речь шла мимоходом, в контексте рассмотрения других проблем управления.
В литературе по менеджменту нередко можно встретить такие термины, как «управление трудовыми ресурсами», «рабочей силой», «людскими ресурсами» и др. И это не случайно. «Понятие «персонал управления» в большей мере соответствует идее человеческого фактора в современном управлении, чем какое-либо понятие. Но еще более этой идее соответствует понятие «человеческий капитал». Это не игра в термины, а отражение совершенно другого отношения к человеку в процессе управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами:
теория вопроса…………………………………………………………………….6
1.1 Разработка стратегии управления человеческими ресурсами
в организации……………………………………………………………………...6
1.2 Разработка тактики управления человеческими ресурсами
в организации…………………………………………………………………….18
Глава 2. Анализ стратегии и тактики управления человеческими
ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»………………………….25
2.1.Экономическая характеристика филиала НОПО «Вознесенское
райпо»…………………………………………………………………………….25
2.2. Кадровый аудит предприятия……………………………………………...26
2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими
ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»………………………….34
Глава 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии
и тактики управления человеческими ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо»…………………………………………………………..42
3.1. Внутрифирменное обучение как стратегия развития кадрового
потенциала организации………………………………………………………...42
3.2. Совершенствование тактики управления человеческими ресурсами
с помощью кадровой психодиагностики………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………….54
Список литературы………………………………………………………………57
Приложение 1…………………………………………………………………….60
Приложение 2…………………………………………………………………….61
Рассматривая специфику подходов внутрифирменного обучения, можно выделить два направления обучения, которым должно придерживаться руководство филиала: традиционное и интегрированное, совмещенное с организационным развитием. Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения дает табл. 3.2.
Традиционное и интегрированное обучение персонала
в филиале НОПО»Вознесенское райпо»
Параметры | Традиционное обучение | Интегрированное обучение |
Объект
Содержание
Обучающиеся
Учебный процесс
Стиль обучения
Цели обучения
Форма проведения
Ответственность за проведение Стабильность программы Концепция обучения
Участие в подготовке учебных и других программ Направленность
Активность участников | Отдельный руководитель
Основы управленческих знаний и навыков Руководители младшего и среднего звена Основан на информации и рационализации
Исходит из предметов и особенностей преподавателей
Рациональность и эффективность
Местные семинары, курсы
Преподаватели, организаторы
Стабильная
Адаптация руководителей к нуждам предприятия Участники не включены в составление учебных программ Ориентация на знания, которые могут пригодиться в будущем
Как правило, малоактивны | Группы, межгрупповые связи, руководитель и группа Коммуникативные навыки, умения разрешать проблемы Все руководители вплоть до высшего звена Основан на информации, рационализации, коммуникации и эмоциях
Исходит из особенностей участников, их опыта, проблем, отношений и умений консультантов Приспособление, изменение, ин- формирование Свободный выбор форм в зависимости от необходимости и ситуации Участники
Гибкая программа, адаптированная к ситуации Одновременно изменить руководителей и организацию Руководители принимают участие в составлении программ изменения предприятия Ориентация на конкретное изменение
Как правило, очень активны |
3.2. Совершенствование тактики управления человеческими ресурсами с помощью кадровой психодиагностики
Вторым шагом по совершенствованию стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо» может стать кадровая психодиагностика.
Кадровая психодиагностика - область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности - субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений.
Кадровая психодиагностика в филиале должна быть направлена на изучение таких качеств работника, которые имеют значение с точки зрения его профессиональной успешности, развития и эффективного межличностного взаимодействия в процессе труда. Индивидуально-психологические особенности личности - динамичная, меняющаяся в процессе жизни и деятельности система. Поэтому их изучение и анализ должны строиться с позиции раскрытия потенциала личности для дальнейшего развития.
