Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 22:18, реферат
Цель работы – рассмотрение важнейших аспектов организационной культуры и её влияния на эффективность деятельности организации.
С теpмином "культуpа" часто связывают музыку, живопись, дpевнии цивилизации, но в совpеменной жизни этот теpмин используется гоpаздо шиpе. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих общее понимание своих целей, значения и места, своих ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры.
Введение…………………………………………………………………………..3
§1. Сущность организационной культуры
Понятие организационной культуры………………………………………..5
Структура организационной культуры……………………………………...7
Формирование организационной культуры………………………………..10
Содержание организационной культуры…………………………………..15
§2.Организационная культура на примере туристской компании
2.1 Организационная характеристика туристской фирмы……………………..18
2.2 Организация работы в туристской фирме…………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………...25
Список используемой литературы……………………………………………….26
Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие:
- миссия и стратегия (определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии исполнения этой миссии).
- цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
- средства (ресурсы, используемые
для достижения целей; консолидация
усилий в достижении выбранной
цели; адаптация организационной
структуры, оптимизация систем
- контроль (установление индивидуальных
и групповых критериев
- корректировка поведения (создание
системы поощрения и наказания,
увязанной с выполнением или
невыполнением поставленных
Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.
В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах: 1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации; 2) разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов; 3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.
Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей "высокой технологии" присуще наличие культуры, содержащей "инновационные" ценности и веру "в изменения". Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.
Организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены организации, хотят они этого или нет, приносят с собой груз прошлого опыта, в котором нередко таятся "вирусы" других культуры. Иммунитет организации от подобных "инфекций" зависит от силы ее культуры, которая определяется тремя моментами:
- глубиной;
- той степенью, в какой ее разделяют члены организации;
- ясностью приоритетов.
"Глубина" организационной культуры
определяется количеством и
Таким образом, сильная культура имеет более глубокие корни в сознании людей, она разделяется большим числом работников и в ней более четко определены приоритеты. Соответственно, такая культура имеет более глубокое влияние на поведение работников в организации.
Сильная культура не только создает преимущества для организации, но может также выступать серьезным препятствием на пути проведения организационных изменений. "Новое" в культуре вначале всегда слабее. Поэтому оптимальной для реорганизации, по-видимому является умеренно сильная организационная культура.
Среди :
1. Декларируемые менеджментом
2. Ролевое моделирование, выражающееся
в ежедневном поведении
3. Внешние символы, включающие систему
поощрения, статусные символы, критерии,
лежащие в основе кадровых
решений. Культура в организации
может проявляться через
4. Истории, легенды, мифы и обряды,
связанные с возникновением
5. Что (какие задачи, функции, показатели
и т.д.) является предметом
6. Поведение высшего руководства
в кризисных ситуациях. В данных
ситуациях менеджеры и их
7. Кадровая политика организации. Кадровая политика, включающая принятие на работу, продвижение и увольнение работников является одним из основных способов поддержания культуры в организации. На основе каких принципов руководство регулирует весь кадровый процесс, сразу становится видно по движению сотрудников внутри организации. Критерии кадровых решений могут помочь, а могут и помешать укреплению существующей в организации культуры. Так, присущая конвейерному производству текучка кадров на сборочных линиях побудила многие компании перейти либо к групповому подходу в работе, либо к переходу к методам групповой работы, свойственным японскому менеджменту. Важную роль играют критерии для поощрений и должностного роста. Постоянная демонстрация того, что организация неизменно связывает поощрения и должностной рост работников с их усердием и эффективностью, может иметь огромное значение для формирования поведения сотрудников. Некоторые исследователи считают именно систему поощрений и наказаний самой важной в формировании организационной культуры.
Определяющее влияние на организационную культуру оказывают действия высших руководителей. Их поведение, провозглашенные ими лозунги и нормы, а главное— организационные ресурсы, направленные на их реализацию и утверждение в сознании членов организации, становятся важнейшими ориентирами поведения работников, которые нередко служат более важным фактором организации поведения, чем формализованные правила и требования.
При всей важности организационной культуры для эффективного функционирования предприятия, её изучение, измерение и оценка представляют значительную сложность. Как правило, изучение и обобщение конкретных проявлений организационной культуры является долгим и трудоёмким процессом, который включает анализ всех семи указанных выше факторов. Нередко организационную культуру отождествляют с ценностями, предполагая, что те ценности, которые превалируют в индивидуальном сознании, в совокупности создают общую ценностную атмосферу в организации. Это подход позволяет получить количественную характеристику представлений, доминирующих в организации. Действительно, ценности имеют непосредственное отношение к организационной культуре, однако растворять их в последней вряд ли правомерно, так как ценностные ориентации прежде всего являются важнейшими элементами внутренней структуры личности. Поэтому рассмотрение ценностей в большей степени относится к индивидуальному уровню.
1.4 Содержание организационной культуры
Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. Ф. Харрис и Р. Моран предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре.
1. Осознание себя и своего
места в организации (в одних
культурах ценится
2. Коммуникационная система и
язык общения (использование устной,
письменной, невербальной коммуникации,
"телефонного права" и открытости
коммуникации варьируется от
организации к организации; профессиональный
жаргон, аббревиатуры, язык жестов
специфичен для организаций
3. Внешний вид, одежда и представление
себя на работе (разнообразие
униформ, деловых стилей, нормы использования
косметики, духов, дезодорантов и
т.п., свидетельствующие о
4. Привычки и традиции, связанные
с приемом и ассортиментом
пищи (как организовано питание
работников в организации, включая
наличие или отсутствие
5. Осознание времени, отношение
к нему и его использование
(восприятие времени как
6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).
7. Ценности и нормы (первые представляют
собой совокупности
8. Мировоззрение (вера/отсутствие веры в: справедливость, успех, свои силы, руководство; отношение к взаимопомощи, к этичному или недостойному поведению, убежденность в наказуемости зла и торжестве добра и т.п.).
9. Развитие и самореализация
работника (бездумное или осознанное
выполнение работы; опора на интеллект
или силу; свободная или ограниченная
циркуляция информации в
Информация о работе Сущность и содержание организационной культуры