Необходимо принять решение об использовании в консультационной работе при оценке персонала психологических тестов означает необходимость включения технологической цепочки, состоящей из ряда последовательно реализуемых этапов:
Этап 1 - профессиографический. Осуществляется изучение, анализ и систематическое описание профессиональной деятельности.
Результатами такого анализа будут являются:
- профессиограмма - комплексное описание профессиональной деятельности, составленное с учетом выдвигаемых администрацией филиала целей (например, профотбор, разработка системы обучения и повышения квалификации, автоматизация технологических процессов и пр.);
- психограмма - список психологических профессионально важных качеств работника, влияющих на его эффективность в процессе достижения профессионально значимого результата.
Этап 2 - критериальный. Результаты анализа трудовой деятельности позволят сформулировать критерии, которые впоследствии могут использоваться при: 1) разработке процедуры профессионального психологического отбора; 2) создании программ адаптации, обучения и развития сотрудников; 3) формировании систем материального стимулирования и аттестации персонала.
Этап 3 - технологический. Осуществляется разработка технологии психологического обследования. Под критерии психологической оценки подбираются методики, разрабатывается алгоритм анализа и интерпретации результатов, разрабатываются форма и структура представления результатов.
Конечным результатом психологической диагностики будет являться описание свойств оцениваемого работника - экспертное заключение. Можно выделить два аспекта, существенно влияющих на эффективность его дальнейшего звания. Первый из них имеет содержательный характер с параметрами описания результатов. Второй связан с формой (видом) представления результата.
Параметры описания. При реализации технологического подхода к кадровой психодиагностике существенное значение имеют состав и содержание системы критериев, по которым осуществляется оценка сотрудника (кандидата); структура изложения результатов диагностики; терминология, которая используется для описания. При таком подходе возможны следующие трудности:
1) использование специалиста-психодиагноста в качестве «черного ящика», в который «на входе» загружаются промежуточные результаты диагностических методик с получением «на выходе» итоговых результатов в структуре и терминах необходимых критериев и психологических качеств. В этом случае консультанту необходимы: а) очень высокая квалификация; б) хорошее знание той профессиональной деятельности, для которой осуществляется профотбор;
2) разработка формального механизма пересчета промежуточных результатов (данных тестов) в итоговые с применением аппарата математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ). Такой подход позволяет обрабатывать большой объем информации о результатах оценки при минимальных затратах времени, однако требует серьезной и продолжительной исследовательской работы, существенных затрат на разработку и большого объема данных для верификации. В кадровом консультировании филиала будут использоваться четыре основных вида представления результатов диагностики, удобные с точки зрения принятия кадровых решений.
1) Расчет баллов по критериям оценки. Дает информацию о степени выраженности качеств - критериев оценки. Результаты тестирования в виде баллов по критериям оценки могут эффективно использоваться представителями администрации только при четком и однозначном понимании ими критериев оценки. При такой форме представления результатов возникают трудности при необходимости быстро сравнивать результаты отдельных респондентов из большой выборки друг с другом, особенно при большом количестве критериев оценки. Положительным моментом является простота последующего использования методов статистического анализа информации по большому количеству обследованных.
2) Результаты ранжирования (рейтинг, место в списке). Получаются путем сравнения результатов разных людей на основе интегрального (комплексного) балла. Этот способ представления результатов наиболее очевидно представляет положение человека по отношению к другим оцениваемым из данной группы. Он позволяет выбрать лучшего из имеющихся. Однако скрываются индивидуальные специфические особенности отдельного человека, минимизируется возможность анализа его индивидуального стиля деятельности.
3) Результаты категоризации (отнесение к той или иной группе, классу). Такой способ представления результатов представляет собой диагноз в его элементарном варианте («больной»-«здоровый»; «пригоден»- «не пригоден»). В той или иной форме содержит готовое решение, что упрощает использование результата диагностики и в максимальной степени увеличивает ответственность эксперта, а также снимает проблему интегрирования разнородных показателей.
4) Содержательное описание (заключение, портрет, характеристика). Наиболее сложная работа для консультанта, требующая синтезировать имеющиеся у него данные психодиагностики в качественное описание личности. В этом случае ожидается получение целостного «психологического портрета» каждого из оцениваемых. В результатах, представленных таким образом, вероятность технических ошибок ниже, поскольку заключение строится на основе прямого содержательного анализа и описания полученных данных.
Можно предложить основные типы психодиагностических методик для применения в филиале НОПО «Вознесенское райпо»:
1) Объективные тесты, в процессе выполнения которых испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. 2) Стандартизованные самоотчеты:
а) Тесты-опросники более часто используются в кадровой работе. Опросники позволяют оценить сразу несколько психологических черт. Возможные варианты ответов:
- «верно» или «неверно»
- «да», «иногда», «нет»
б) Открытые опросники представляют собой списки вопросов или неоконченных предложений, для которых предусмотрена особая форма обработки. Это биографические опросники, направленные на изучение психобиографии испытуемого - один из популярных на Западе методов прогноза профессиональной успешности. Широкое распространение получили так называемые «неоконченные предложения». В них испытуемому предлагают развернуто дописать фразы. Например:
- Моя работа - это прежде всего...
- Качества, которые больше всего ценятся руководством сотрудниках фирмы - это...
в) Шкальные техники. В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам.
3) Проективные методики. Инструкции проективных тестов предлагают человеку «спроецировать» себя в заданную ситуацию и создать на ее основе некоторый индивидуальный продукт в виде текста, рисунка, рассказа, эмоционального состояния и пр.
4) Аппаратурные методики. Предполагают использование специальной аппаратуры для изучения индивидуально-психологических особенностей испытуемого. Как правило, с помощью аппаратурных методик оцениваются особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия).
5) Диалогические методики. Предполагают непосредственный контакт психодиагноста и испытуемого. Эти техники требуют высокой коммуникативной компетентности.
Заключение
В заключение курсовой работы целесообразно подвести итоги. В первой главе были раскрыты теоретические аспекты стратегии и тактики управления человеческими ресурсами.
Эффективное управление человеческими ресурсами выдвинулось в число практических задач, факторов, экономического успеха. Оно призвано обеспечить благоприятную среду, в которой реализуется трудовой потенциал, развиваются личные способности, люди получают удовлетворение от выполненной работы и общественное признание своих достижений.
День ото дня становится все больше организаций, которые осознают, что управление персоналом должно быть интегрировано в общую систему руководства и стратегического планирования. Речь не идет о смене ориентации кадровых служб. Наоборот, утверждается взгляд, что служба персонала должна определять стратегическое направление своей собственной работы, которое делает ее необходимым звеном в общей структуре управления. Учет этих направлений в практической работе позволяет определить возможную организационную структуру службы управления персоналом крупной организации.
Во второй главе курсовой работы мною был дан анализ стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо».
Во-первых, была дана общая характеристика филиала.
Во-вторых, был рассмотрен кадровый аудит предприятия, который включает такие показатели, как численность, возрастной состав работников филиала НОПО «Вознесенское райпо», а также мотивацию, ротацию персонала филиала.
В-третьих, были выявлены уже выработанные на предприятии определенные стратегии и тактики управления человеческими ресурсами: обучение и развитие персонала, формирование «Золотого фонда рабочих», продвижение работников по служебной лестнице.
На основании изученных данных мною были разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в филиале НОПО «Вознесенское райпо».
Первым предложением выступило внутрифирменное обучение как стратегия развития кадрового потенциала организации.
В филиале НОПО «Вознесенское райпо» первый практический шаг в работе по становлению и/или развитию стратегического управления надо делать в виде обучающего семинара. Например, это может быть семинар (тренинг) "Стратегический менеджмент как средство достижения бизнес-успеха" или семинар "Как поставить и/или развивать стратегический менеджмент в современных условиях".